Страницы

четверг, 4 декабря 2014 г.

Развитие любознательности и познавательной мотивации детей раннего возраста

Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму.
Китайская пословица 

Маленький ребенок делает открытия каждый день!
Ведь всё, что он видит - происходит для него  впервые! Как идёт дождь, как тает снежинка на ладони, как рвётся бумага, как оставляет след на бумаге карандаш, как гремит коробка, когда падает на пол...

Очень часто мы, взрослые, наблюдаем во время прогулки, как маленький ребенок поднимает с земли веточки, камешки, листочки. Щупает, рассматривает их, кидает, вновь подбирает и кладет их в свою машинку, ведерко, а  порой и пытается попробовать...
Что мы делаем, какова наша первая реакция? Бежим к ребенку с криками: "Выплюнь, не трогай, фу, нельзя, кака!!!". Но ребенку необходим опыт исследования!

И чтобы  не происходило подобных ситуаций, нужно подсказать ребенку, как можно использовать "уличные" находки. 
С нашими ребятами Ёжик поделился лесными богатствами!!!
В большой коробке чего только нет.

Всё-таки не зря ФГОС ДО акцентирует внимание на то, чтобы педагоги использовали в работе с детьми, именно, природный материал. Вот, где не было равнодушных! Здесь даже подсказывать не пришлось,  как можно использовать "лесные богатства". Палочки разной длины и толщины, спилы, баночки, коряжки и перо...
Честно говоря, даже и не ожидала такой активной деятельности и фантазии. Признаюсь, дети меня тоже учат, подсказывают новые варианты.
Например, Маша, расстелила коврик из соломки, составила на него спилы. Сама придумала! Сидит серьёзная такая, я беру Ёжика: "Ой, тут тортик Маша приготовила! Угостишь?". Заулыбалась... 
Мы, взрослые, должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывать любовь и потребность в знаниях. 
Косте тоже приглянулись спилы. Начал из них строить башню.
И сделал для себя открытие - баночки, оказывается, можно сложить друг в дружку.
Баночки открываю вот этой открывашкой - края получаются гладкие.
Уважаемые взрослые!
Очень важно любознательность ребенка сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития.

Илюша привёл в действие коврик, с помощью палочки. Для него это тоже открытие!
А Гриша, как он был счастлив, когда одна из баночек, наконец-то, подошла!
Березовые спилы отлично помещаются в баночках!
Всю эту коллекцию "лесных богатств" я начала заготавливать ещё летом. Березовые спилы мне сделал папа, в одном из них отверстие. Сейчас узнаете для чего. Для пера! Папа мне подарил перо белоплечего орлана... Ох, и пользуется оно у детей популярностью.
Илюша запомнил упражнение" Подуй на перышко" и  теперь на все перышки дует.
А это Костя увидел перо!
Ну и, конечно же, любимое детьми занятие - перекладывать, высыпать, опять складывать...
Понравились небольшие коврики, которые я связала крючком из шпагата и старой футболки.
Гриша оказался таким выдумщиком! Молодец! Причем вышел из-за стола самый последний и с большой неохотой...
Коряжки дети пока не поняли, изучали с осторожностью, ну ничего, в ближайшее время будет чем заняться.
Ой, а это, что за колючий ежик?
Это корень водорослей, который мы нашли с сыном на берегу моря...
Вот такая у нас теперь есть коробочка с "лесными богатствами". Нарезала ещё картон, хочу сделать тактильные дощечки с камешками, ракушками, палочками...
Всё тщательно вымыто, на банках нет ничего острого, всё безопасно для здоровья детей. Важно: не оставлять детей без присмотра во избежание несчастных случаев.
Спасибо, Ёжик!
Уважаемые взрослые!
Прежде чем одёргивать ребенка, когда он поднимает с земли веточку, подумайте, что для чего-то же он её поднимает... Ребенок рождается исследователем и он с большим любопытством исследует и познает окружающий его мир, все для него ново и неизведанно...
Поверните его познавательный интерес в полезную сторону.

38 комментариев:

  1. Жанна, спасибо за чудесные идеи!
    Продолжаю читать Марину Аромштам... Её учительница такая выдумщица! В книге "Как дневник. Рассказы учительницы" есть глава, где главная героиня покупает тонкий разноцветный платочек, потому что ей нужен волшебный помощник (для общения с её пятилетками): "Теперь, когда мы усядемся в кружок на маленьких стульчиках, я достану лохматую варежку (до последнего времени я не знала, зачем мне нужна эта огромная одинокая мохнатая варежка). Я поглажу мохнатый бочок и скажу:
    - А сейчас позовите сказку...
    А потом, после сказки, кто-нибудь самый заботливый аккуратно уложит сказку назад в мохнатую варежку: пусть поспит, отдохнет..."
    Вы, Жанна, тоже настоящая Волшебница! И это так здорово!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина, за приведенный пример. Очень интересно.
      Надеюсь, что и наши занятия приносят читателям пользу. ;)

      Удалить
    2. По себе знаю, что приносят! Я очень рада, что встретилась с Вами на просторах Интернет!

      Удалить
  2. О, мои любимые палочки-коряжки! Как же интересно Вы, Жанна, все рассказали-показали. Спасибо! Давно хотела палочки тонкие напилить разной длины. Соглашусь - Вы - волшебница!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, ничего пилить не нужно. Нарезается всё это легко секатором. У нас дворник обрезал кусты, сложил всё по кучкам, я и узрела эти "богатства". Принесла из дома секатор и... Вот думаю, что нужно ещё нарезать, маловато...
      А я помню Ваш эко-конструктор... ;)

      Удалить
  3. Жанна, о, глядя на твой пост в моей голове возникли воспоминания о детстве моего Матвея. С 3-х до 4-х лет тема палки на прогулке была главной. Утром в садик идем - палка в руках, доходим до остановки, палку прячем за киоск, садимся в автобус. Вечером приезжаем домой, палку берем и домой шагаем :)
    Дома был склад из палок в прихожей :)
    Китайскую пословицу себе записала!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, спасибо, что поделилась историей из жизни сына. Много ли для счастья ребёнку нужно? Мама понимает, не выбрасывает, разрешает брать домой... Наверное, практически все мальчики любят палки. У нас Андрей тоже прятал палки в укромных местах, а потом забирал...
      Спасибо!

      Удалить
    2. Жанна, как чудесно вы придумали! И мой сынок палки обожает и вообще природные материалы и все, что на улице "интернесного" находит. А дочка повторяет все за ним - так что тоже любитель палок!

      Удалить
    3. Значит, Елена, мы с Вами на одной волне. Это здорово! Всегда интересно общаться с единомышленниками.
      Спасибо.

      Удалить
  4. Жанна Витальевна,спасибо за Ваш труд и с детьми и для нас! Мне практически всегда полезно читать Ваши статьи.А труд с малышами вообще для меня это подвиг.Я знаю как это трудно,хоть и интересно,бабушка учитель, мама воспитатель, у меня ,слава Богу, трое внуков... А по поводу того как детки всё пробуют расскажу смешную и страшную одновременно историю:)) Средний внук 2г3м. еду пробует на ощупь, всё остальное на вкус! Сижу в кресле на пляже, пытаюсь читать, мальчишки копошатся в воде у каждого свои там интересы. Смотрю что-то большое примерно 5-7 см в диаметре малый в рот потянул,говорю " Вынь изо рта,что это там у тебя?" Сама конечно уже поднимаюсь и начинаю двигаться к мальчишечке,вижу руку уже опустил вниз а нечто висит на языке и начинается крик...Я уже бегу, в это время вижу нечто начинает заползать в громко орущий рот...Подбегаю, а это краб :))) Внук его пожевал немного,для знакомства, а тот в свою очередь клешнёй вцепился в его язык - месть...Оторвала краба от языка,пожалела внука и насмеялась от души...Потом мы его изучали ,изучали,фоткали и отпустили с миром..Вот так, мы тоже работаем с природным материалом :))
    Всего Вам, Жанна Витальевна хорошего,успехов в труде.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот это история, Мария! Тут уж точно, будешь кричать: "Брось!".
      Надеюсь, всё прошло благополучно и язык у внука не болел...
      Благодарю, Мария, за теплые слова, мне очень-очень приятно!
      :-*

      Удалить
  5. А ведь большинство взрослых все это богатство воспринимает как мусор.
    А для детей сколько интересного в этих ,казалось бы, простых вещах.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, трудно на все это взглянуть по другому многим. И не просто взрослым, но и воспитателям...
      Но ведь, Галина, фотографии не врут и по лицам детей видно, что им это нравится, им это интересно! Они играли полчаса, не меньше! А с какой ещё игрой могут дети этого возраста просидеть так долго?
      Благодарю за понимание и поддержку.

      Удалить
  6. Жанна, мне так нравятся живые натуральные материалы! Такие чурочки аккуратненькие, и приятные для игры. У вас любой пустячок идет в игровое дело. Какие дети счастливые на фотографиях.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А ведь тоже во многом благодаря блогознакомым, в том числе и Вам, Оля. Что-то увидишь, приметишь, одно за другое цепляется и придумываешь уже своё что-то.
      Благодарю за теплый отзыв.

      Удалить
  7. О! Какое богатство из леса! А главное безопасное и экологически чистое! Перо! Чудо! Мы в детстве любили запускать перья в воздух, прикрепив к нему бубенчик от картофеля. Ну, это просто так вспомнилось) У нас не было такого пера, простое воронье))))

    ОтветитьУдалить
  8. Это потрясающе! Кажется простые вещи, а сколько полезного ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Алефтина! Добро пожаловать в блог. К сожалению, времени не было заглянуть к Вам. Исправлюсь, обязательно зайду в гости.
      Спасибо за теплый отзыв.
      Буду рада общению. ;)

      Удалить
  9. Жанна, какое богатство!Я покорена! Спасибо за рассказ и подсказку про секатор!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Елена! Рада, когда хоть чем-то оказываюсь полезной.

      Удалить
  10. Дорогая Жанна! Не устаю повторять, что Вы большая выдумщица и мастерица. И всё у Вас получается. А знаете почему? Потому что Вы детей любите! Не стыдитесь учиться у них. Умеете радоваться вместе с ними. Я, когда работала воспитателем, тоже много чего выдумывала и пробовала с детьми. А сейчас - методисту-времени на это ох как не хватает. После каждого знакомства с Вашими придумками бегу в группу, руки так и чешутся. Только приходится откладывать веселые игры с детьми. Говорю себе: "Вот проведу очередное мероприятие (для заведующих города и т.п.) и обязательно пойду творить с детьми.

    ОтветитьУдалить
  11. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  12. А у нас выпал первый снег. Приглашаю полюбоваться!зима за окном

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена!
      Благодарю за доброжелательность и теплый отзыв. Это всегда приятно. Мы же тоже, как маленькие дети - нуждаемся в ласковом слове и поддержке...
      Конечно, должность методиста ДОУ занимает огромное количество времени. Вот у нас методист с пол восьмого утра в детском саду и до самого вечера, до семи часов... А всё равно многое не успевает. Это у нас ещё садик из 7 групп...
      Обязательно загляну посмотреть на Ваш первый снег. Спасибо за приглашение.

      Удалить
  13. У меня еще с детства моей Людмилки сохранились коряжки, необычные палочки, обрубочки. И сейчас ото всюду тоже везу домой что-либо необычно-природное: главное, вредя для здоровья детского нет и придумать столько всего можно для развития образного мышления.
    Спасибо, Жанна Витальевна,что поделились

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, здравствуйте! Да, я помню о Ваших находках на морском берегу... А это ещё и увлекательно - не просто гулять, а присматриваться, находить, фантазировать...
      Наши малыши ещё не поняли коряг, но уверена, что со временем у них всё получится.
      Спасибо!

      Удалить
  14. Жанна, аж дух захватило! Мои любимые брусочки, коряжки, палочки!!! )) Смотрю на фото и всё сразу потрогать самой хочется )) Корень водорослей - нечто, конечно! )

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот и дети, Лена, все трогали, перекладывали, высыпали... Исследуют ... Тишина стояла...
      Я ещё палочек нарЕзала, хочется и брусочков добавить, но некого пропросить, чтоб напилили.

      Удалить
  15. О! Я все хотела заготовить палочек и спилов, но так и не дошли руки( Этим летом нужно обязательно наверстать упущенное. Спасибо за рассказ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Аня, обязательно заготовьте! Детям очень нравится играть со спилами, палочками, баночками...

      Удалить
  16. Интересно то, что если природные материалы постоянно держать на полочке в группе- у нас это "музей природы", то интерес к палочкам, и камешкам не угасает. А пластмассовый конструктор- лего, например, заинтересовывает только в момент высыпания из большого мешка, а потом, кроме заборчика из него никто ничего не строит.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот-вот, с камнями не могут наиграться - это точно! У нас тоже стоит всё это на полочках, дети берут играть, но играем вместе (дети у нас маленькие, опасно с таким материалом оставлять без присмотра).

      Удалить
  17. У нас в коллекции шишки, камушки морские и дворовые, палочки для поделок принесли! Нужно обогатить наши запасы!Спасибо Жанна Витальевна за идею!))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, рада, что идея приглянулась! учитесь,играя! :)

      Удалить
  18. Жанна, так люблю эту Вашу коробочку! Посмотрела, а словно поиграла:) Мне пока не удается столько собрать материала. Выхожу во двор с ножовкой - люди удивляются:) Спасибо за удовольствие!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А я не с ножовкой выходила... а с секатором! Вот сейчас после зимы много поломанных веток, вот и можно воспользоваться моментом, прямо на территории детского сада во время прогулки.
      Вам спасибо, Лена! :)

      Удалить