Страницы

воскресенье, 26 июля 2015 г.

Что должен уметь первоклассник?

 В преддверии 1 сентября для многих родителей это очень актуальный вопрос.  Евгения Рыкалова, продюсер книжных проектов, издательство "Манн, Иванов и Фербер" предложила мне разместить замечательную статью на эту тему. С удовольствием представляю её своим читателям.  

Главная головная боль родителей дошколят - подготовка к школе. 
Ведь от того, насколько готов ребенок к первому классу, 
часто зависит успех всей будущей учебы.

Как же подготовить малыша к школе?

Прежде всего, родителям стоит изучить список навыков, которые должны быть развиты у ребенка. И в соответствии с ними начать занятия.

Сегодня существуют специальные методики обучения, которые позволяют быстро подготовить малыша к школе, не перегружая и не переутомляя его. Например, японская методика Kumon позволяет освоить практически все ключевые навыки.
Вот их список:

1. Общий кругозор. Малыш должен знать, как его зовут, где он живет. Обладать информацией об окружающем мире: о растениях, животных, профессиях, видах спорта, закономерностях природных явлений, быте людей. Одним словом, он должен ориентироваться в реальности.

2. Мышление. У малыша должны быть развиты разные виды мышления.

Что это значит? Он должен уметь выполнять задания на:

— Определение четвертого лишнего;
— Классификацию и обобщение;
— Сходство/различие;
— Сложение фигур из частей;
— Сложение из счетных палочек;
— Постройки из кубиков по чертежу, счет использованных кубиков;
— Уметь решать логические задачи.

Большинство необходимых к школе навыков можно развить всего за месяц регулярных занятий, например, с серией тетрадей Kumon "Готовимся к школе". При помощи игровых заданий — лабиринтов, заданий «соедини по точкам», «раскрась по цифрам» у малыша разовьется логическое и пространственное мышление. Вот пример логической задачки — ребенку предлагается пройти разные виды лабиринтов.
3. Внимание. Первоклассник должен уметь сосредотачиваться, быстро переключаться с одного занятия на другое, уметь распределять внимание.

Чтобы малыш овладел всеми этими навыками, с ним нужно заниматься регулярно, занятия не должны быть длинными (не больше 20 минут в день) и однообразными. Занятия должны быть выстроены по определенной системе: лучше всего «от простого к сложному» (пусть задания усложняются понемногу от занятия к занятию). После занятий обязательно хвалите ребенка. Тогда он захочет заниматься.

4. Память. К первому классу ребенок должен:

— повторять 10 слов или цифр;
— запоминать картинки, фигуры, символы (до 10 шт.);
— пересказывать тексты. 

5. Речь. Малыша возьмут в первый класс, только если у него будут достаточно развиты устные речевые навыки. Это не только артикуляция и произношение. Ребенок должен уметь: 

— отвечать на вопросы и задавать их;
— строить рассказы по картинкам;
— сочинять сказки;
— составлять предложения;
— заучивать наизусть стихи, прозу.

6. Моторика. Конечно, рука малыша должна быть подготовлена к письму, и тут не обойтись без развитой мелкой моторики руки. Поэтому перед поступлением в школу малыша стоит научить:

— правильно держать ручку, карандаш, кисточку;
— чертить прямую линию;
— писать печатную букву по образцу;
— вырезать из бумаги;
— аккуратно клеить;
— рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки;
— лепить как отдельные образы, так и целые композиции;
— изготавливать аппликации.

Многим родителям может показаться, что освоить все этики навыки, тем более за короткий срок, практически невозможно. Однако это не так. Если заниматься регулярно и выбрать правильную методику, то успех гарантирован, причем всего за месяц занятий.

Например, серия тетрадей «Готовимся к школе» (всего 5 тетрадей) развивает все навыки, связанные с мелкой моторикой.

Проходя лабиринты и раскрашивая сюжетные картинки, малыш учится проводить разные виды линий, совершенствует навык работы с карандашом, изучает цвета. 

Вырезая мелкие фигуры для аппликаций, разрезая страницы тетради по разным линиям (прямым, волнистым, круговым), тренируется работать с ножницами. Собирая картинки из нескольких частей, как пазл, и приклеивая их на специальный фон, совершенствует навык работы с клеем.
7. Математические знания. Конечно, первоклассник должен обладать начальными математическими навыками:

— знать цифры (от 0 до 9);
— называть числа в прямом и обратном порядке;
— решать элементарные задачи на сложение и вычитание;
— соотносить цифру и число предметов;
— ориентироваться на листе бумаги в клетку (графический диктант).
Эти навыки можно освоить, выполняя разнородные игровые задания, например, учиться писать цифры, соединять числа по точкам, искать путь от одной цифры до другой.

Занимаясь с ребенком, помните одно хорошее правило: учеба должна быть интересной, только тогда она будет успешной. Веселых и правильных занятий! 

32 комментария:

  1. Здравствуйте, Жанна Витальевна! Нужная статья! Если разрешите ссылку на пост размещу для своих родителей у себя в блоге! Спасибо!!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Александровна, здравствуйте! Да я только "за" буду! Тетради Kumon - это новинки в мире русской педагогики, но я уверена, обретут популярность и у родителей, и у педагогов, а дети их тем более оценят!

      Удалить
  2. Спасибо, Жанна, за великолепный обзор! Как хорошо, что есть такие пособия.
    А у нас еще обязательное было требование для первого класса - чтение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Требования по подготовке к школе, мне кажется, изменяются ежегодно... Только для чего требуется умение читать? до сих пор не пойму... если дети до декабря 1 класса учат всё заново... например, мои дети скучали... они умели читать бегло на 1 сентября, понимали прочитанное и могли сделать осознанный пересказ текста... :)
      Данные пособия пока в руках не держала, но скоро буду их обладателем, вот тогда смогу дать оценку. Надеюсь, они станут для многих родителей помощниками.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Жанна Витальевна! Спасибо за интересный пост, обязательно познакомлюсь поближе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Владимировна! Спасибо за отзыв. Конечно, знакомьтесь, рекомендуйте родителям! Пособия отличные! :)

      Удалить
  4. Жанна Витальевна, добрый день! Отличный материал - лаконично и все что нужно перечислено. Для педагогов- дошкольников и родителей дошколят хорошее пособие, будем иметь ввиду, спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Анатольевна, здравствуйте! Да, согласна, статья отличная, рекомендуемые пособия имеют право быть. Уверена, они займут достойное место в российской педагогике. Спасибо за отзыв. :)

      Удалить
  5. Жанна Витальевна, спасибо, много рекомендаций написано, а еще раз напомнить родителям будет полезно. С Вашего позволения ссылку отправля на школьный сайт

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю, Анна Борисовна! Будем надеяться, что японская методика поможет родителям подготовить детей к школе. :))

      Удалить
  6. Спасибо, Жанна. Очень полезная статья и прописи.

    ОтветитьУдалить
  7. Здравствуйте, Жанна! Статья неплохая и для ознакомления родителей со списком навыков можно использовать. Но фраза "Малыша возьмут в первый класс, только если у него будут достаточно развиты..." как-то смущает...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Нелли! Спасибо, что выразили своё мнение, для этого материал и печатается, чтобы обсуждать, задавать вопросы и т.д. Это авторская статья, я напечатала у себя в блоге по просьбе автора, в общем-то, эта фраза имеет место быть... я бы, например, при поступлении ребенка в школу обязательно его использовала. Ведь, как правило, детям, не имеющим этих показателей - очень сложно в школе.

      Удалить
  8. Жанна, как правильно Вы все написали, да ещё и с заданиями (мне Кумоновские очень нравятся). Спасибо, утащила в закладки для первого собрания с старшей группе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Елена! Только я не являюсь автором статьи, в первых строках указан автор... :)

      Удалить
  9. Здравствуйте, Жанна!
    Сейчас все родители переживаю, достаточно ли готов ребенок к школьному обучению. Ваш материал им будет полезен.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Виктория! Будем надеяться, что японская методика Кумон будет прекрасным помощником и для наших детей. :))

      Удалить
  10. Здравствуйте, уважаемая Жанна Витальевна! Спасибо за Ваш пост о японской методике подготовки детей к школе. Немного комментариев от меня:
    - полностью согласна с Вами, что ни к чему учить детей читать до школы. Я всегда недоумеваю по этому поводу. Что тогда будут делать педагоги в 1 классе? Будут исправлять ошибки: это и побуквенное чтение, это и неправильное произношение букв, это и мучение в том плане, что одни хорошо читают и скучают, другие ничего вообще не знают, - это очень тяжело. Кто только это придумал? Если в каких-то программах рекомендуется приводить в школу читающих деток, то тогда нужно их отбирать, но это некрасиво.
    - по поводу фразы "Малыша возьмут в первый класс, только если у него будут достаточно развиты..." хочу сказать что это гуманно даже - взять только тех детей, кто готов к школе. Например, пришли первоклашки в школу все настолько разные: кто-то бегло читает, а кто-то не знает даже цвета, кто-то к концу года не выполняет норму по чтению. Так может быть лучше такому ребёнку порекомендовать ещё не ходить в школу, а годик побыть дома и поготовиться, взять его на контроль тем, кто будет набирать класс.
    Статья, размещённая Вами меня заинтересовала. Конечно, педагоги знают и разрабатывают методики по подготовке детей к школе, все они сходны в требованиях. Здесь мне понравилась конкретика. Смущает только большое количество тетрадей. Не все родители купят.
    Жанна Витальевна, я поняла, что Вы будете работать по этой методике. Кто будет обеспечивать тетрадями, думаю, что родители. Появляется вопрос, а как же те дети, которые не посещают детские учреждения?... Проблема ещё та...
    Ещё раз спасибо, Жанна Витальевна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна Николаевна, здравствуйте!
      Простите, что вклинилась в Вашу беседу с Жанной Витальевной. Все Ваши мысли - мои мысли.
      Моя дочь через месяц пойдёт в первый класс. Весь год ходили на предшкольные курсы. Дочери нравилось, а я вот всё время недоумевала. Учитель сразу сказала: "Ваш ребёнок должен уметь читать!". Моя дочь умела читать, но как быть с теми, кто это делать не умеет?
      И вообще, сегодня в начальной школе учатся 4 года (я училась три): почему ребёнок должен обладать таким количеством умений? Я училась вместе с теми, кто букв не знал, и ничего, все выучились.
      В саду столкнулась тоже с тем, что детей не учат читать: нет этого в программе. Как родителям быть? Я, учитель русского языка и литературы, не владею методикой обучения чтению, кое-как набрела на "Букварь" Жуковой, который и стал мне помощником.
      Конечно, тетради замечательные, будет ли у всех возможность их приобрести?

      Удалить
    2. Добрый вечер, Ольга Николаевна! Интересно, по какой программе будете учиться? Я знаю, что по Занковской желательно уметь читать до школы. Но я против такого насилия над детьми. Учить детей читать должны мы - учителя начальных классов по надлежащей методике. Иначе нам же придётся переучивать деток, которые научены произносить буквы, а не звуки, ещё хуже, когда половина класса читает бегло, а вторая половина вообще не умеет читать. При этом страдают все буквально. Хорошо, если ребёнок сам тянется к чтению. Прекрасно!
      Есть и такие случаи, когда ребёнок приходит не читающим, но обгоняет читающих сверстников в процессе обучения. В садике вообще не надо учить чтению, это отсебятина. Может быть просят родители, и воспитатели стараются. Этого делать не надо. Всему своё время.
      Элементарному надо научить: обслуживать себя, играть побольше в игры со сверстниками, правилам поведения.
      Вроде требования вполне приемлемые: каждый ребёнок умеет считать до 10, да и цифры знают,
      простые задачки тоже смогут решить, но не об этом речь.
      Даже если чего-то не знает, то здесь же и узнает от других ребят. Главное, на мой взгляд, это нормальная семья, где добрые хорошие отношения между родителями,.. об этом можно говорить много, нюансы разные.
      Букварь Н. Жуковой прекрасное пособие-помощник родителям, которые хотят научить ребёнка читать. У меня некоторые ребята имеют этот букварь.
      Пишу комментарий второй раз, всё уже по-другому. Почему-то не отправляется. Спасибо за внимание, Ольга Николаевна!

      Удалить
    3. Здравствуйте, Татьяна Николаевна и Ольга Николаевна!
      Спасибо, что поделились своими рассуждениями, мыслями. Мне они очень близки! :)

      Татьяна Николаевна, я не готовлю детей к школе, по той простой причине, что работаю только с детьми раннего возраста... :)

      Удалить
  11. Спасибо за интересный обзор! Кумон очень интересные тетради.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вам спасибо, Анна! Надеюсь, Вас они заинтересуют. :))

      Удалить
  12. Здравствуйте, Жанна Витальевна. Мы с сынулей тоже любим тетрадки KUMON. У нас есть несколько тетрадей для малышей. Главное в развитии ребенка (что удается, иногда, с трудом), так это заниматься РЕГУЛЯРНО!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Александровна! Многие хвалят тетради Кумон, отмечают их качество содержания. Вы молодцы, занимаетесь,может быть, и не регулярно, но уверена, качественно. :) Успехов Вам!

      Удалить
  13. Жанна Витальевна, здравствуйте!
    Спасибо Вам и Евгении Рыкаловой за знакомство с интересными тетрадями.
    Прочитала перечень умений будущего первоклассника и ещё страшнее стало: неужели всеми этими умениями владеет хоть один будущий первоклассник?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, здравствуйте!
      Вы просто очень волнуетесь за свою дочь, волнуетесь перед неизвестностью - как это будет, справится ли она... Уверена, у Лизы всё будет хорошо, и она обладает всеми этими качествами и навыками! А Вы всегда будете рядом, всегда придете на помощь. :)

      Удалить
  14. ОЙ, Жанна, вот читаю и думаю: продолжать учить читать Ваню или остановиться...В школу решила отдать через два года в 7, 10 - есть речевые нарушения и нет волевых усилий их решать....


    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, каждая мама вправе решать что и как лучше будет для ребенка. Возможно, что через год Ваш сын станет совершенно другим, и Вы измените свое мнение и отдадите Ваню в школу. ;)
      В любом случае, Вы молодцы вместе с папой - воспитываете Ваню в правильном ключе. ;)

      Удалить
  15. Спасибо, Жанна за статью - наполненная. Но, многим родителям все эти премудрости и "должен" так сложно даются... Поэтому им в помощь мы... У вас в статье нигде не указано, что идя в школу, дитё ДОЛЖНО: уметь читать 60 слов в мин, складывать/вычитать в уме в пределах 10, решать примеры в 2 действия, при том такого характера: 3+...-5=2... А у нас при поступлении во многие "престижные школы" вот такие требования к шестилеткам... Как Вам? и родители стремятся, мучают своё дитя... ради престижа... и только немногие понимают смысл радости жизни и естественного обучения, развития...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Марина! Конечно, можно много рассуждать по этому поводу. Что говорить, если в России в каждом регионе свои правила, а уж в другой стране тем более. В России в школу шестилеток теперь не берут...
      Статья написана не мной, в общем-то, это больше реклама японской методики Кумон. :), обратить внимание родителей на новинку.

      Удалить