Страницы

среда, 11 сентября 2013 г.

Как приучить ребенка к порядку?

Уважаемые взрослые!
Поговорим сегодня о том, как приучить ребенка к порядку? 


Вы впервые  привели малыша в дошкольное учреждение, теперь он в находится в обществе сверстников.  Как он будет реагировать на просьбы и замечания взрослых, и  будет ли разбрасывать или  убирать  игрушки  на место   - это заслуга родителей. То, чему Вы его  научили до поступления в детский сад.

Если кому-то нужна консультация, то приглашаю прочесть данный материал. Возможно, что он Вам поможет в воспитании ребенка. 

Консультация для родителей

Ребенок начинает помогать родителям примерно с года. Он может откликнуться на просьбу передать салфетку, дать маме игрушку. Примерно в это же время стоит приучать его убирать в ящик ту игрушку, с которой он наигрался, и только после этого разрешить ему заняться другой. Малыш рассматривает книжки?
Ему будет удобнее и спокойнее, если Вы поможете ему взять одну, а остальные чуть отодвинете в сторону. Если он потянулся за следующей, предложите ему вначале вернуть на место ту, с которой он играл.
Впрочем, если ребенку важно играть сразу с двумя-пятью книжками, не старайтесь его переубедить. а вот если он готов заняться строительством башни, необходимо сказать: "Митя наигрался с книжками и хочет играть с кубиками. Молодец, Митя! Ну-ка, давай поставим книжки на место, а затем мама даст Мите кубики". Он хочет рисовать? Прекрасно. "Митя, сперва, нужно собрать все кубики в эту корзинку, а потом мы вместе непременно будем рисовать".
Чем старше ребенок, тем сложнее его игра. Уже в два года ему нужна и книжка, и кукла: он "читает" кукле книжку. Или - зверюшки, поезд и посуда: зверюшки едут в поезде, а на остановках Митя их кормит. Сколько игрушек нужно давать ребенку одновременно? Ровно столько, сколько необходимо ему для его игры. 
Это может быть набор из ста кубиков. Или тридцать машин, гараж и водители с механиками. Или кукла, весь её гардероб, её кухня, коляска и набор юного доктора.
Когда Вы попросите полуторагодовалого ребенка убрать за собой книжки или машинки, то вряд ли услышите бурные протесты. А вот ребенок постарше может начать капризничать из-за того, что убирать ему не хочется.
Произойти это может по двум причинам.
Первая - он просто чуть повзрослел и теперь испытывает Вас: что, мол, случится, если я не подчинюсь? Твердо и спокойно настаивайте на выполнении поручения, спросите, нужна ли Ваша помощь. Если он заартачился - не вступайте в бой. Отступите. Через пять минут он непременно прискачет к Вам за соком. Доброжелательно и твердо скажите, что дадите ему сок, как только он закончит незавершенную работу: "Я налью тебе соку после того, как ты соберешь кубики. Тебе помочь или ты сам?"
Вторая причина, по которой малыш может отказаться убирать, это страх не справиться с задачей. Вспомните себя: Вы выходите на кухню после того, как у Вас на Новый год гуляли все тридцать Ваших друзей и родитчей. Знакомо Вам раздражение и минутный приступ слабости - с чего начать уборку авгиевых конюшен? такое же ощущение подавленности и страха испытывает маленький ребенок при виде хлмов из кубиков, мишек, зайцев, машин.
Игрушек много, они раскиданы по всей комнате, ребенку не справиться с работой.
Здесь Ваша помощь неоценима. Сядьте на пол, помогите малышу разделить непосильную проблему на простые и выполнимые задачи: "Давай мама положит этот кубик в ящик. А ты принеси вон тот, красный. Теперь мама положит этот маленький синий, а ты принеси вон тот большой желтый. Теперь дай мне два зеленых! Ах, молодец! Вот у меня какой хороший помощник!".
Так Вы учите сразу нескольким вещам: порядку, солидарности, взаимопомощи, а заодно ведете очень важное занятие, где ребенок постигает концепцию цвета, размера, зачатки счета. Если Вас раздражает это занятие, то оно будет раздражать и Вашего ребенка. Вы цедите указания сквозь зубы - он протестует. Вы спокойны, тверды и доброжелательны - он спокойно выполняет задание. Уверена, что Вы не станете проявлять настойчивость, но сами незаметно все приберете, если малыш болен или очень расстроен.
Если все же Ваши попытки призвать ребенка к порядку позитивными методами провалились, не беспокойтесь: есть на него управа! "Убери, пожалуйста, игрушки, иначе я сама соберу их и спрячу до послезавтра". Он не внял Вашим словам, притворился глухим.

Не выходите из себя. Соберите все игрушки с пола в одну коробку и спрячьте на два дня. А что, если у малыша уйма игрушек и он не хватится тех, что Вы спрятали? Повторите процедуру на другой день. Рано или поздно он хватится своих книжек и машинок.
Тут-то его и ждет серьезный урок: "Ты не убирал игрушки, я спрятала их, как и обещала, так что ты получишь их только послезавтра". 

Вам придется проявить твердость и не поддаться на уговоры, что ему вот только книжку про "Теремок" или маленький конструктор. Послезавтра! Перед тем как вернуть игрушки, непременно договоритесь, что после игры Вы ожидаете, что он уберет игрушки на место.

Один из вариантов этой действенной методики - штрафной ящик, в который отправляются все игрушки, которые не убраны к определенному часу. Заранее напомните о том, что приближается час икс, после которого Вы отберете  до послезавтра все, что осталось неприбранным.
И не забывайте хвалить ребенка за каждый проступок!

Ситуацию комментирует детский психотерапевт,
семейный консультант Мадлена Санчук.

20 комментариев:

  1. Жанна, отличный материал! Сразу в уголок для родителей в виде информационного листка. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Алена! Столь ценный материал достала опять из своих закромов - вырезки из старых журналов, на сей раз за 2004 год "Добрые советы".

      Удалить
  2. Хороший материал! )) Но, скажу, чем старше, тем сложнее )) Хотя в чем-то и легче )) У нас сейчас очередной виток увлечения мытьем посуды ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это Вы точно подметили, Лена, чем старше, тем сложнее...
      Да и честно говоря, нам самим, взрослым, нельзя давать слабинку, стоит хоть раз оставить "незамеченным" неубранную постель, раскиданные игрушки, то постепенно это входит в норму, мол, ничего страшного - потом уберу...
      Вот поэтому-то и нужно приучать ребенка сразу к порядку и да и себя вместе с ним.
      А мытье посуды это хорошо! Теплая вода и ароматная пена, чем не релаксация?

      Удалить
    2. Вот кстати, правда, иногда устанешь, думаешь, ладно, завтра утром пусть уберет, а сейчас быстро в кровать. А Лева уже привык убирать игрушки вечером перед сном - подгоняет меня: "Ты что, мама, надо сейчас убирать!" Приходится ждать ))

      Удалить
  3. Замечательная статья, Жанна, очень полезная! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  4. Жанна, очень замечательная статья, я ее распечатаю очень крупно в родительский уголок:). Появился ребеночек, у которого родители, "очень хотят счастливое детство для ребенка...". И, Вы, наверное понимаете что это такое, что твориться иногда в группе, когда необходимо ребенку подчиниться общим правилам :(. Родители уже и сами не рады, что затеяли такое...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Валерьевна! Рада,что материал оказался для Вас полезным. Всё идет из семьи... Порой, действительно, не знаешь с кем больше приходится работать - с ребенком или его родителями. И здесь нам приходится прикладывать все свои педагогические и психологические навыки и умения.

      Удалить
  5. Жанна, спасибо большое за ценную информацию. Очень вовремя. Пора учить доченьку и заодно в сына возобновлять чувство порядка!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлечка, у такой чуткой и внимательной мамы, как Вы - все получится! Успехов Вам в воспитаниии деток!

      Удалить
    2. Спасибо, очень приятно! Буду стараться!
      Вчера, наконец-то насобирали камушков, даже камней, с Маркияном. Потом сам мыл их 2 раза, любовно обсушивал старой наволочкой :) и на балкон поскладал, чтоб полностью обсохли. Такой занятый был и довольный! Будем сегодня рисовать!

      Удалить
  6. Хороший материал! )) Но, скажу, чем старше, тем сложнее )) Замечательная статья, Жанна, очень полезная! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  7. Очень полезная статья. Жанна, мы с моей взрослой дочерью как раз говорили вчера о помощи родителям. Из ее воспоминаний- дочери очень нравилось что она не просто помогала, а получала свое задание, отдельное и должна была выполнить его до конца. В 4-5 лет спокойно мыла все фужеры-чашки из трехполочного серванта. И поверьте никогда не разбила. Так как ребенок это делает ответственно, продуманно, а мы автоматически.
    В дошкольном возрасте у нее была своя грядочка. Она сама сеяла, поливала, полола. Имела свои маленькие сельхоз инструменты. Считала себя важной. Помню вырастила огромный арбуз - вот было радости. Арбуз вспоминается до сих пор.
    Не бойтесь детям поручать серьезные дела.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы совершенно правы, Даша! Не надо бояться давать детям поручения. Даже двухлеткам. Бывает, когда заходят в гости к нам в группу другие воспитатели, то начинают их сюсюкать, ой, какие маленькие, миленькие, ничего не умеют, начинают им помогать. Они не правы. Стоит только дать слабинку - дети тут же перестают проявлять самостоятельность.
      Нужно уметь вовремя "ослабить пуповину", гиперопеку - давать детям больше свободы.
      А интересно, фото у Вас сохранились с арбузом?
      Даша, как всегда было интересно прочитать Ваш комментарий. Спасибо!

      Удалить
    2. Жанна,с арбузом фото к сожалению нет. Тогда еще не было фотоаппарата. Вообще фото дочери-помощницы много (еще обычным Кодаком, в который пленки вставляются), но у нас договор - ее фото я не могу выкладывать нигде. Уважаю ее выбор и не пользуюсь тем что не узнает. Живем на взаимном доверии.

      Удалить
    3. Вы знаете, Даша, моя дочь (18,9 лет) тоже категорически против того, чтобы я выкладывала её фото, лишь однажды разрешила (кажется я писала про то, как шила для неё галстук-бабочку). Нельзя так нельзя... Тоже не пользуюсь тем, что не узнает.
      Хотя я так просила её написать в блоге о стажировке в Корее, типа гостевого поста, не хочет...
      Спасибо, Даша, что ответили на вопрос.

      Удалить
  8. Вот это своевременная статья. Как раз сейчас вышла на работу после летних каникул.Малыши 2 месяца были в объединённой группы, а тут вернулись в свою. Через пол часа группа напоминала поле битвы. И все просьбы положить игрушки на свои места просто игнорировались. Надо будет попробовать предложенный метод в статье.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, всего не возможно знать, а бывает и знаешь, да забывается. Поэтому я и люблю читать подобные материалы, особенно советы психологов.
      Рада, что материал понравился, надеюсь, окажется полезным.

      Удалить