Страницы

воскресенье, 11 мая 2014 г.

Развиваем у детей 2-3 лет правильное звукопроизношение

Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психофизическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка.
М.Ф. Фомичёва
Консультация для родителей


Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чистое  произношение ребёнком звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости.



Уважаемые родители!
Сегодня я представлю Вашему вниманию  три игровых занятия на развитие у детей 2-3 лет  умения правильно произносить звуки по подражанию и развитию речевого слуха.  Их вполне может  провести любой родитель  дома самостоятельно! 
Цель: развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки и звукосочетания  по подражанию.


1) Сказка "Поспешили-насмешили"

Подготовительная работа: приготовить для показа на фланелеграфе дом, в окно которого выглядывает медведь; лягушку, мышку, курицу, гуся, корову. Продумать вопросы по тексту сказки. (Можно заменить настольным показом, с помощью резиновых игрушек или мягких).


Прискакала лягушка к медвежьему дому. Заквакала под окном: "Ква-ква-ква - я к вам в гости пришла!". Прибе-жала мышка, запищала: "Пи-пи-пи - пироги у вас вкусны, говорят!". Куроч-ка пришла, заквохтала: "Ко-ко-ко - корочки, гово-рят, рассыпчаты!". 
 Гусь приковылял, гогочет: "Го-го-го - горошку бы поклевать!". Корова пришла, мычит: "Му-му-му - воды попить бы!". Тут медведь из окна высунулся, как  зарычит: "Р-р-р-р-р-р!". Все и разбежались. Да зря трусишки поспешили. Дослушали бы, что медведь сказать хотел, а вот что: "Р-р-р-р-рад гостям! Заходите, пожалуйста!".

Методические указания: Следует сопровождать рассказывание сказки показом её персонажей на фланелеграфе, либо использовать настольный театр. Звукоподражания нужно произносить чётко, выделяя гласные звуки.

2) Рассказ "Песня-песенка"

Подготовительная работа: подобрать следующие игрушки: большую куклу, петуха, кошку, утку, медведя, лягушку. Продумать вопросы по рассказу так, чтобы в ответах ребёнка были звукоподражания, которые в нём даны.


Запела девочка песенку.
Пела-пела и допела.
- Теперь ты, петушок, пой!
- Ку-ка-ре-ку! - пропел петушок.
- Ты спой, Мурка!
- Мяу, мяу, - спела кошка.
- Твоя очередь, уточка!
- Кря-кря-кря, - затянула утка.
- И ты, Мишка!
- Ряв-ряв-р-я-я-яв! - зарычал медведь.
- Ква-ква-квак-к-к! - проквакала лягушка.
- А ты, кукла, что споёшь?
- Ма-а-ма-ма! Ма-ма!
Складная песенка!

Методические указания: взрослому  следует сопровождать свой рассказ показом игрушек-персонажей; звукоподражания произносить чётко, того же добиваться от ребёнка при ответах на вопросы по рассказу. 

3) Стихотворение А. Барто "Кто как кричит?"

Подготовительная работа: приготовить игрушки: петуха, курицу, кошку, собаку, утку, корову. Придумать вопросы к тексту стихотворения, чтобы в ответах ребёнок активно использовал звукоподражания.

Ку-ка-ре-ку!
Кур стерегу.
Кудах-тах-тах!
Снеслась в кустах.
Мур-муррр!
Пугаю кур.
Ам-ам!
Кто там?
Кря-кря-кря!
Завтра дождь с утра!
Му-му-у!
Молока кому?

Методические указания: читать стихотворение надо выразительно, во время чтения показывать ребёнку соответствующие игрушки.

Надеюсь, что данные игры-занятия помогут Вам в работе по формированию правильного произношения у детей!
Учите, играя!

Материал подготовлен по пособию Фомичёвой М.Ф.
 "Воспитание у детей правильного произношения".

14 комментариев:

  1. Жанна Витальевна, спасибо! Конечно, пригодиться. Мы дома картинки показываем и спрашиваем кто как говорит.А вот так намного интересней!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вам спасибо, Галина! Приятно, что материал оказался для Вас интересным и полезным. Успехов!

      Удалить
  2. Жанна, спасибо!
    Вот только один момент: говорить звук "р" в 2-3 года редко кто умеет т.к. физиологически язычок еще как говорят логопеды "не зрелый" . Если уж не получается, то не надо ребенка ругать - до 5 лет время есть...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. То, о чем Вы, Алёна, написали, относится к компетенции логопеда, мы не ставим перед собой такую задачу - научить ребёнка 2-3 лет говорить звук "р". Цель данных занятий с детьми раннего возраста: развивать речевой слух и речевую активность у детей, ПОБУЖДАТЬ к звукоподражанию, выделяя ГЛАСНЫЕ звуки.

      Удалить
  3. Жанна, спасибо за статью!
    Моей доченьке скоро 2 года, лепечет много, а н!ормальних слов не говорит. Как Ви лумаете, когда пора уже?
    У Вас в ленте новостей видно свежую мою публикацию. Такое впечатление, что блоггер сегодня отдихает. И других новостей мало

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасбо, Юля, за вопрос. К двум годам ребенок знает уже 1500 слов, но не факт, что он использует их активно в своей речи. Если дочурка Вас понимает, реагирует правильно на Ваши просьбы, то не стоит беспокоиться. Больше читайте ей, сейчас она накапливает и обогащает свой словарь. А интересно, на каком языке Вы говорите дома?

      Удалить
    2. Мне так и казалось, что она учит слова. Тічет пальчиком на рисунки, предметы и говорит "тям", амы озвучиваем, что это. Потом как выдаст всю информацию за раз! :-)))
      Жанна, мы всюду и сво всеми общаемся на украинском языке. Пишу на русском только блогодрузьям и родственникам с России. И то, часто, без буквы Ы, на тел. ее нет :-)
      Поздравляю Вас с Днем матери! Мое поздравление почему-то не вышло в мир, так лично желаю Вам любви, терпения и здоровья!

      Удалить
    3. Так и будет, Юля! После 2-2,6 - как заговорит!
      А точно, ведь День матери! Я ещё дочери говорю: "Как интересно, во всех странах справляется в разное время..."
      Юлечка, и Вам всего-всего самого замечательного! Счастья Вам материнского!!!

      Удалить
    4. Юля,здравствуйте. Знаете, у меня сын заговорил нормально только в 2,8. Доставка этого времени "разговаривал" Наташа только ему одному понятном языке. Зато как заговорил, так что остановишь) Теперь любого переговорит.

      Удалить
    5. Ну вот Вам, Юля, и живой пример. Тёма (наш воспитанник) молчал, накапливал пассивный словарь, а теперь его активно использует.
      Так что до трёх лет - не стоит беспокоиться, но и бездействовать нельзя. Много разговаривайте с ребёнком и читайте, давайте возможность ему выговориться, никогда не говорите, что ничего не понимаете - иначе замкнётся.

      Удалить
  4. Жанна Витальевна. Все беру "на карандаш", в заметки. Спасибо, пригодится.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, здравствуйте. Вот Вы будете подкованной бабушкой, встретите внуков вовсеоружие. Спасибо!

      Удалить
  5. Какая Вы молодец!!! Выкладываете столько полезной информации!Спасибо Жанна. Это пригодится не только родителям, но и начинающим педагогам, таким , как я.

    ОтветитьУдалить