Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психофизическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка.
М.Ф. Фомичёва
Консультация для родителей
Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чистое произношение ребёнком звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости.
Уважаемые родители!
Сегодня я представлю Вашему вниманию три игровых занятия на развитие у детей 2-3 лет умения правильно произносить звуки по подражанию и развитию речевого слуха. Их вполне может провести любой родитель дома самостоятельно!
Цель: развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки и звукосочетания по подражанию.
1) Сказка "Поспешили-насмешили"
Подготовительная работа: приготовить для показа на фланелеграфе дом, в окно которого выглядывает медведь; лягушку, мышку, курицу, гуся, корову. Продумать вопросы по тексту сказки. (Можно заменить настольным показом, с помощью резиновых игрушек или мягких).
Прискакала лягушка к медвежьему дому. Заквакала под окном: "Ква-ква-ква - я к вам в гости пришла!". Прибе-жала мышка, запищала: "Пи-пи-пи - пироги у вас вкусны, говорят!". Куроч-ка пришла, заквохтала: "Ко-ко-ко - корочки, гово-рят, рассыпчаты!".
Гусь приковылял, гогочет: "Го-го-го - горошку бы поклевать!". Корова пришла, мычит: "Му-му-му - воды попить бы!". Тут медведь из окна высунулся, как зарычит: "Р-р-р-р-р-р!". Все и разбежались. Да зря трусишки поспешили. Дослушали бы, что медведь сказать хотел, а вот что: "Р-р-р-р-рад гостям! Заходите, пожалуйста!".
Методические указания: Следует сопровождать рассказывание сказки показом её персонажей на фланелеграфе, либо использовать настольный театр. Звукоподражания нужно произносить чётко, выделяя гласные звуки.
2) Рассказ "Песня-песенка"
Подготовительная работа: подобрать следующие игрушки: большую куклу, петуха, кошку, утку, медведя, лягушку. Продумать вопросы по рассказу так, чтобы в ответах ребёнка были звукоподражания, которые в нём даны.
Запела девочка песенку.
Пела-пела и допела.
- Теперь ты, петушок, пой!
- Ку-ка-ре-ку! - пропел петушок.
- Ты спой, Мурка!
- Мяу, мяу, - спела кошка.
- Твоя очередь, уточка!
- Кря-кря-кря, - затянула утка.
- И ты, Мишка!
- Ряв-ряв-р-я-я-яв! - зарычал медведь.
- Ква-ква-квак-к-к! - проквакала лягушка.
- А ты, кукла, что споёшь?
- Ма-а-ма-ма! Ма-ма!
Складная песенка!
Методические указания: взрослому следует сопровождать свой рассказ показом игрушек-персонажей; звукоподражания произносить чётко, того же добиваться от ребёнка при ответах на вопросы по рассказу.
3) Стихотворение А. Барто "Кто как кричит?"
Подготовительная работа: приготовить игрушки: петуха, курицу, кошку, собаку, утку, корову. Придумать вопросы к тексту стихотворения, чтобы в ответах ребёнок активно использовал звукоподражания.
Ку-ка-ре-ку!
Кур стерегу.
Кудах-тах-тах!
Снеслась в кустах.
Мур-муррр!
Пугаю кур.
Ам-ам!
Кто там?
Кря-кря-кря!
Завтра дождь с утра!
Му-му-у!
Молока кому?
Методические указания: читать стихотворение надо выразительно, во время чтения показывать ребёнку соответствующие игрушки.
Надеюсь, что данные игры-занятия помогут Вам в работе по формированию правильного произношения у детей!
Учите, играя!
Материал подготовлен по пособию Фомичёвой М.Ф.
"Воспитание у детей правильного произношения".
Жанна Витальевна, спасибо! Конечно, пригодиться. Мы дома картинки показываем и спрашиваем кто как говорит.А вот так намного интересней!
ОтветитьУдалитьВам спасибо, Галина! Приятно, что материал оказался для Вас интересным и полезным. Успехов!
УдалитьЖанна, спасибо!
ОтветитьУдалитьВот только один момент: говорить звук "р" в 2-3 года редко кто умеет т.к. физиологически язычок еще как говорят логопеды "не зрелый" . Если уж не получается, то не надо ребенка ругать - до 5 лет время есть...
То, о чем Вы, Алёна, написали, относится к компетенции логопеда, мы не ставим перед собой такую задачу - научить ребёнка 2-3 лет говорить звук "р". Цель данных занятий с детьми раннего возраста: развивать речевой слух и речевую активность у детей, ПОБУЖДАТЬ к звукоподражанию, выделяя ГЛАСНЫЕ звуки.
УдалитьЖанна, спасибо за статью!
ОтветитьУдалитьМоей доченьке скоро 2 года, лепечет много, а н!ормальних слов не говорит. Как Ви лумаете, когда пора уже?
У Вас в ленте новостей видно свежую мою публикацию. Такое впечатление, что блоггер сегодня отдихает. И других новостей мало
Спасбо, Юля, за вопрос. К двум годам ребенок знает уже 1500 слов, но не факт, что он использует их активно в своей речи. Если дочурка Вас понимает, реагирует правильно на Ваши просьбы, то не стоит беспокоиться. Больше читайте ей, сейчас она накапливает и обогащает свой словарь. А интересно, на каком языке Вы говорите дома?
УдалитьМне так и казалось, что она учит слова. Тічет пальчиком на рисунки, предметы и говорит "тям", амы озвучиваем, что это. Потом как выдаст всю информацию за раз! :-)))
УдалитьЖанна, мы всюду и сво всеми общаемся на украинском языке. Пишу на русском только блогодрузьям и родственникам с России. И то, часто, без буквы Ы, на тел. ее нет :-)
Поздравляю Вас с Днем матери! Мое поздравление почему-то не вышло в мир, так лично желаю Вам любви, терпения и здоровья!
Так и будет, Юля! После 2-2,6 - как заговорит!
УдалитьА точно, ведь День матери! Я ещё дочери говорю: "Как интересно, во всех странах справляется в разное время..."
Юлечка, и Вам всего-всего самого замечательного! Счастья Вам материнского!!!
Юля,здравствуйте. Знаете, у меня сын заговорил нормально только в 2,8. Доставка этого времени "разговаривал" Наташа только ему одному понятном языке. Зато как заговорил, так что остановишь) Теперь любого переговорит.
УдалитьНу вот Вам, Юля, и живой пример. Тёма (наш воспитанник) молчал, накапливал пассивный словарь, а теперь его активно использует.
УдалитьТак что до трёх лет - не стоит беспокоиться, но и бездействовать нельзя. Много разговаривайте с ребёнком и читайте, давайте возможность ему выговориться, никогда не говорите, что ничего не понимаете - иначе замкнётся.
Жанна Витальевна. Все беру "на карандаш", в заметки. Спасибо, пригодится.
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, здравствуйте. Вот Вы будете подкованной бабушкой, встретите внуков вовсеоружие. Спасибо!
УдалитьКакая Вы молодец!!! Выкладываете столько полезной информации!Спасибо Жанна. Это пригодится не только родителям, но и начинающим педагогам, таким , как я.
ОтветитьУдалитьО, так мы коллеги? Приятно! Что заканчиваете?
Удалить