Детям очень много
можно объяснить,
лишь бы объясняющий
сам понимал
ясно предмет, о
котором взялся говорить
с детьми и умел
говорить человеческим языком
Н.Г.Чернышевский
Речь
– не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти,
информации, средство управления поведением других людей. Не случайно считается,
что речь человека – его визитная карточка.
Насколько грамотно выражается
педагог, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в
профессиональной деятельности.
К сожалению, многие педагоги делают ошибки в
произнесении элементарных повседневных словах…
К речи педагога сегодня
предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи
рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу
необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации,
которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на
семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей
навыков точности словоупотребления.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и
отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что
именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных
компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных
способов внутритекстовой связи.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.
Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей
дошкольного возраста. Педагогу необходимо
заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование
слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и
создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога
является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными
средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и
др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи
ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого,
формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью
оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном
возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый
лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса
ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления,
выразительности и образности речи.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и
условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего,
обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает
педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения,
умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться
на ситуацию общения, собеседника и др.).
К вышеперечисленным требованиям
необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств
общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его!
Позвольте провести небольшой ликбез
«Пожалуйста, говорите правильно!»
Буквально несколько слов, которые встречаются в нашей речи ежедневно!
Класть, а не
лОжить!
СозвонИмся,
а не созвОнимся!
Не понялА, а
не пОняла!
ПолдниЧать, а не полдниКать!
ПолдниЧать, а не полдниКать!
ТеЧёт кран,
а не теКёт!
ПропылесоШу,
а не пропылесоСю!
Протру пыль,
а не протЕру!
И не В заде, а Сзади!
И не В заде, а Сзади!
А теперь небольшой пример-анекдот из личной жизни
Пришла в поликлинику, заняла очередь в регистратуру.
Стою. Подходит женщина лет 50-55, спрашивает: "Кто крайний?". Я
отвечаю (с паузой между словами): " Я..., последняя..."
На что она мне говорит: "Ну, кто последний, а я
крайняя, рано мне ещё в последний путь!" (и что-то еще в этом роде). Я ей
спокойно отвечаю: "Вы не правы, обратитесь к словарю».
Так она не унимается, пытается меня учить: « Я знаю,
что я говорю, иначе бы так не говорила!»
Я промолчала, ну что возьмешь с самоуверенных «грамотеев»?
А в довершении ко всему этому, подходит молодой человек и очень громко
спрашивает: «Кто крайний?»
Эта дама (ладно, ей простительно, она не педагог!), посмотрев гордо в мою сторону: «Я!»
ЛЮДИ!!! Пользуйтесь иногда толковым словарем!
)))что тут скажешь: словари - сила! А мне еще нравятся словари Фразеологизмов.
ОтветитьУдалитьЖаль только, что немногие считают нужным, хотя бы иногда, в них заглядывать...
УдалитьЗамечательная статья! Иногда неправильная речь очень режет ухо (хотя моя речь тоже ооочень далека от идеала). Одна моя хорошая знакомая говорит "чижело" и не считает это не правильным :(.
ОтветитьУдалитьДа... согласна с Вами , Анна, на все 100%!
УдалитьЗамечательный пост, я с Вами согласна!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ольга, рада, что заглянули!!! Спасибо, что записались в ПЧ. Будем общаться!
УдалитьМеня всегда интересовали вопросы языка, речи. Ваш пост понравился. Согласна - над языком надо работать
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Лариса Германовна! Приятно познакомиться! Добро пожаловать в блог "Ни минуты покоя"! Будем общаться!!! Спасибо!
УдалитьМожно добавить"звОнит - звАнит".
ОтветитьУдалитьДа наша речь нуждается в постоянной шлифовке. Но бывают ситуации, когда педагогу нужно сделать замечание. Девчата, в какой форме вы бы приняли такое замечание без обиды?
А бывает и так, что сделаешь замечание об ошибке в речи, педагог согласится, но все равно продолжает так говорить. Что это?
УдалитьА вообще люди редко адекватно относятся к замечаниям по поводу неправильного произнесения слов, начинают язвить: "А, ну-да, ты же филолог..."!И начинают уже за мной следить, подковыривать.
вообще-то звонИт, а не звОнит. ;))
УдалитьЖанна Витальевна, перятянула Ваш пост к себе.
ОтветитьУдалитьУ нас годовая задача прямо по этой теме. А Ваш материал - готовая памятка для педагога. Спасибо!
Перетягивайте, Надежда Степановна, не жалко. В свое время я тоже нашла этот материал в Интернете (кстати, внизу статьи указан источник), лишь немного сократила и добаила свое.
УдалитьБыла бы польза.
Замечательный пост, Жанна Витальевна! Постоянно обращаюсь к словарю, но знаю, что все равно встречаются ошибки. Борюсь постоянно.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Эльвира Ульфатовна!
УдалитьБлагодарю, приятно, что зашли по ссылке.
Конечно людям, которые работают с детьми необходимо постоянно совершенствоваться. И в этом нет ничего зазорного, если подзабыл что-то, то почему бы не заглянуть в словарь или не повторить правила...