четверг, 20 апреля 2017 г.

Учимся читать с 2-3 лет вместе с "Букварем" от издательства "Клевер"

На этот раз из предложенных издательством "Клевер" книг,
 я выбрала "Букварь"
Уж очень мне, человеку, который против того, чтобы чтению обучали малышей, стало интересно. Каким образом?  Какие предложены методики?  
Что-то отличающееся от методики обучения чтению детей 5-7 лет?
В общем, вопросов было много.

Итак, книга у меня в руках. Делюсь впечатлениями.
Внешние качества:
1) Хочется отметить отличное качество, как бумаги, так и иллюстраций;
2) Удобный формат. 22 х 22. Книгу легко держать в руках, также раскладывать перед собой на столе.


Что же внутри книги?
1) Обращение от авторов;
2) Пошаговая инструкция о порядке прохождения букв в букваре;
3) Непосредственно сам букварь;
4) Страницы на повторение.

"Буквально несколько секунд - и ваш малыш сам прочтет подпись к забавной картинке!";
"Букварь основан на новой методике обучения чтению, разработанной известными педагогами" - гласят мудрости на обложке букваря. 
Конечно же, после визуального знакомства с букварем, прежде всего, захотелось узнать об авторах. Какое образование, сфера деятельности...
Как оказалось, это известные личности в мире педагогики.

Ольга Васильевна Узорова - известный учитель-практик, автор учебных пособий для начальной школы. Ольга Узорова родилась в Москве. После окончания начального факультета педагогического университета работала в младших классах гимназии. 
Дидактические материалы, которые Ольга Узорова разработала за годы преподавания, стали основой для прекрасных развивающих книг. 
Ольга Узорова совместно с педагогом Еленой Нефедовой, выпустила более 300 учебных пособий для начальной школы - по математике, русскому языку и окружающему миру.

Нефедова Елена Алексеевна - доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка. Научные интересы: Диалектология. Лексикология. Лексикография
Закончила русское отделение филологического факультета Московского государственного университета в 1963 г.
В 1977 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Микологическая лексика архангельских говоров». 
В 2008 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Лексико-семантическое варьирование в пространстве диалекта». Работает на кафедре русского языка филологического факультета с 1963 г., с 2012 г. - в должности профессора кафедры русского языка. 
С 2013 г. Е. А. Нефедова является заведующей кабинетом русской диалектологии кафедры русского языка. 

Как утверждают авторы, как только ваш ребенок научился произносить первые слова и предложения и потянулся к книге, можете начинать занятия с букварем.
Что ж, вопрос, который беспокоит многих, в том числе и меня: с какого возраста обучать чтению? А для чего обучать ребенка 2-3 лет чтению?
Ха-ха😂, наверное, для того, чтобы читать книгу на ночь маме, папе, бабушке, дедушке, а может быть, старшему брату... Шучу, конечно, но я против.
Но это дело каждого. И сегодня, отбросив возраст, рекомендую этот букварь для обучения чтению. Мне он понравился. Легкостью, правильной грамотной последовательностью.👏
Может быть, будет не очень корректным следующее сравнение, но рискну. Почему-то вспомнился букварь, по которому я научила читать своего сына в 5 лет за месяц-полтора (мы занимались через день). По нему тоже было легко учиться! Это был букварь еще советских времен для детей коррекционных школ!!! 

Как заниматься по букварю, дабы добиться максимального результата: 
1. Рассмотрите вместе с малышом иллюстрацию к букве. Оглянитесь вокруг и найдите ещё предметы, в названии которых встречается эта буква.
2. Рассмотрите вместе слово для чтения и иллюстрацию к нему. Слово сначала прочитайте сами, потом пусть прочтет ребенок.
3. Обязательно выделяйте голосом восклицательные и вопросительные предложения. Учите этому своего малыша.
4. Внимание! Крупные черные буквы предназначены для чтения ребенком. Мелкие серые  читает взрослый. Так, здесь ребенок читает только букву У, а остальное взрослый.
5. Очень возможно, что двухлетнему малышу предлоги, местоимения и сюжеты некоторых картинок будут непонятны. Это не страшно! Рассматривайте картинки вместе, обсуждайте ситуации, изображенные на них, сами четко произносите подписи к картинкам.
если у малыша не получилось прочитать слово, прочитайте его сами, затем вместе с ребенком - и переходите к следующему. Подбадривайте и хвалите своего маленького ученика независимо от его успехов.
6. В день изучайте не более 1-2 страниц. Ребенок ни в коем случае не должен устать от чтения!
7. Первые страницы букваря занимают слова и предложения, состоящие только из гласных: А,О,И, Ы,У. Потом идет первая согласная: Н. Как читать слова с согласной? Слово ОН ребенок читает так: сначала долго тянет гласную ооооо, а потом приставляет букву Н. Получается ОН.
8. Сложнее для ребенка, когда первый звук - согласный. Его тянуть труднее, но тоже нужно. Ребенок читает-тянет ннннн и потом приставляет А,У или О. За такие слова хвалите малыша еще больше!
9. В букваре есть страницы на повторение.
10. В первый месяц занимайтесь не чаще 3-4 раз в неделю. И не подряд, а через день. Со второго месяца, по желанию ребенка, можно заниматься почти каждый день.
11. Рассматривайте картинки, обсуждайте игровые ситуации, изображенные на этих картинках, и составляйте по ним истории.
Общайтесь и разговаривайте с ребенком как можно больше - это поможет ему развить связную речь и мышление.

Почему выделила последнее? Отбросив все выше описанные 10 советов, в отношении детей 2-3 лет, считаю это самым главным  в развитии, а не обучение чтению. Еще бы добавила ежедневные прогулки и наблюдения, исследования, эксперименты, занятия творческой деятельностью.

Уважаемые взрослые!
Все дети индивидуальны, уровень развития тоже у всех абсолютно разный, особенно уровень речевого развития. И Вам самим решать с какого возраста начать обучение ребенка чтению. Уверена, прежде всего, будет лучше, если Вы посоветуетесь с воспитателем и другими специалистами.
Повторюсь, как обучающее пособие, книга мне понравилась. Рекомендую.👍
Хочется закончить словами авторов:  "Удачи вам и вашему малышу в открытии такого чудесного, интересного и огромного мира - мира книг!".💖

28 комментариев:

  1. У нашей семьи очень богатый опыт в этой сфере. Я училась читать в школе, хотя, как утверждает моя мама, буквы уже знала. Читать начала сразу словами, а не по слогам. Сестра начала читать в 3 года. С учётом разницы в 4 года между нами, как раз и получается, что это совпадает с началом школы у меня. Сестра училась читать по моему букварю.
    Теперь на счёт раннего обучения чтению. Я не сторонник ранних занятий, которые не соответствуют возрасту и навыкам ребёнка. Это больше похоже на дрессуру, чем на осознанное усваивание. Но опять же всё индивидуально.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маша, спасибо за мнение.
      Совершенно верно, все очень индивидуально. Есть дети, которые хорошо говорят в 2-3 года, при этом выговаривавают почти все звуки правильно, вот этим вполне можно заняться и обучением чтению. А есть и 4 года - каша во рту...

      Удалить
  2. Спасибо, Жанна Витальевна!
    Чует мое сердце, что с нашим младшим, которому шестой год, как раз такой букварь и нужен. Математический склад ума никак не принимает предлагаемое для 5-леток :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Евгения.
      Думаю, что шестилетний ребенок освоит этот букварь очень быстро!
      Успехов!👍🏻

      Удалить
  3. Жанна, с авторами знакома - доверяю.
    С какого возраста учить читать по этому букварю - дело каждого, но он хорош.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да я тоже вспомнила этих авторов, когда начала искать информацию о них, знакома оказалось по пособиям начальной школы.🤔
      А букварь хорош, Вы правильную, Алена, ему дали оценку. Спасибо.

      Удалить
  4. Спасибо большое за такой подробный обзор! По поводу раннего обучения придерживаюсь Вашей точки зрения!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Все должно быть согласно возрастным особеностям. Пусть сейчас они разные, кто-то читает стихи наизусть в 2 года, кто-то еще и в три года не разговаривает.., В итоге они потом все выравняются. Сколько написано про маленьких гениев... отрабатывают свои возможности за короткий срок, а потом что... забвение и депрессии.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Жанна Витальевна!
    Я полностью солидарна с Вами: незачем ребенка 2-3 лет обучать читать. ЗАЧЕМ? - этот вопрос я также задала бы. Мой ребенок уже некоторые буквы знает, может их назвать, но это только как игра, ему нравится перебирать буквы и помещать их на магнитную доску. Я купила ее еще до роддома. Муж тогда смеялся, да и я вместе с ним)))
    Чтение - серьезная мозговая работа, которая требует определенной усидчивости. В 2-3 года нет надобности читать, как нет надобности заниматься научной деятельностью или изучать иностранный язык. Лучше приучить ребенка элементарным правилам поведения и гигиены. А то ведь как бывает: малыш на кружок иностранного ходит, а всё равно в штанишки писается. Родители поторопились. Недоумеваю: куда спешить? с какой целью? Можно ведь навредить нормальному развитию речи, особенно монологической.
    Но это, конечно, мое мнение и данные специалистов. Спасибо за обзор книжки! Буду ее иметь в виду.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана Николаевна, мы с Вами на одной волне. Вы все грамотно описали, хорошо, что упомянули о привитии культурно-гигиенических навыков. Многие современные дети, благодаря родителям, долго остаются на уровне младенцев - для них ходить под себя в 3 - 3,6 года - норма...
      Спасибо за понимание и поддержку.

      Удалить
  6. Жанна Витальевна, спасибо за обзор книги и Ваши добрые советы. Я уже давно знакома с этим издательством, мне даже приходят регулярно рассылки. вот и недавно получили. Рекомендовала дочери и знакомым. Дочь заказывала пособия
    Милаша знает некоторые буквы, играем с ней, но вот больше ей пока не хочется, я это вижу, так что с чтением пока подождем. Но все детки, безусловно, разные))) Всему свое время, главное, чтобы не переусердствовать до потери интереса

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, да издательство предлагает качественную продукцию. Сколько присылали мне книг для рецензирования - все интересные, полезные и развивающие.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Жанна Витальевна! Авторы известны, популярны и уважаемы в начальной школе. А вот, что у них есть букварь для малышей не знала, большое спасибо! Порекомендую нашим педагогам-дошкольникам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Викторовна, здравствуйте.
      Вот и знакома с пособиями для начальной школы, по-этому и стала смотреть в Интернете информацию об авторах, никак не связав их с дошкольным образованием.

      Удалить
  8. Спасибо большое за обзор! Интересно было узнать Ваше мнение!
    Нам в школе во втором классе рекомендуют дополнительно заниматься по пособиям Узоровой и Нефедовой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да-да, мы тоже использовали по математике, русскому языку тренажеры.

      Удалить
  9. Соглашусь со всеми предыдущими комментаторам : все должно быть и индивидуально! Не надо бежать впереди паровоза!Спасибо за знакомство с книгой!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Владимировна.
      Рада Вам.
      Книга хороша, надеюсь, пригодится. Хотя, у Вас, как у учителя русского языка и литературы, наверняка, припасены свои методы обучения чтению.😉
      Спасибо за отзыв.

      Удалить
  10. Здравствуйте, Жанна Витальевна!
    Удивительно, малыши в этом возрасте лучше усваивают теорию, учатся читать, рисовать. Наверное, это от того, что много свободного места в голове :)
    И вот тут наша (взрослых) задача, не отбить у ребенка тягу к познанию, не оттолкнуть его от себя и не показать раньше времени, что вместо познания (книги и творчество) есть развлечения (мультики).
    Спасибо за презентацию интересного букваря. Постараюсь найти для своего внука. Моя дочка точно будет заниматься с Павликом. Как и со старшим Петей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна.
      Это хорошо, когда родители занимаются с детьми, при этом не забывая о возрастных особенностях детей, адекватно оценивая уровень возможностей и развития своего чада. А ведь есть, которые подходят к этому неграмотно.
      Букварь отличное пособие для обучения чтению. А с какого возраста начинать дело каждого. Согласитесь, выглядит удручающе: родители гордо хвастаются в песочнице, что их малыш знает все буквы и т.д., а малыш пьет из бутылочки, носит памперс и мама кормит его с ложки пр.

      Посмотрите, в Интернет-магазинах, можно найти со скидками.

      Удалить
  11. Жанна Витальевна, спасибо за обзор пособия, интересно. Нравится также, что Вы транслируете свое мнение "Я против" Вот и я думаю, что учить читать с 2-3 лет несколько преждевременно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, мы же с Вами, Ольна Анатольевна, кто? Педагоги. По-этому знаем, что к этому нужно подходить весьма индивидуально, хорошо изучив возрастные особенности детей, психические особенности и т.д.
      А Букварь мне, на самом деле, понравился.

      Удалить
  12. Здравствуйте Жанна! Я давно уже лелеяла мысль об обучении букв, но всё ещё не совсем уверенна. а надо ли это моим 2-3 леткам. С одной стороны хочется, чтоб перейдя в следующую группу мои детки что-то про буквы знали. У нас в д\с 2 группы: малыши - с 1-3 лет ,и старшие детки- с 4-7 лет. Мои детки , перейдя во вторую группу уже к середине года знают буквы, сами пишут своё имя, частично ведут звуковой анализ слова. Вообще-то моё мнение. что с малышами 2-3 лет ещё рановато заниматься чтением. У меня ещё некоторые 3 летки по полгода не могут научиться ложку правильно держать, шарик из пластилина скатать. а тут ещё буквы... У нас дети в 6 лет уже читают, пишут печатными буквами и прописью, разбирают слова, ну. можно сказать, делают всё то, чему я училась в 1-2 классах в своё время. У нас в Латвии дети должны , уходя в школу очень много уметь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Инесса. Рада Вам!😍
      Мне кажется, что Вы сами и ответили на свои сомнения - некоторые 3-летки не умеют то и то...
      Всему свое время. У нас, в общем-то, то же самое - большинство детей приходят в 1 класс достаточно подготовленными.
      С уважением,

      Удалить
  13. Интересный букваренок))). Спасибо за обзор. По поводу обучения чтению, я тоже уверена, что учить этому дело нужно только тогда, когда ребенок сам захочет. Более того, заметила, чем меньше мы учим детей, тем больше они сами учатся, вот такой парадокс))). Элю учила буквам, а читать в пять лет быстро начала на занятиях по подготовке к школе. А вот Артур в игре учил буквы, сам захотел читать и стал это делать сам в 5,5 лет. А Родион удивил больше всего, просто, играя с нами, выучил буквы и уже читает почти на уровне Артура. Начал читать сам в 4 года и 3 месяца. Конечно, если малыш в два года хочет учиться читать, то не стоит ему препятствовать, но вот специально учить не нужно. Специально уже пусть в школе научат))))).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, спасибо за Ваш опыт.
      Конечно, все очень индивидуально.
      Ваши мальчишки молодцы!

      Удалить