воскресенье, 17 июня 2018 г.

Говорите с детьми: 7 советов логопеда родителям

Консультация для родителей

Причины отставания в речевом развитии могут быть самыми разнообразными – как биологическими (проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; наследственный тип позднего развития речи; болезненность ребенка), так и социальными. Нередко поведение родителей и их отношение к ребенку создает предпосылки к отставанию в речи у детей.

Почему дети не говорят

К примеру, гиперопека малыша может привести к тому, что речевая функция ребенка останется невостребованной. Ведь если окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания, зачем ему выражать свои потребности при помощи речи? Также речь у детей может развиваться медленнее, если родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями. В этом случае малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты.


Что интересно – если ребенок часто находится в избыточной информационной среде, это вовсе не помогает ему начать быстрее говорить. То есть если у вас постоянно включен телевизор или радио, или рядом с малышом много болтающих между собой взрослых. Все это создает «шумовую завесу», и ребенок привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. В таких случаях ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а развитие истинной речи будет задерживаться. Поэтому полезнее говорить с детьми, а не при детях.

Как правило, в семьях, где у родителей нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие последних также задерживается.

Как родители могут помочь

Важно, чтобы и родители, а не только педагоги детских центров и логопеды, занимались развитием речи малыша. Самое основное для улучшение речи – это развитие мелкой моторики, улучшение работы органов артикуляционного аппарата. Делайте с вашим малышом каждый день артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, играйте в дидактические игры или делайте самомассаж (рук, лица). При самомассаже можно использовать разные тренажеры, такие как мячик  «ежик», каучуковый мячик, массажное кольцо Су Джок а также авторские логопедические зонды.

Вот 7 несложных советов, как можно помочь ребенку в развитии речи:

1. Стимулируйте любые проявления активности ребенка, радуйтесь каждому произнесенному звуку.

2. Используйте различные дидактические игры (составление целого из частей – разрезные картинки, пазлы, игрушки-собирайки, кубики с картинками, игрушки-вкладыши).

3. Играйте с пальчиками, ведь на руках находится множество нервных окончаний, стимулируя которые, мы активизируем речевую моторную зону в коре головного мозга. Детям очень нравятся такие забавы: «Это пальчик — бабушка, этот пальчик — дедушка, этот пальчик папочка, этот пальчик — мамочка, этот пальчик я — вот и вся моя семья!» (Возьмите руку малыша в свою и производите различные движения под фразы из потешки.)

4. Читайте, рассказывайте наизусть, пойте. К вашим услугам потешки, колыбельные, считалочки, детские стишки и проза. Возьмите на заметку произведения всеми любимых детских авторов: А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака,  С. Михалкова.

5. Показывайте, рассказывайте, фантазируйте, комментируйте в деталях все, что хотите: чем занимается папа на работе, во что играют дети на площадках, какие заботы у птицы за окном и у людей на улицах, в магазинах и транспорте.

6. Изучите с ребенком голоса животных, их места обитания; узнайте, чем они питаются.

7. Разучите с малышом известные стишки про «Сороку-ворону», «Мальчика-пальчика, который с этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел, а с этим братцем песни пел», «Ладушки-ладушки: мы печем  оладушки. Получилось ровно пять: один маме надо дать, два коту с усами, два съедим мы сами!».

Родителям следует помнить, что если речевое развитие ребенка значительно задерживается, и в течение беременности, родов или в период раннего развития отмечались некоторые отклонения, не стоит затягивать с обращением к специалистам. Нужно вовремя провести необходимые исследования, определить причины задержи речевого развития и оказать ребенку помощь. Самый активный период в развитии речи выпадает на первые три года жизни ребенка. Часто в более поздние сроки наверстать упущенное в полной мере уже не удается.

Логопед Творческих мастерских «Цыпленок и Огурец» 

11 комментариев:

  1. Эх, если всё было бы так просто!..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна. Рада Вам!

      Причины отставания в речевом развитии могут быть разными, а также уровень этого отставания тоже может быть разным. Когда это что-то не сложное и зависит от нас, близких,то мы должны помочь ребенку. Вопрос в том, хотят ли этого близкие, могут ли они оказать эту помощь самостоятельно. В этом случае - придут на помощь специалисты.

      По крайней мере, для меня данные советы логопеда близки и понятны. Почему Вы взгрустнули?

      Удалить
    2. Да нет, Жанночка, я всё понимаю, конечно, и о чём и для чего. Это я, действительно, взгрустнула по внучке своей... моторная алалия...

      Удалить
    3. Не грустите, Татьяна.
      У Вашей внучки все будет хорошо.😁

      Удалить
    4. Спасибо, Жанночка дорогая! Надеемся!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Жанна Витальевна! Эх, все бы внимали этим предупреждениям и советам! Я это расхлебываю во 2 классе, когда приходят дети чистой логопедии. Сейчас у меня такой класс есть, где почти все дети логопедические. По просьбе родителей взяла 2 урока внеурочки, чтобы с ними заниматься дополнительно. И только во 2 классе родители задумались о логопеде! Наверное, раньше думали, что "само рассосется". А то, что ребенок звуков не слышит и не понимает вообще, что на уроке происходит, - это как?! Логопедия - отдельная отрасль, я могу только какие-то элементы на уроке вводить, но этого ничтожно мало, ведь главное - опора на основу, а если ее нет? Классный руководитель этого класса постоянно им про логопедов твердит, я уже прямым текстом на собраниях говорю, ну как мне работать? А впереди 3 класс, с серьезной грамматикой! Простите за эмоции, но просто я с таким сталкиваюсь очень часто ввиду того, что начинаю работать с детьми со 2 класса. Это уже (!) 8 лет ребенку! А как они готовились к школе? Ведь такие вещи видны уже в детском саду.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана Николаевна, здравствуйте.
      К сожалению, да, не все родители обращают на это внимание. Уж, и не знаю по какой причине: неграмотности или нежелания...

      Удалить
  3. Спасибо за советы, они так важны, но еще важнее к ним прислушаться и соблюдать. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надеюсь, Анна Борисовна, что статья окажется полезной для родителей.

      Удалить
  4. Ничего не бывает зря.
    Я с ребенком занималась с рождения - и пальчики разминала, и стихи учили, и артикуляционной гимнастикой занимались, но до 3 с половиной лет понимала его только я, даже папе требовался перевод. Правда, то, что он не выговаривал звуки - это было пол беды, так как он еще изобрел свой язык. Например, "ножницы" у него были, внимание! - "Тыка-тыка-дыка" )
    Но все мои усилия дали о себе знать, когда мы в 4,5 года пришли к логопеду - она сразу отметила, что мальчик способный, и за 4 месяца занятий ребенок стал нормально говорить и выговаривать все звуки, кроме Р.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена.
      Совершенно с Вами согласна: ничего не бывает зря. И Ваши занятия с сыном еще дадут о себе знать в умении пересказывать текст, классифицировать, работать с текстом и т.д.
      Спасибо за комментарий, всегда интересно узнать мнение читателя.

      Удалить