Страницы

среда, 19 сентября 2012 г.

Практикум для родителей "Игры с водой и песком и их влияние на психоэмоциональное развитие детей раннего возраста"


Участники:
педагог-психолог, воспитатели, родители.
Материал для выставки: 
Пособия: Центр воды и песка, сачки, воронки, удочки, ситечки, венчики,  шумовки, деревянные ложки, половники, ложки для  перемешивания салата, лопатки, ведерки, грабельки.
Дидактический материал: рыбки, шарики, футляры от киндер сюрпризов, формочки для игры с песком, наборы мелких игрушек.
Природный и бросовый  материал: шишки, ракушки, камешки, орехи, пробки от пластиковых бутылок, деревянные палочки.
Цель:
·         повысить знания родителей о значении игр с водой и песком в  психоэмоциональном развитии  детей раннего возраста;
·         вовлечь их в процесс совместной игровой деятельности с детьми в домашних условиях;
·         обучить способами, приемами игр с водой и песком.

I часть
Выставка игровых пособий
Воспитатель демонстрирует пособия  и дает им характеристику:
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием воды и песка. И это не случайно, ведь игра с водой и песком -  это процесс развития самосознания ребенка, это его спонтанная «самотерапия», это  естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, познание окружающего мира.
Во время игры создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка, познавательный интерес, обогащается эмоциональный опыт. Песок и вода действуют на ребенка как магнит: забирают негативную психическую энергию, происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка, успокаивается нервная система, происходит профилактика и коррекция их психического состояния.
Дети раннего возраста с удовольствием играют с водой и песком, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. А это очень важно для них, так  как многие  из них имеют проблемы с речью: кто-то мало говорит, кто-то плохо произносит звуки, кто-то вообще не говорит. Через игру развивается речь, рождается или усиливается чувство доверия, приятия, успешности.

В группе«Цыплята»  игры с водой и песком проводятся ежедневно, как с воспитателем, так и самостоятельно.

II часть
 Теоретическая
Психолог:
Игры с водой
Вода буквально притягивает к себе маленького ребенка. Стоит только наполнить ведерко или тазик водой, как его руки сами туда тянутся. А разве пройдет малыш равнодушно мимо фонтана или лужи?! Вспомните свой отдых на море…
Игры с водой вызывают у детей раннего возраста столько положительных эмоций. Например, стоит во время утреннего приема сказать плачущему малышу: «Не плачь, пойдем лучше с водичкой поиграем», слез как не бывало, бежит в группу, забыв даже попрощаться с мамой.
Центр «Вода и песок» - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Ребенок еще плохо говорит и не может сказать о своих переживаниях и в этих играх устанавливаются доверительные отношения между воспитателем.
Игры с песком
Для детей песок – живое существо, общение с которым им необходимо. Что происходит, когда пальцы малыша касаются песка? Через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу.
Психологи утверждают, что игры с песком для детей очень полезны. Они улучшают настроение, регулируют мышечный тонус, развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений. Малыши выражают себя в игре увереннее, чем в словах. Поэтому игры с песком для детей раннего возраста являются  средством  коммуникации, предоставляют им возможности для разрешения конфликтов.
А еще это -  просто, естественно, доступно и приятно!
Воспитатель:
  Для игр с водой в детском саду нужны фартуки из клеенки, небольшие полотенца, хорошо впитывающие влагу.
 Пособия необходимые для игр с водой:
Можно использовать не только «Центр воды», а также – тазики, большие пластмассовые банки с разными  по ширине отверстиями, ведерки.
Удочки, сачки, ситечки, лейки, стаканчики, шарики, рыбки, губки, камешки, ложки, мельницы, ковшики и т.д.
Этот перечень пособий можно дополнять бесконечно – главное -  проявлять  творчество!
 Обязательно знакомим с правилами поведения во время игр с водой:
·         играть дружно, не мешая другим;
·         не отбирать игрушки;
·         аккуратно стряхивать водичку с сачка, чтобы она не лилась на пол;
·         учить бережно относиться к воде;
·         не выливать воду на детей и пол.
·          
  Игры с водой можно разделить на две группы:
·         на контактные;
·         на игры с предметами – орудиями.

1 группа:
Контактные игры  с водой – это игры, в которых ребенок принимает непосредственное участие. Он трогает водичку, опускает в нее руки, ощущает ее тепло или прохладу.  Малыш получает первый опыт взаимодействия с водой.
Контактные игры с водой целесообразно проводить с детьми в  адаптационный период, когда дети особенно нуждаются в поддержке взрослого, в его понимании. Дети быстрее успокаиваются, расслабляются, забывают о разлуке с близкими людьми, идут на контакт с воспитателем.
Например, игры:  « Здравствуй, водичка!»;  «Теплая  - холодная»; «Пена»;  «Кто самый сильный?»; «Клад на дне моря»  и т.д.
2 группа:
Игры с предметами-орудиями -  это игры, в процессе которых дети овладевают  различными действиями с предметами: зачерпывание, захватывание, цепляние, вылавливание и т.д.
Действия с предметами – это не только увлекательное занятие для малыша, но и движущая сила его развития.
Например, игры:  «Ловись, рыбка!»; «Вылови шарик сачком»;  «Мельница»;  «Перелей ложкой»  и т.д.
Для игр с песком  также нужны фартуки из клеенки; мягкие, хорошо впитывающие влагу, небольшие полотенца, метелочка с совочком.
Пособия необходимые для игр с песком:
Для игр с песком используется «Центр песка», который теперь можно приобрести в магазине. Но если такового у вас не нашлось, то можно приспособить любой таз.
Совочки, формочки, ситечки, природный материал: камешки, ракушки, шишки, орехи, косточки; бросовый материал: крышки, пробки; небольшие фигурки людей и животных, грабельки, деревянные колышки, молоточки, ведерки, лейки и т.д.
         Перечень пособий  комплектуется  по усмотрению воспитателя.
 Обязательно знакомим детей с правилами поведения во время игр в группе с  песком:
·         нельзя выбрасывать песок из песочницы;
·         нельзя бросать песок в других или брать его в рот;
·         надо бережно обращаться с песком;
·         после игры надо вымыть руки, и показать зеркалу какие они чистые.

 Игры с песком можно разделить на две группы:
·         на игры с сухим песком;
·         на игры с мокрым песком.

1 группа:
Игры, разогревающие   упражнения с сухим песком:
Это  игры направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Такие игры целесообразно проводить с детьми в адаптационный период – они захватывают малыша, отвлекают от слез. Не надо бояться, что ребенок испачкает все вокруг, ведь главное – это его  эмоциональное благополучие.
Например, игры: « Найди игрушку»;  « Украсим полянку»; «Пересыпание песка»; « Игра с природным материалом» и т.д.
Упражнения  «Здравствуй, песочек!»;  «Сделаем себе массаж»;  « Погладим песочек»  и т.д.
2 группа:
Игры с мокрым песком:
Мокрый песок – это холст маленького художника, на котором можно рисовать пальчиком, палочкой, выкладывать узоры, реализовывать все свои творческие фантазии. Рука, входящая в соприкосновение с песком, получает знания и опыт – основу мышления. Ребенок совершенствует свои действия с различными предметами.
Например, игры: «Забьем колышек»;«Украсим горку»;«Испечем кулич»;«Норка для мышки» и т. д.

III часть
Практическая
Психолог:
- Мы Вам предлагаем побыть в роли детей.
Предлагаем поиграть  с водой в контактные игры:
Родители подходят к Центру воды, трогают воду, ощущают ее тепло, делают произвольные движения руками.
 Воспитатель:
- А теперь мы Вас приглашаем поиграть с песком.
Родители подходят к Центру песка, трогают песок руками, говорят о своих ощущениях, воспитатель предлагает выполнить несколько разогревающих упражнений.
 После игр родители делятся  впечатления.

IV  часть
 Заключительная
Воспитатель:
- Итак, с помощью психолога, нас и  нашей выставки, Вы узнали, почему для ребенка раннего возраста важны игры с песком и водой, каким образом они проводятся в детском  саду.
Игры с водой и песком Вы можете применять дома. Кому нужна помощь, мы с удовольствием поможем, как теоретически, так и практически.
воспитатель группы раннего возраста 
Шайдарова Жанна Витальевна

Комментариев нет:

Отправить комментарий