Страницы

суббота, 16 февраля 2013 г.

Аванс, или Как хвалить за то, что будет


ВЫ ЭТО УЖЕ УМЕЕТЕ.
Вам нужно только осознать и развить умение. Вы хорошо помните случаи, когда это получалось, и навек благодарны тем, кто в свое время поступал с вами так же.
ВЫ УМЕЕТЕ одобрять заранее - внушать человеку веру. Поддержать, одобрить в трудную минуту или в предвидении новых трудностей и страданий - ВЫ УЖЕ ЗНАЕТЕ, как это делается, ВЫ ПОНИМАЕТЕ, ЧУВСТВУЕТЕ.
У вас есть для этого необходимая внимательность, и умение вжиться, и способность к импровизации, и конечно же, доброта...

Супруги, родители, воспитатели, педагоги! Начальники большие и маленькие, подчиненные абсолютные и относительные! Всем, всем, всем! Владеющий этим, даже если безграмотен и неумел во всем прочем, может творить чудеса.

Это ключ к человеку. К маленькому, растущему - самый главный, самый необходимый. И ведь мы действительно все это отчасти чувствуем, отчасти понимаем и отчасти умеем. Кто же из нас не одобрит похвалой первые шаги малыша, первые усилия что-то сказать, попытки самостоятельности?..

Здесь мы действуем инстинктивно и абсолютно правильно.
            Это АВАНС.


Но дальше мы забываем, что жизнь начинается сначала во всякий миг, что каждый шаг - первый. Дальше это уже не так очевидно...
Если вы хвалите человека за то, чего у него нет, это еще не значит, что вы говорите неправду.

Есть действительное, и есть возможное.

Вступая в область возможного, нельзя поручиться за истинность своих мнений и предположений. Но мы можем верить и высказывать веру. И мы имеем право объявлять то, чего нет, и даже противоречащее действительности - существующим, если мы в это верим. НАША ВЕРА СПОСОБНА ПРЕВРАЩАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ.

Поверить в возможное. И передать веру - внушить.
Если вы хотите научить своего ребенка самостоятельно одеваться, убирать игрушки, делать зарядку, сидеть не горбясь, быть хорошим, не хвастаться  -  короче, делать, что надо, быть таким, каким надо,
НАЧИНАЙТЕ ВСЕГДА С ПОХВАЛЫ - 
если нужно, сперва показав, как, подав пример, сделав вместе, - конкретно, по обстоятельствам, но обязательно,
ДАЖЕ ЕСЛИ НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ,
сначала хвалите, усердно и щедро, не боясь перехвалить, за малейшие попытки достигнуть желаемого, за попытку к попытке!

Вот он, главный воспитательный момент - 
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОДОБРЕНИЕ:
Ты этого хочешь!
Ты это сможешь!
Ты это почти можешь!
Ты сильнее, смелее, умнее,
Ты лучше, чем кажется!..

А что чаще на практике?..
"Я же тебе показала! Вот так завязывай!.. Да что же ты... Пусти, дай я сама! Бестолочь!"
"Ты что, последнюю извилину потеряла? Тупица!.."
Опережающее неодобрение - зловреднейшее отрицательное внушение.
"Опять явишься в двенадцать ночи? ПОСЛЕ ПОЛДЕСЯТОГО ДОМОЙ НЕ ПРИХОДИ!!!"
И не приходит.
Нетерпение, раздражение – не страшны. Страшно неверие. 
Не забудем хотя бы шуточно поздравить своего ребенка с первой школьной отметкой, даже если это всего лишь двойка.
Если: "Двойка?.. Эх ты!.. Что ж ты... Как не стыдно, а?" - рискуем сразу и навсегда отбить охоту учиться.

ВНИМАНИЕ! Очень важно!
Похвалите ребенка с утра, и как можно раньше. Это аванс на весь долгий и трудный день, не забудь, родитель! И похвала на ночь (или просто поцелуй или ласковое "доброй ночи") тоже не навредит...

2 комментария:

  1. Потрясающий пост! Спасибо огромное, за напоминание, ведь порой все так просто, а мы ломаем себе голову.

    ОтветитьУдалить
  2. Да, книга Владимира Леви "Нестандартный ребенок" о Человеке. О понимании и любви.Она вся из состоит из отличных рекомендаций, которые хочется написать в блоге.

    ОтветитьУдалить