Страницы

суббота, 30 мая 2015 г.

Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с сыпучими материалами

Для ребенка 2-3 лет характерно  яркое проявление эмоций,
 а также  эмоциональная неустойчивость и  импульсивность.
Поэтому первостепенная задача педагога в работе с малышами -
 эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в их регуляции.

Я уже не раз писала о том, что активно использую в практике  игры с водой и песком, сегодня хочу остановиться на играх с сыпучими материалами.

Что мы подразумеваем под словами - сыпучие материалы? Они могут быть, как мелкими, так и среднего, и крупного  размеров. Чаще всего, конечно, используется мелкий вариант. Это - крупы, камешки, бусины, бобы, кристаллы, орехи, макароны, в общем, все то, что имеет однородную структуру и ребенок может пересыпать это из ладошки в ладошку, из одной емкости в другую и т.п.

Игры с сыпучими материалами обеспечивают:
  •  эмоциональную релаксацию;
  •  снимают эмоциональное напряжение;
  •  развивают  положительные эмоции у детей. 
Любой малыш с огромным удовольствием принимает участие в подобных играх! Ему нравится просто пересыпать мелкий материал из ладошки в ладошку, копаться  в нем, а если ещё и снабдить все эти игры дополнительным материалом - стаканчиками, ложечками, мешочками...
Игры с крашеным рисом
С уверенностью могу сказать, что это занятие займет у ребенка большое количество времени. 

Эксперименты с камнями
Главное, найти для каждого малыша нужное дополнение: кому-то нравится просто пересыпать из ладошки в ладошку, подкидывать, а кому-то нравится складывать в красивую баночку и закручивать крышку, причем повторять это много-много раз...
Игры с волшебными кристаллами
Кому-то нужен грузовичок и экскаватор...
 В общем, мы, взрослые, должны уловить приоритеты ребенка.
Сортёры для детей своими руками
Чаще всего в своей практике педагоги используют мелкий сыпучий материал: это сухой песок, крупы, бобовые. Но мне нравится использовать материал и средних размеров.
Игры из ничего
 Не у всех детей возникает желание нанизывать макароны на шнурки и веревочки, кому-то нравится просто их перебирать руками, значит, это в данный момент ребенку нужнее.
Развивающее пособие из макарон
Например, очень много вариантов игр и упражнений можно придумать с семечками подсолнуха и тыквы, при этом их желательно смешать: 
- массаж ладошек;
- сортировка;
-пересыпание;
-погрузка;
- лепка, раскраска. Для этого нужно  дать детям готовые шарики из пластилина... и кого они только не наделают! А для раскраски гуашь и большие кисти, дети тут же закрасят все белые семечки (к сожалению, нет фото).
Поделка из пластилина "Ёжик"
А крышки - разве это не сыпучий материал?
Сухой бассейн из крышек
В такие игры можно играть и за столом и на полу, главное, чтобы ребенок имел доступ со всех сторон. Рассыпал? Ничего страшного, всё можно убрать, а дети всегда с удовольствием помогут.
Кстати, крашеная перловка получается намного ярче риса и не крошится.
Использование камней в продуктивной деятельности
Бутылочные пробки и футляры от киндер-сюрпризов тоже можно отнести к сыпучим материалам, только уже крупным, просто нужно, чтобы их было много.
Игры с водой
Принцип игр остается тот же: можно сделать массаж, пересыпать из одной емкости в другую, перекладывать, засыпать ими предметы, и даже сделать поделку!
Поделки из бутылочных пробок
Крупные камни тоже можно отнести к сыпучим материалам!
Камни как средство активизации познавательного интереса
Немаловажное значение имеет обучение родителей способам, методам и приемам работы с сыпучими материалами, как средствами сохранения эмоционального благополучия у детей.
Задачи:
  • показать значимость применения игр с сыпучими материалами;
  • мотивировать взрослых использовать эти игры дома;
  • познакомить с разнообразием материалов при организации игр с сыпучими материалами;
  • получить практический опыт применения игр и упражнений.
    Игры с пуговицами
Уважаемые взрослые!
Как видите, для сохранения эмоционального благополучия ребенка нужно всего-то дать ему  ПОИГРАТЬ, поиграть с необычными предметами, которые можно было бы пересыпать, копать, рыться ладошками... 
Игры с сыпучими материалами оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т.к. помогают создать радостное настроение, установить первые контакты с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.

Про игры с фисташковыми скорлупками читаем здесь.

33 комментария:

  1. Жанна, Вы необыкновенно творческий педагог! Такое богатство и разнообразие сыпучих материалов! Представляю, как все это нравится детям:)
    А перловку я тоже покрасила, Вы совершенно правы, практичнее и дешевле.
    Камни красивые у Вас, в нашей местности таких не встречала. Эх, на море съездить надо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, спасибо за добрые слова! Вы и сама большая умница, всё у Вас получается здорово!
      На счет камней Вы не правы, на Урале нет камней красивых??? "Море" камней!

      Удалить
  2. нам почти три, и нам характерны яркое проявление эмоций ... ) всё правильно ) давно заметила ,что сыну очень интересно пересыпать что-либо! Жанна, благодарю вас за статьи! всегда очень познавательно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анечка, рада быть полезной! Сыпучий материал не обязательно должен быть мелким, вот, например, для дома можно использовать лесные орехи - отличный вариант для игр мальчику. И убирать удобно. :))

      Удалить
  3. Жанна Витальевна, у Вас с малышами просто лаборатория - чего только нет!)) И всё яркое и разнообразное не только внешне, но и по тактильным ощущениям.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это ещё не всё, Ольга Анатольевна, есть и мелкие ракушки, есть ещё и другие камешки, и стеклышки, обработанные морем. В общем, коллекцию постоянно дополняю, т.к. понимаю, что подобные игры актуальны для данного возраста. Им больше они по душе, нежели игры с пупсиками и кроватками.

      Удалить
  4. У вас замечательная коллекция разнообразного сыпучего материала! Одно удовольствие-перебирать, пересыпать и даже, проявляя творчество, видоизменять и преображать отдельные виды. Польза от таких занятий с сыпучими материалами велика: и для эмоционального благополучия, и для тактильного взаимодействия, и для развития игровых навыков.Удивительно интересно!
    Использованием тыквенных семечек и крашеной перловкой заинтересовалась. Спасибо, Жанна, за идеи.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, рада быть полезной. Перловка лучше риса - чуть крупнее, не крошится и что немало важно - дешевле.
      Успехов! И не теряйтесь! :)

      Удалить
  5. Жанна Витальевна, спасибо большое за статью!!! Такая познавательная и нужная! Есть ряд простых вещей, о которых мы забываем или не придаем должного значения, а они просто незаменимы. Мой сын очень эмоциональный.. Теперь буду помнить, чем можно будет его занять;) пока что сложно представить, как мы будем играть в квартире.. Уж очень сильно любит рассыпать и разбрасывать сыпучие материалы:)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А Вы начните с того, что покрупнее, например, с тыквенных семечек, орехов (их легче собрать), сделайте емкость, либо приспособить таз, коробку и лучше играть на полу (не так рассыпается) и обязательно играть сначала под присмотром, небольшое количество времени (минут 10 достаточно) и убирать, чувствуете, что начал раскидывать, убирайте. Вы должны оговаривать правила и увидите результат! Успехов, Женя в играх с Мартыном. ;)

      Удалить
    2. Спасибо за совет! Есть над чем работать!:)

      Удалить
    3. :x Женечка, Вы отличная мама, у Вас всё получится!

      Удалить
  6. Жанна, про перловку спасибо! Как все грамотно и интересно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, перловка оказалась намного крепче и дешевле, рис уже весь раскрошился. Спасибо за добрые слова и поддержку. :-*

      Удалить
  7. Жанна,просто удивительная у вас фантазия. Действительно даже взрослому интересно посмотреть на такие детские игры, фото прямо затягивают и хочется погрузить свои ладони в окрашенную крупу, пошевелить в ней пальцами. А уж детским ладошкам насколько это приятно и интересно. По их лицам видно - нравится.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ага, я и сама с удовольствием рядом играю с детьми, видимо организм тоже нуждается в постоянной релаксации, ведь это на картинках так с малышами легко, а на самом деле разное бывает: и капризы, и слезы, и истерики, пока всех оденешь на прогулку, разденешь, накормишь... многие в памперсах...
      А такие игры помогают успокоиться нам всем, за это я их и люблю, стараюсь использовать как можно чаще. :))

      Удалить
  8. Маша Погребкова. Здравствуйте, Жанна Витальевна! Я в детстве часто играла с мамой "в Золушку" - перебирала крупу, да и моему сыну сейчас "достаётся" задание - разобрать мелкие вещи. Это очень полезно для детей, развивает мелкую моторику и воспитывает усидчивость и терпение. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Маша! Приятно, что заглянули! А я имела удовольствие вчера радоваться Вашему счастью, домашним хлопотам, первому урожаю (черешня...м-м-м...), просто неловко как-то было писать комментарий.
      Да, пользы от таких игр много, самое главное, что детям они нравятся и они даже и не подозревают, что чему-то учатся в этот момент.
      Спасибо за поддержку. :)

      Удалить
  9. Спасибо, Жанна! Вот если бы взрослые знали, что такая терапия полезна не только детям, но и взрослым))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, Вы правы, во время таких игр и взрослый успокаивается, пересыпать разноцветный рис из ладошки в ладошку, пропускать между пальцами - полный релакс!!! :))

      Удалить
  10. Жанна Витальевна, учусь быть хорошей бабушкой по вашим постам, внученька еще довольно мала, но уже можно ее развивать. До сыпучих ей еще далеко, но камешки уже перекладываем... У меня их много я привезла еще летом...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здорово, Анна Борисовна! Вот Миланочке повезло! Бабушка не только тетешкает, но уже и развивает!

      Удалить
  11. Здравствуйте, Жанна Витальевна! А у меня сейчас в душе грусть... Как жаль, что не все дети имеют возможности быть ВОТ ТАК счастливы....Жаль...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда Александровна, здравствуйте! Я читала Ваше сообщение с призывами о помощи... хотелось бы помочь, но уж больно далеко живем. Искренне надеюсь, что помощь многодетной семье будет оказана.
      Счастье, детское счастье - такая зыбкая субстанция, сегодня есть, завтра нет... И как ни странно, зависит только от нас, взрослых! Всё в наших руках.

      Удалить
  12. Здравствуйте, Жанна Витальевна! Как много у Вас сыпучих материалов, на любой вкус, размер, цвет, материал, целая мастерская! Я представляю,как деткам интересно, захотел с орешками поиграл, потом камешки перебрал! В общем - на любой вкус и цвет! И все заняты делом, никто ни кого не обижает, они такие сосредоточенные на своем деле!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Владимировна, рада приветствовать!
      Я работаю с малышами, давно уже сделала вывод, что именно эти игры интересуют детей этого возраста, поэтому и накапливаю материал. Детям познаватально, а мне легко и интересно работать, нет ни слез, ни капризов - копошатся с камешками, кристаллами и никто им не мешает, иногда раздается недовольство - мешочек-баночку не поделили, но это быстро решается...
      Спасибо за отзыв. :)

      Удалить
  13. Шикарная коллекция материалов! Так приятно видеть занятых малышей) И на подготовке к школе, детям 5-6 лет, всё ещё интересно играть с сыпучими материалами. Обычно я помещала в "музей природы" для свободного доступа камешки, разноцветную фасоль, семена тыквы.В обычной практике были аппликации из круп. Кстати, у нас были неправильной формы разноцветные сельские камни, которые дети сами собирали на прогулке, а они ещё интереснее морских.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О, а у меня мечта собрать разноцветную фасоль! Обязательно нужно будет реализовать в новом учебном году.
      Спасибо, Оксана, за поддержку и понимание. Да, когда дети сами собирают материал, он становится ещё ценнее! =D7

      Удалить
  14. Жанна Витальевна! Чтобы собрать такую коллекцию нужно колоссальное количество времени, труда и желания! Вы в каждом обычном предмете способны увидеть нечто особенное! Я нахожусь в полнейшем восторге!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Владимировна! Просто есть уже небольшой опыт, система в работе и желание жить и работать не скучно. :))
      А собирать не сложно, просто нужно начать. Вот, например, крышки. Спрашивают:"Где Вы столько взяли?". Просто я их не выбрасываю, а абсолютно все собираю (и от шампуней, и от баночек, и от бутылок) и за неделю набирается! :))

      Удалить
  15. Сколько всяких сыпучих идей! Спасибо, Жанна! Я пробовала предлагать детишкам сортеры с мелкими материалами, но как-то не пошло, все подумывала о крупных и теперь уверена, что это будет то, что нужно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, рада буду, если идеи пригодятся. А сортеры и не обязательно, можно сыпучий материал использовать в разных целях, дети сами Вам их и подскажут, Вы всего лишь им поставьте большой поднос и понаблюдайте за ними. Мальчишки, уверена, начнут использовать грузовики и экскаваторы... Успехов!

      Удалить