Страницы

вторник, 12 февраля 2013 г.

Корни нравственности

  Ребенок не рождается злым, жестоким или добрым.
Нравственные качества ему предстоит приобрести. Они формируются у детей с самого раннего возраста. Многое начинается с привычки.

Нравственное поведение - поведение глубоко сознательное, основанное на принятых человеком моральных принципах, на его мировоззрении.
Однако ребенок, еще не способный к сознательным нравственным поступкам, под руководством взрослых усваивает привычные нормы поведения, которые соответствуют нормам морали и этики, принятым в нашем обществе.


Десятимесячный карапуз уцепился за дедушкин нос и теребит его. "Ну и силач!" - умиляется дедушка, едва сдерживаясь от боли. Через год тот же малыш топает ножкой, требуя дедушкины очки. "Такой любознательный!" - уже с меньшим умилением, но с гордостью заявляет дедушка. А еще через год ребенок бросается на дедушку с кулачками: "Своенравный бесенок!" - теперь уже возмущается дед.

Безусловно, нет никакой фатальной предопределенности дальнейшего поведения малыша, поднявшего руку на дедушку. Еще, как говорится, все впереди. Но в лучшем случае что-то уже надо преодолевать, что-то уже осело в ребенке и пустило корни, хоть и неглубокие.
Малыш уже привык, что ему все дозволено. А встретив возражение, пускает в ход кулачки. 
Если отношение взрослых к нему не изменится - это и есть худший вариант, - вырастет злой, жестокий мальчик, а потом и мужчина.

Ребенку нет еще и года, а его приучают погладить куклу по голове, покормить игрушечную собачку (сами же взрослые могут на глазах у малыша покормить и живую), кошку или птичку.
На втором году малыша учат делиться с окружающими сладостями, игрушками, сочувствовать тому, кто упал, ушибся, плачет. Ребенок чуть постарше приобретает привычку помогать младшим.
В детском саду ребенок получает богатый опыт взаимоотношений со сверстниками. 

В формировании нравственности с успехом могут использоваться игра, детские праздники, где ребенок может выступить в роли гостеприимного хозяина, угощая и одаривая участников.
Играя, например, в доктора, малыш приобретает качество, как готовность оказать помощь "пострадавшим" - плюшевым зайцам, мишкам или сверстникам. 

Взрослые поддерживают подобные игры, включаясь в детскую игру, руководя ею и развивая сюжет.
(По материалам книги Л.И. Каплан "Посеешь привычку - пожнешь характер").

3 комментария:

  1. Согласна, Анна, мудрые слова всегда помогают. Хотите секрет? Год выпуска данного пособия для воспитателей (из которого взята статья) - 1976!

    ОтветитьУдалить
  2. Да, современные книги порой не имеют такого прекрасного содержания:(.

    ОтветитьУдалить