Сегодня хочу представить читателям блога
"Ни минуты покоя" замечательного человека, успешного учителя английского языка, начинающего логопеда, интересного и образованного собеседника, маму маленького мальчика,
хозяйку блога "Modern English Teacher"
Кирсанову Светлану Николаевну.
Светлана Николаевна родилась и выросла в г. Тольятти Самарской области, с 2008 года и по сей день проживает в Подмосковье.
В 2004 году окончила филологический факультет с иностранным языком Тольяттинского государственного университета, сейчас работает учителем английского языка в МБОУ “Гимназия № 16” г. Мытищи.
Но Гостевой пост будет не об английском языке, не о методике преподавания, пост будет о логопедических занятиях с детьми в домашних условиях.
Какая связь между этим? Вот что говорит по этому поводу сама Светлана Николаевна:
"В сентябре 2014 г. я ушла в декретный отпуск. По прошествии полгода после рождения моего сына я решила воплотить в жизнь свою старую мечту: выучиться на логопеда. Эта специальность меня заинтересовала с того момента, как в сентябре 2011 г. мне дали в введение 5 вторых классов. Я заметила, что некоторые дети не слышат звуки, не могут их повторить, не понимают разницы между долгим и кратким звуками, имеют крайне ограниченный словарный запас и потому изъясняются с трудом. Заведующая кафедрой иностранных языков нашей школы на мои замечания сказала, что это является, к сожалению, общим местом.
С июня 2015 г. по февраль 2016 г. я заочно обучалась в Международном социально-гуманитарном институте http://www.msgi.info/ и получила специальность “Учитель-логопед”. В том же феврале 2016 г. я обучалась на курсах логопедического массажа (очно) и получила сертификат, дающий право проведения данного вида массажа.
На сегодняшний день я имею уже 2 победы над звуком [р] и шипящими. В настоящее время занимаюсь ранним развитием речи (у детей с 1,5 до 3 лет), провожу эксперименты и записываю результаты.
Речь – это великое оружие, дар, с которым нельзя обращаться небрежно. От того, насколько будет правильной речь, зависит будущее ребенка. Вот почему меня так сильно волнуют логопедические проблемы и пути их решения. Каждый ребенок уникален, поэтому пути решения для каждого ребенка сугубо индивидуальны".
Светлана Николаевна молодой специалист, но очень грамотный, тонко чувствующий. В своем блоге она делится собственным опытом работы с детьми и их родителями, делится своими наблюдениями как мама. Статьи всегда написаны подробно и квалифицированно.
Одной из статей нам бы и хотелось сегодня познакомить читателей блога "Ни минуты покоя".
Итак, "О логопедических занятиях дома и возможных сопутствующих ошибках".
Не секрет, что успех логопедических занятий зависит не только от самого логопеда, но и от родителей ребенка, которым предстоит закреплять дома полученные навыки. Если родители игнорируют указания специалиста, то и “выздоровление” звука (-ов) идет намного медленнее, чем хотелось бы.
Есть и такие родители, которые по каким-то причинам не обращаются к логопеду, а пытаются поставить звук самостоятельно. Или – научить ребенка говорить. К сожалению, иногда это приводит к отрицательным результатам. Одна мама, таким образом, закрепила у ребенка неправильные шипящие, которые потом пришлось долго исправлять. А всего-то: смотрели какое-то видео и пытались сделать так, как говорят и показывают.
Однако необходимо понимать, что логопедические занятия имеют свой план, свои перспективы. Каждое занятие построено по определенной схеме и рассчитано на каждого конкретного ребенка. Со стороны может показаться всё очень даже простым: сидит себе логопед с ребенком и без конца повторяют нужные звуки. Волшебной палочкой мах! – и вот вам результат.
Я искренне ценю и уважаю родителей, которые хотят помочь своему ребенку, но всё же есть момент, когда требуется помощь профессионала, т.к. в ряде случаев только специалист может определить степень нарушения звука (-ов) и речи, исходя из которой назначается схема коррекционных мероприятий. Более того, в эту работу может включаться не только логопед, но и ортодонт, стоматолог, отоларинголог, невролог, невропатолог, психиатр, психотерапевт и др.
Читала на одном сайте возмущения мамы по поводу того, что она с ребенком занималась и пальчиковой гимнастикой, и артикуляционной гимнастикой, и занятиями на мелкую моторику рук, а ребенок в свои год и 7 месяцев до сих пор не говорит. Она возмущалась тем, что логопеды “пугают” родителей: не будете заниматься - малыш не заговорит, а на деле данное утверждение якобы оказывается ложью. Мама водила ребенка к неврологу, которая поставила диагноз “ЗРР” (задержка речевого развития).
Я сейчас отвечу так, как если бы сама дала ответ написавшей родительнице.
Во-первых, от души похвалила бы такую маму: она действительно молодец, раз постоянно занимается с ребенком.
Во-вторых… будет не совсем приятно, но сказать об этом надо. Меня интересует: зачем с таким маленьким ребенком заниматься артикуляционной гимнастикой? Это то же самое, что заставлять новорожденного прыгать и бегать. Артикуляционная гимнастика требует усилий со стороны пациента. Звуки до 4 лет исправлять не нужно, потому что у каждого человека, как и у нас с вами, был период нечеткого или неправильного произношения, которое впоследствии могло исправиться самостоятельно, без посторонней помощи. Если же эти неточности сохраняются и не исправляются к 4 годам, тогда есть повод обратиться к логопеду, который проведет полное логопедическое обследование и по необходимости направит к нужным врачам.
Что касается пальчиковой гимнастики и занятий на развитие мелкой моторики рук, то это очень полезные вещи: научно доказано, что умение человека ловко управлять своими пальчиками ведет к благоприятному развитию речи, поэтому так необходимо уже с самого раннего возраста приучать малыша захватывать мелкие детали, делать ему массаж пальчиков, разыгрывать спектакли с пальчиками и т.п.
Теперь по поводу диагноза ЗРР. Меня удивляет, что его поставили в столь раннем возрасте и одним специалистом. Есть, конечно, показатели благоприятного и неблагоприятного развития речи, есть диагнозы, которые можно поставить еще во время внутриутробного развития или в первые месяцы жизни (по характеристике младенческого крика, например), однако диагноз “ЗРР” ставится невропатологом, логопедом и психологом после 3-4 лет, когда уже можно отличить задержку речевого развития от индивидуального развития речи, проходящее с небольшими задержками.
Так, есть схема нормального развития речи по А.Н. Гвоздеву. Проведя соответствующее обследование и наблюдения за конкретным ребенком, можно сделать вывод об отставании в речевом развитии, частичного или полного отсутствия речи (алалия, афазия – последнее встречается у детей крайне редко). Однако ни в коем случае нельзя ставить диагноз, только если отклонения от этой схемы незначительны. Ведь крайне необходимо видеть самого ребенка, понаблюдать за ним, составить график развития его речи и схемы, проконсультироваться с невропатологом, психиатром или с другими врачами, а уже потом делать выводы о наличии у ребенка, например, ММД (минимальной мозговой дисфункции), РЦН (резидуальной церебральной органической недостаточности), ЗПР (задержки психического развития), аутизма, детской шизофрении и т.п.
Перечисленные диагнозы – это всего лишь капля в море огромного количества причин отставания ребенка в речевом развитии. Запомните: логопед не врач, он диагнозов не ставит, он только может сделать предположения, оповестить родителей и порекомендовать обратиться к соответствующим специалистам.
Перечисленные диагнозы – это всего лишь капля в море огромного количества причин отставания ребенка в речевом развитии. Запомните: логопед не врач, он диагнозов не ставит, он только может сделать предположения, оповестить родителей и порекомендовать обратиться к соответствующим специалистам.
Что касается возмущений мамы о том, что ребенок “вообще не говорит”, то такие выводы можно сделать только при обследовании речи ребенка раннего возраста. Что значит “вообще не говорит”? Он не гулил в 3 месяца, не лепетал в 6 месяцев, не произносит ни одного слова, даже “детского”, не проявляет никаких попыток взаимодействовать со взрослым? А как у него с пониманием речи? Он вообще Вас слышит? Что именно он понимает? Отличает кровать от дивана или для него это одно и то же?
Как видите, вопросов много, которые наверняка задаст любой специалист, и это далеко не весь список. Нужен анамнез – как развивалась беременность, как проходили роды, как себя вел ребенок в первые месяцы жизни, характер его крика, появился ли комплекс оживления. Уже по ответам только на эти вопросы можно определить наличие или отсутствие умственной отсталости ребенка, нарушения в эмоциональной сфере и взаимодействий с окружающим миром (аутизм). НО: еще и еще раз напоминаю, что какие-либо диагнозы ставятся несколькими специалистами, при комплексном обследовании ребенка и вынесении окончательного вердикта.
Теперь по поводу логопедических занятий дома. Как выше указывалось, занятия с логопедом имеют четкую структуру. Даже артикуляционную гимнастику нельзя проводить спонтанно и одинаково. Для подготовки артикуляционных органов требуются отдельные мышцы, которые нужно “запустить”, заставить работать, поэтому для каждого звука предусмотрена своя артикуляционная гимнастика: например, для звука [р] нужно усиленно работать с подъязычной уздечкой и укреплением кончика языка.
Немаловажно заниматься дыхательной гимнастикой. Иногда бывает, что правильный звук не выходит из-за неумения ребенка правильно дышать - направлять воздушную струю в нужном направлении. Нужно, порой, усиленно работать, чтобы ребенок перестал надувать щеки при сильном вдохе и выдохе, т.к. от этого, например, зависит, будут у него правильные шипящие, или нет.
При более сложных нарушениях речи, например, при дизартрии (нарушенное звукопроизношение с нарушениями артикуляционного аппарата) нужно прибегнуть к логопедическому массажу. Прежде чем это делать, нужно четко знать, что Вашему ребенку массаж не противопоказан. Некоторые логопеды без справки от невролога даже не берутся его делать, т.к., казалось бы, совершенно безобидные действия могут привести к приступам эпилепсии или отеку гортани.
Ну и, конечно же, необходимо знать технику логомассажа, понимать, с чего начинать и чем заканчивать, с какой периодичностью делать массаж и в течение какого времени соответственно возрасту пациента. Некоторые действия просто нельзя делать, ну а если массажист не в курсе, что означает гипертонус и гипотонус, то браться за это важное дело вовсе не стОит. А как быть, скажем, с таким ребенком, у которого гипотонус с одной стороны языка, а с другой – гипертонус?
Теперь по поводу развития речи. Начнем с “запуска” речи. Его обычно делают, если у ребенка алалия (отсутствие или грубое недоразвитие речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте). Существуют специальные методы, способствующие вызыванию у ребенка способности выражать свои мысли словами. Это очень долгий и трудный процесс, растягивающийся на годы. Хуже, когда ребенок не понимает обращенной к нему речи и не говорит (сенсорная алалия).
В таком случае сначала проводятся занятия, способствующие развитию понимая обращенной к нему речи (пассивного запаса). И вообще с детьми, у которых диагностируется алалия, занимается не только логопед, но и невропатолог, и психолог. Ребенка необходимо ввести в мир речи – в наш мир, вызвать у него потребность выражать свои мысли или просьбы словами, беседовать, взаимодействовать с окружающими.
В таком случае сначала проводятся занятия, способствующие развитию понимая обращенной к нему речи (пассивного запаса). И вообще с детьми, у которых диагностируется алалия, занимается не только логопед, но и невропатолог, и психолог. Ребенка необходимо ввести в мир речи – в наш мир, вызвать у него потребность выражать свои мысли или просьбы словами, беседовать, взаимодействовать с окружающими.
В настоящее время всё больше набирает обороты раннее развитие ребенка и ранее развитие речи, но трезвый подход к этому имеют далеко не все. Развитие – это НЕ обучение, это только создание определенной среды для ребенка, которое схоже с созданной средой для алалика: вызвать желание, потребность говорить как можно быстрее. Это целая система, методика, которая отнюдь не содержит одну только долбежку в виде слова “скажи”, вызывающее у ребенка не что иное, как речевой негативизм, и не ограничивается общим “постоянно говорить с ребенком”. Говорить говорению рознь, можно просто болтать без умолку, и в конце концов малыш будет воспринимать речь как радио, не вдумываясь и не останавливаясь на том, что ему сейчас действительно нужно. Нужно взаимодействовать с ребенком, давать ему возможность высказаться, пусть даже одним словом, но ведь это такое счастье, когда с Вами разговаривает Ваш ребенок, когда Вы всё больше будете его понимать, а он – Вас! А чтобы всего этого достичь, необходимо продумать занятия, заранее к ним подготовиться (ребенок 1,5 лет не будет сидеть за партой и смиренно ждать), тонко выверить каждую деталь. Ведь можно говорить много и ни о чем, а можно дозированно, зато с постоянными повторениями и целенаправленно. Тогда и будет результат – это я уже как преподаватель иностранного языка говорю, т.к. цели и методы запуска речи родного языка и иностранного совпадают.
Важную роль в развитии речи ребенка играют книги.
Их нужно выбирать тщательно, согласно его возрасту и интересам, и совсем чуть-чуть забегая вперед. В книге должно звучать как можно больше слов, знакомых ребенку, чтобы закрепить их, так сказать, наличие на этом свете. Тексты для малышей 1-2 и 2-3 лет должны быть короткими, насыщенными и богатыми содержанием одновременно, с четкими иллюстрациями или фотографиями, т.к. ребенку 1-1,5 лет сложно понять, что та собачка, которую он держит в руках, и та, что нарисована, - это тоже собачка. А уж если графическое изображение полностью отличается от неграфического, то малыш вообще не поймет, что на рисунке изображена собака, как не отличит собаку от кошки в этом возрасте. Или не сможет выбрать из нескольких карточек разных собачек. Этому тоже нужно обучать.
Их нужно выбирать тщательно, согласно его возрасту и интересам, и совсем чуть-чуть забегая вперед. В книге должно звучать как можно больше слов, знакомых ребенку, чтобы закрепить их, так сказать, наличие на этом свете. Тексты для малышей 1-2 и 2-3 лет должны быть короткими, насыщенными и богатыми содержанием одновременно, с четкими иллюстрациями или фотографиями, т.к. ребенку 1-1,5 лет сложно понять, что та собачка, которую он держит в руках, и та, что нарисована, - это тоже собачка. А уж если графическое изображение полностью отличается от неграфического, то малыш вообще не поймет, что на рисунке изображена собака, как не отличит собаку от кошки в этом возрасте. Или не сможет выбрать из нескольких карточек разных собачек. Этому тоже нужно обучать.
Есть еще тысяча нюансов, которые составляют полную картину логопедических занятий. Вот почему так важно хотя бы изредка консультироваться со специалистом, показывать, как ребенок ставит язык, как делает артикуляционную гимнастику, как дышит, как работает пальчиками, развит ли он физически (это тоже влияет на речь), какие методы используются для развития его речи и т.п. От этого зависит успех Вашей работы и Ваших усилий.
Пусть у Ваших детей всё получается!
Здоровья и благополучия Вам и Вашим детям!
Уважаемые взрослые!
Если статья Вас заинтересовала, у Вас возникли вопросы, Вам нужен совет, рекомендация, то Вы можете написать об этом в комментарии, Светлана Николаевна постарается Вам ответить.
P.S. Благодарю Светлану Николаевну за предоставленный материал.
P.S. Благодарю Светлану Николаевну за предоставленный материал.
С огромным удовольствием прочитала, спасибо!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Галина.
УдалитьВот и я прочитала с большим интересом. Светлана Николаевна сумела написать сложный материал легким и доступным языком, убедительно и профессионально.
Спасибо за отзыв.
Вечер добрый, Жанна Витальевна и Светлана Николаевна! Как же приятно, когда педагоги объединяют усилия. Спасибо! Пусть у вас, у родителей ваших учеников и воспитанников все получается!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Надежда Александровна. Конечно, здорово, когда есть интеграция!Помню Ваш опыт с Викторией Александровной.
УдалитьСпасибо за пожелания!
да, только так, только вместе, мы сможем больше! Спасибо, коллеги за статью
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, спасибо за поддержку. Для автора статьи это очень важно, важно услышать понимание, услышать какие-то вопросы.
УдалитьЗдравствуйте, Галина, Надежда Александровна и Анна Борисовна! Вместе - мы сила, это точно! Тем более быть гостем Жанны Витальевны для меня большая честь.
ОтветитьУдалитьСветлана Николаевна, благодарю за сотрудничество! Ваш материал, уверена, поможет многим родителям, педагогам!!!
УдалитьОчень интересная статья! Сама столкнулась с тем что оба моих ребенка посещают логопеда и в перерывах мы сами занимаемся по советам специалиста.
ОтветитьУдалитьАня, спасибо.
УдалитьЭто хорошо, что Вы занимаетесь с детьми, а ведь многие родители не делают этого. Думают, что логопед все сам сделает...
Спасибо, Жанна!
ОтветитьУдалитьЗамечательный гость у блога!
Очень приятно познакомиться с этой частью деятельности Светланы Николаевны.
Светлана Николаевна, спасибо за обзор логопедических нюансов. И предупреждение для родителей.
Оля, благодарю за отзыв. Именно такие отзывы и нужны авторам.
УдалитьДействительно, Светлана Николаевна, хоть и начинающий специалист, но очень чуткий, изучающий все досконально, работает на результат.
Здравствуйте, Ольга Александровна! Спасибо и Вам за интерес к моей статье.
УдалитьЖанна, спасибо, Вы нас познакомили с прекрасным человеком!
ОтветитьУдалитьСветлана Николаевна, огромное спасибо за статью, очень созвучно моему пониманию развития ребенка и развития его речи.
Пользуясь случаем задам вопрос, который последнее время меня немного мучает))). Дело в том, что Родион (3 года 9 месяцев) еще не произносит звуков ш, щ, ж... Только-только стало проскакивать ч. Нет в речи и звуков л, ль. Но вот странность - есть р и рь. Звук еще не всегда получается, но если он специально не старается, то рычит вполне неплохо. Не во всех словах, через раз. Причем у него летом появилось желание произносить именно этот звук, потому что его наконец-то стал произносить старший брат. И вот он стал пытаться заменять р - г, пытался произносить гортанное р. И вот выскачило. С гортанным р я сталкивалась со старшим, тут на это совсем не похоже. Р получается определенно нормальный. И вот вопрос: действительно ли все в порядке? Бывает ли такая нестандартная очередность постановки звуков? Или он все-таки отточил гортанное р, что я его уже и не замечаю? И, возможно, есть какие-то причины для задержки именно шипящих звуков? Логопед нам сказала, что с шипящими порядок. Свистящие есть, осталось немного подождать, к 4 годам, 4 годам и 3 месяцам станут. Но р у нас тогда еще не было, когда были у специалиста. Теперь вот задумываюсь).
Аня, спасибо за отзыв и вопрос. Надеюсь, знакомство продолжится и Вы будете общаться со Светланой Николаевной.
УдалитьЗдравствуйте, Анна! И я рада познакомиться с Вами.
УдалитьТо, что у Вашего сына пока нет каких-то звуков, то это вполне закономерно: для этого возраста характерно такое явление, оно было у всех нас.
Я не совсем поняла по поводу шипящих. Они четкие, нечеткие, Родион их заменяет или вообще пропускает?
По поводу "нестандартной очередности" - такое, конечно,бывает, мы все индивидуальности, однако всё равно нужно показать Вашего сына логопеду, чтобы он точно определил, есть ли вибрация кончика языка (это и есть звук Р и РЬ), или ее нет. Если вибрирует увуля (маленький язычок) - это гортанное Р, т.е. неправильное. Если кончик языка не вибрирует, а спинка языка приподнята, это английское [r], но не наше.
В любом случае, насколько я поняла из Вашего рассказа, постоянного и четкого Р и РЬ во всех словах пока нет. Здесь действительно стоит подождать 4 лет, а потом заниматься с логопедом, если вибрация так и не появится. Уже сейчас Вы можете помочь ребенку "дуть" на кончик языка, "стрелять", цокать, как лошадка - т.е. концентрироваться на КОНЧИКЕ ЯЗЫКА, а не на другой его части.
Отсутствие шипящих вкупе со звуком Р - это взаимосвязанные вещи, потому что они напрямую связаны с кончиком языка, который в случае с Р должен вибрировать, а в случае с шипящими упираться в альвеолы. Одна из причин - это маленькая уздечка языка, недостаточная сила кончика языка. В любом случае, Родиона нужно видеть, чтобы делать какие-то выводы.
Спасибо большое, Светлана Николаевна. Шипящих пока нет, они заменяются свистящими. Только Ч начинает появляться. Не знала про английское р), теперь буду в курсе, что и такое бывает. Уздечка у него подрезана. Будем цокать языком и пойдем к логопеду после 4 лет, спасибо.
УдалитьЗдравствуйте, Жанна Витальевна и Светлана Николаевна!
ОтветитьУдалитьСпасибо, очень полезная статья!
Доступность обучающей информации в интернете создает свои трудности - иллюзию, что родители могут и без специалиста, "по показу", поставить звук ребенку, справиться с проблемой развития речи, и - всерьез "наломать дров".
Ольга Анатольевна, рада приветствовать.
УдалитьВы правы, есть самоуверенные родители, которые все делают по своему, не прислушиваются к специалистам, считают, что они все шарлатаны, только и делают, что набивают карманы. А ведь во всем нужно искать рациональное зерно.
Здравствуйте, Ольга Анатольевна!
УдалитьСпасибо и Вам!
А Вы знаете, дилетантство до такой степени дошло, что уже, пожалуй, будут хирургические операции проводить, как написано в интернете)))
Жанна Витальевна, я полностью согласна с Вами: нужно искать разумное звено. Просто искать хорошего специалиста. Это касается всего и вся в нашей жизни. Столько существует нюансов в каждом конкретном случае! Всего не учесть и не увидеть.