педагог-психолог, воспитатели, родители.
Материал для
выставки:
Пособия: Центр воды и песка, сачки, воронки,
удочки, ситечки, венчики, шумовки, деревянные ложки, половники, ложки
для перемешивания салата, лопатки, ведерки, грабельки.
Дидактический материал: рыбки, шарики, футляры от киндер
сюрпризов, формочки для игры с песком, наборы мелких игрушек.
Природный и бросовый
материал: шишки,
ракушки, камешки, орехи, пробки от пластиковых бутылок, деревянные палочки.
Цель:
·
повысить
знания родителей о значении игр с водой и песком в психоэмоциональном
развитии детей раннего возраста;
·
вовлечь
их в процесс совместной игровой деятельности с детьми в домашних условиях;
I часть
Выставка игровых
пособий
Воспитатель демонстрирует пособия и дает им
характеристику:
В настоящее время значительно возрос интерес
специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным
занятиям с использованием воды и песка. И это не случайно, ведь игра с водой и
песком - это процесс развития самосознания ребенка, это его спонтанная
«самотерапия», это естественная и доступная для каждого ребенка форма
деятельности, познание окружающего мира.
Во время игры создается дополнительный акцент на
тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка,
познавательный интерес, обогащается эмоциональный опыт. Песок и вода действуют
на ребенка как магнит: забирают негативную психическую энергию, происходит
гармонизация психоэмоционального состояния ребенка, успокаивается нервная
система, происходит профилактика и коррекция их психического состояния.
Дети раннего возраста с удовольствием играют с
водой и песком, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом,
удивлением, волнением, радостью. А это очень важно для них, так как
многие из них имеют проблемы с речью: кто-то мало говорит, кто-то плохо
произносит звуки, кто-то вообще не говорит. Через игру развивается речь,
рождается или усиливается чувство доверия, приятия, успешности.
В группе«Цыплята»
игры с водой и песком проводятся ежедневно, как с воспитателем, так и
самостоятельно.
II часть
Теоретическая
Психолог:
Игры с водой
Вода буквально притягивает к себе маленького
ребенка. Стоит только наполнить ведерко или тазик водой, как его руки сами туда
тянутся. А разве пройдет малыш равнодушно мимо фонтана или лужи?! Вспомните
свой отдых на море…
Игры с водой вызывают у детей раннего возраста
столько положительных эмоций. Например, стоит во время утреннего приема сказать
плачущему малышу: «Не плачь, пойдем лучше с водичкой поиграем», слез как не
бывало, бежит в группу, забыв даже попрощаться с мамой.
Центр «Вода и песок» - прекрасный
посредник для установления контакта с ребенком. Ребенок еще плохо говорит и не
может сказать о своих переживаниях и в этих играх устанавливаются доверительные
отношения между воспитателем.
Игры с песком
Для детей песок – живое существо, общение с
которым им необходимо. Что происходит, когда пальцы малыша касаются песка?
Через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу.
Психологи утверждают, что игры с песком для детей
очень полезны. Они улучшают настроение, регулируют мышечный тонус, развивают
крупную и мелкую моторику, координацию движений. Малыши выражают себя в игре
увереннее, чем в словах. Поэтому игры с песком для детей раннего возраста
являются средством коммуникации, предоставляют им возможности для
разрешения конфликтов.
А еще это - просто, естественно, доступно и
приятно!
Воспитатель:
Для игр с водой в детском саду нужны фартуки из клеенки, небольшие
полотенца, хорошо впитывающие влагу.
Пособия необходимые для игр с водой:
Можно использовать не только «Центр воды», а также
– тазики, большие пластмассовые банки с разными по ширине отверстиями,
ведерки.
Удочки, сачки, ситечки, лейки, стаканчики, шарики,
рыбки, губки, камешки, ложки, мельницы, ковшики и т.д.
Этот перечень пособий можно дополнять бесконечно –
главное - проявлять творчество!
Обязательно знакомим с правилами поведения во время игр с водой:
·
играть
дружно, не мешая другим;
·
не
отбирать игрушки;
·
аккуратно
стряхивать водичку с сачка, чтобы она не лилась на пол;
·
учить
бережно относиться к воде;
·
не
выливать воду на детей и пол.
·
Игры с водой можно разделить на две группы:
·
на
контактные;
·
на
игры с предметами – орудиями.
1 группа:
Контактные
игры с водой –
это игры, в которых ребенок принимает непосредственное участие. Он трогает
водичку, опускает в нее руки, ощущает ее тепло или прохладу. Малыш
получает первый опыт взаимодействия с водой.
Контактные игры с водой целесообразно проводить с
детьми в адаптационный период, когда дети особенно нуждаются в поддержке
взрослого, в его понимании. Дети быстрее успокаиваются, расслабляются, забывают
о разлуке с близкими людьми, идут на контакт с воспитателем.
Например, игры: « Здравствуй,
водичка!»; «Теплая - холодная»; «Пена»; «Кто самый сильный?»; «Клад
на дне моря» и т.д.
2 группа:
Игры с
предметами-орудиями - это
игры, в процессе которых дети овладевают различными действиями с
предметами: зачерпывание, захватывание, цепляние, вылавливание и т.д.
Действия с предметами – это не только
увлекательное занятие для малыша, но и движущая сила его развития.
Например, игры: «Ловись, рыбка!»; «Вылови
шарик сачком»; «Мельница»; «Перелей ложкой» и т.д.
Для игр с
песком также нужны фартуки из клеенки; мягкие, хорошо впитывающие
влагу, небольшие полотенца, метелочка с совочком.
Пособия необходимые для игр с песком:
Для игр с песком используется «Центр песка»,
который теперь можно приобрести в магазине. Но если такового у вас не нашлось,
то можно приспособить любой таз.
Совочки, формочки, ситечки, природный материал:
камешки, ракушки, шишки, орехи, косточки; бросовый материал: крышки, пробки;
небольшие фигурки людей и животных, грабельки, деревянные колышки, молоточки,
ведерки, лейки и т.д.
Перечень
пособий комплектуется по усмотрению воспитателя.
Обязательно знакомим детей с правилами поведения во время игр в
группе с песком:
·
нельзя
выбрасывать песок из песочницы;
·
нельзя
бросать песок в других или брать его в рот;
·
надо
бережно обращаться с песком;
·
после
игры надо вымыть руки, и показать зеркалу какие они чистые.
Игры с песком можно разделить на две группы:
·
на
игры с сухим песком;
·
на
игры с мокрым песком.
1 группа:
Игры,
разогревающие упражнения с сухим песком:
Это игры направленные на развитие
тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Такие игры
целесообразно проводить с детьми в адаптационный период – они захватывают малыша,
отвлекают от слез. Не надо бояться, что ребенок испачкает все вокруг, ведь
главное – это его эмоциональное благополучие.
Например, игры: « Найди игрушку»; « Украсим полянку»; «Пересыпание песка»; « Игра с природным материалом» и т.д.
Упражнения «Здравствуй, песочек!»;
«Сделаем себе массаж»; « Погладим песочек» и т.д.
2 группа:
Игры с мокрым
песком:
Мокрый песок – это холст маленького художника, на
котором можно рисовать пальчиком, палочкой, выкладывать узоры, реализовывать
все свои творческие фантазии. Рука, входящая в соприкосновение с песком,
получает знания и опыт – основу мышления. Ребенок совершенствует свои действия
с различными предметами.
Например,
игры: «Забьем колышек»;«Украсим горку»;«Испечем кулич»;«Норка для мышки» и
т. д.
III часть
Практическая
Психолог:
- Мы Вам предлагаем побыть в роли детей.
Предлагаем поиграть с водой в контактные
игры:
Родители подходят к Центру воды, трогают воду,
ощущают ее тепло, делают произвольные движения руками.
Воспитатель:
- А теперь мы Вас приглашаем поиграть с песком.
Родители подходят к Центру песка, трогают песок
руками, говорят о своих ощущениях, воспитатель предлагает выполнить несколько
разогревающих упражнений.
После игр родители делятся
впечатления.
IV часть
Заключительная
Воспитатель:
- Итак, с помощью психолога, нас
и нашей выставки, Вы узнали, почему для ребенка раннего возраста важны
игры с песком и водой, каким образом они проводятся в детском саду.
Игры с водой и песком Вы можете применять дома. Кому
нужна помощь, мы с удовольствием поможем, как теоретически, так и практически.
воспитатель группы раннего возраста
Шайдарова Жанна Витальевна
Комментариев нет:
Отправить комментарий