понедельник, 17 ноября 2014 г.

Маленькими шагами в большой мир!

Ранний возраст - период активного экспериментирования
ребенка с предметным миром.
Все, что окружает малыша - вещи, принадлежащие взрослым,
игрушки, животные, растения,
вода, песок и многое другое - вызывает у него интерес. 
Он любит исследовать новые предметы,
экспериментировать с разнообразными веществами
и материалами: водой, песком, снегом, камнями, глиной, красками. 
Сегодня утром ребят ждал сюрприз - посреди группы появилось озеро с мостиком... Как же интересно было походить по мостику!

Мы познакомились с уточками, которые плавали в озере: с большими мамами и их маленькими утятами. Узнали какого они цвета, как поют песенку и что любят кушать.
 После завтрака мы продолжили своё исследование, с обратной стороны мостика мы нашли... камни! Сколько их тут, какие они холодные, гладкие, большие.
- Давайте  соберем камни  на тарелочку...
 и  раскрасим их красками. 
Это был наш первый опыт. Для себя сделала пометку: краску лучше пока наливать в плоскую тарелочку, дети  полностью погружали кисть  в баночки.
- А это что за коробочка? (Ставлю незаметно, пока ходили мыть руки).
Вместе рассматриваем камешки, трогаем, делаем массаж, знакомимся с количеством, величиной.
Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при подобных  играх могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.
Камешки, действительно, приятные на ощупь, дети с удовольствием с ними играли. Как всё-таки здорово, что я их летом собрала на берегу моря...
Складывали в разные мешочки,
учились делать узоры,
узнали, что не все камешки пролезают в маленькое отверстие баночки,
пытались закрывать полные коробочки крышечкой,
 просто перебирали-пересыпали...
И в этот раз опять в конце игры присоединился Костя! Здорово!
 Ведь в  процессе свободного экспериментирования ребёнок тоже получает новую информацию, совершает своего рода открытия.
Роль взрослых в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы:
стимулировать интерес малыша к предметам,
побуждать к самостоятельному исследованию,
поддерживать его любознательность. 

Уважаемые взрослые!
Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что малыш:

1.    Активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;
2.    Быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;
3. С интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;
 4.  Подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;
 5.    Радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.
(Программа "Первые шаги", Е. Смирновой)

Учите, играя!

32 комментария:

  1. Здравствуйте,Жанна Витальевна!Как же хочется оказаться в Вашей группе! Сколько уюта,тёплого отношения и желания работать! Даже по фотографиям видно,что владеете Вы разнообразными методиками,а дети так серьёзно сосредоточены.Родителям стоит поучиться общению без одёргиваний у воспитателя .С уважением к Вам и Вашей работе,Елена Анатольевна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Анатольевна! Рада Вас приветствовать в блоге! Спасибо за высокую оценку моей работы. Читая комментарии подобного плана, выпрямляешь спинку, хочется соответствовать. Ведь самого себя не видно, а со стороны люди всё примечают. Работаешь и думаешь, что у всех так.
      Обязательно загляну к Вам!

      Удалить
  2. Жанночка, добрый день! Согласна с Еленой: запишите меня в Вашу группу!)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, а Вы уже давно наша воспитанница! Вы же практически всегда присутствуете на наших занятиях, прогулках...
      Огромное спасибо за поддержку!!!

      Удалить
  3. ))))) Читала с такими же мыслями - хочу к Вам в группу, Жанна)))))
    Очень здорово вы и с камешками поиграли! Я уже давно заметила и на своих детях - чем проще "игрушка" (крышечки, камешки, лоскутки), тем ребенок больше для себя придумывает занятий с ними! Нежели с навороченными супер-развивающими конструкциями...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как же я с Вами согласна, Наташа! Природный и бросовый материал настолько полифункционален! Чего только с ним не придумаешь и совершенно бесплатно!
      А стоят на полках дорогие развивайки - дети пару раз нажали кнопки, исследовали и всё - больше неинтересно...
      Спасибо за понимание!

      Удалить
  4. И я тоже хочу к вам в группу))) огромное спасибо за такие познавательные и интересные посты.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена! Рада, что материал приносит пользу, интересен, доступен. Спасибо за доброжелательность!

      Удалить
  5. Жанна, отмечаю, что стиль повествования стал другим - как будто читаешь научный труд Педагога с примерами из практики. Вот кто бы мог подумать, что это просто Воспитатель! Все гармонично! Очень интересно и необыкновенно полезно и детям, и педагогам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Однажды меня, как будто озарило: многое о чём я пишу, то, что я думала понятно абсолютно всем, оказывается совсем непонятным некоторым читателям. Иногда задавали вопросы, ставящие меня в тупик. Поэтому и стала использовать "научные" цитаты, где-то сама пишу, где-то труды педагогов ( а далеко ходить не надо - стоит только взять в руки "Программу развития и воспитания детей в ДОУ", которая всегда под рукой), чтобы читатель знал для ЧЕГО всё это делается и проводится с детьми. Ведь многие и не задумываются, что в процессе именно таких игр и происходит интеллектуальное и пр. развитие ребёнка.
      Вот Вы, Алена, педагог - Вы понимаете о чём я пишу, можно сказать, с полуслова, а ведь не все взрослые знакомы с дошкольной педагогигой, психологией, не знают методики и т.д.

      Спасибо за комплимент, Алена! С каждым новым днем жизни блога и я становлюсь мудрее. Всё-таки блог превнес в мою практику много полезного, он помогает мне систематизировать, вычленять, добавлять, исправлять ошибки. И блог уже как моя энциклопедия воспитателя раннего возраста... Что-то забывается, а заглянешь сюда и вспомнишь.

      Удалить
    2. Все точно сказали! Блог - это и правда энциклопедия.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Жанна Витальевна! Вы заметили? Как много гостей на самом деле уже посещают Вашу группу! Действительно, хочется стать маленьким и попасть к такому воспитателю, как Вы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, спасибо, Татьяна Николаевна! Вот умеете Вы вызвать улыбку и хошее настроение! Спасибо Вам огромное за Вашу доброжелательность и порядочность!!! :)
      Кстати, мы сделали с сыном карандаш-закладочку, правда, маленький, но тоже симпатичный!

      Удалить
  7. Жанна, какой замечательный мостик появился в группе. А как он устроен? деревянный? Кто же такой рукодельник у вас?
    А коробки с камешками - просто кинестетический восторг! Такие камешки тонкие и ровные. А если их погреть, то получится СПА салон))))
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. К большому сожалению, Оля, этого человека уже нет...
      Золотые руки были! Столько всего он сделал для нашего садика... Кстати, руки - это тоже его работа.
      Мостик деревянный, а вот трубки-бревнышки из чего вырезали - не знаю, как будто они из очень-очень плотного картона. Таких мостиков два, этот маленький и есть ещё побольше, они "живут" в спортивном зале очень давно и ими могут пользоваться все.

      Даже и не знаю, можно ли нагревать эти камешки, думаю, что они полопаются от высокой температуры, они очень хрупкие, очень похожи на глину. Хотя были собраны на морском берегу, пережили и морозы и жару...
      Спасибо, Оля!

      Удалить
    2. Жаль. Супер-мастер был, что столько всего изготовил для детишек.

      Я заподозрила, что бревнышки - это от чего-то упаковка. Но очень мне понравился функционал и возможности использования мостика. Даже захотелось в такой мостик поиграть.

      Удалить
  8. Жанна, прочитала сообщение с огромным удовольствием, фотографии рассматривала и особенно мостик, какой он замечательный, красивый, хочу, хочу такой же!
    Спасибо огромное за эстетическое удовольствие!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья! Приятно, что заглянули. Согласитесь, всё в наших руках... Есть у нас желание работать интересно - будем, а нет, то никакие призывы не помогут. Пришёл, отсидел время и ушел. Думаю, что и дома в семье точно также у таких людей.

      Удалить
  9. Все так просто и совсем не просто. Сколько новых открытий за один день! Молодцы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Нелли, за поддержку и понимание! Для меня это очень важно!!! ;)

      Удалить
  10. Жанна, спасибо большое за сообщение! Все так просто! Мы с дочками в такие игры очень часто играем, и камешки любим и не только, любознательность развивается с невиданной скоростью)))Спасибо за научное обьяснение, даже не задумываласьтак всерьез))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Значит, не зря я приняла решение делать в сообщениях выдержки из "Программы развития и воспитания"...
      Вы всё делаете правильно, Аня, используете природный материал!
      Спасибо!

      Удалить
  11. Какие занимательные игры с камешками, сколько разных видов деятельности. А советы родителям? Жанна Витальевна, и лекция и практика, все у Вас в блоге есть...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, Вы даже не представляете, насколько долго малыши могут играть с обыкновенными камешками! Для них они имеют волшебные свойства. На этом возрастном этапе - они складывают, высыпают, опять складывают-перекладывают-пересыпают... А с пола такие камешки собрать не сотавит особого труда.
      Спасибо за поддержку.

      Мне очень нравится программа"Первые шаги", в ней очень хорошо охвачен ранний возраст, много уделяется экспериментированию, но к сожалению, мы по ней не работаем.

      Удалить
  12. Потрясающие занятия! Очень вдохновляет!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Марина! Приятно, что заглянули и не менее приятно, что игры малышей Вам понравились. Спасибо. :)

      Удалить
  13. Жанна, какая красота! Дети с таким интересом и удовольствием перебирают камни!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю, Елена!
      Я оказалась всё-таки права, когда собрала эти камешки для занятий с малышами. Детям они очень нравятся.

      Удалить
  14. И камни! И озеро с мостиком! )) Волшебство у вас Жанна в группе! И я, кажется, знаю, кто главная волшебница! )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну.... до волшебницы мне далековато... Но так хочется чтобы жизнь в детском саду не была серой... Сама начинаю киснуть...
      Спасибо, Лена, за добрые слова! :)

      Удалить
  15. Жанна, чудесное занятие! И мостик, и камешки просто чудо! Мы в камушки на Балтике собирала, но там не такие были, разные все))) Надо будет еще такие поискать в следующем отпуске)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна! Как приятно, что Вы заглянули!

      А у нас и цветные есть камешки! И до них скоро знакомство дойдет! Спасибо за добрые слова!

      Удалить