Ребенок рождается исследователем!
Неутолимая жажда новых
впечатлений, любопытство,
постоянное стремление наблюдать и экспериментировать,
самостоятельно искать новые сведения о мире,
традиционно рассматриваются
как
важнейшие черты детского поведения.
Исследовательская
активность - естественное состояние ребенка, он настроен на освоение
окружающего мира, он хочет его познавать.
Задача педагога - не пресекать исследовательскую, поисковую
активность детей, а наоборот, активно помогать!
опыты (экспериментирование);
коллекционирование (классификационная работы).
Главное, привлечь внимание детей «интригующим материалом»
или
демонстрацией необычного эффекта!
Были камешки сухие, а теперь - мокрые...
ВАЖНО: предоставлять детям возможность свободно поэкспериментировать самим!
Самостоятельно использовать оборудование в свободной деятельности!
Поиск черт сходства и различия между объектами в ходе
обсуждения-рассуждения (вместе с педагогом),
Антон выбирает маленькие ракушки
Поиск возможных оснований для их группировки.
Настя, шумит ракушка? Поёт песенку?
Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
С детьми раннего возраста в познавательно-исследовательской деятельности мы широко используем природный материал: камешки, песок, воду, ракушки, шишки и пр.
Это те материалы, к которым дети никогда не утратят своего любопытства и интереса!
Здравствуйте, Жанна Витальевна! По фотографиям видно, что занятия создает у малышей хорошее настроение, доставляет удовольствие! Ребята радуются тому, что узнали что-то новое, радуются своему достижению, умению что-то сделать самому. Радость – залог успешного развития детей на ступени раннего возраста!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Анна Анатольевна, за понимание!!! Некоторые, кто очень далёк от образования, да и не только, не понимают, что именно в этом бесцельном экспериментировании с разнообразным материалом и есть главное для ребенка - познание мира и его непосредственное развитие во всех направлениях! Многие считают, что занятия с малышами бесмысленны, и это пустая трата времени, а жаль...
УдалитьПосадил ребенка за компьютер или дал ему телефон в руки - и родители счастливы: "Ой, он у нас такой смышлёный, знает, как все кнопки нажимать, всю рекламу наизусть знает!".
Спасибо, очень радостно, когда есть вокруг понимающие тебя люди!
А у нас много ракушек и стекшышек из моря (таких обточенных волнами). Осень нравятся в качестве игрушек. И самое любимое - смотреть, как они преображаются от воды!))) А когда воды нет и не уследишь, так мы их даже облизываем для красоты))))
ОтветитьУдалитьДа-да-да, Татьяна! Такие стёклышки и мы очень любим собирать на берегу моря! У меня их уже небольшой мешочек образовался, всё хочу какую-нибудь картину (громко сказано) или панно сотворить...
УдалитьЯ и детям принесла немного, на фотографии видно несколько стёклышек, и Вы правы, они красивы, когда мокрые!
Спасибо, что заглянули!
Жанна, какой пост чудесный! Вам бы учебники писать, тогда бы может и увлеченных педагогов детей раннего возраста было больше. Ведь очень часто материал подается сухо, а если бы вот такие фото из жизни, то и воплощать теорию было бы интереснее и понятней.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Алена! Ну про книги это уж громко сказано! Я ведь тоже при написании использую литературу, опираюсь на какие-то источники, ну и, конечно же, из личной практики добавляю.
УдалитьС маленькими детьми сложность работы в чём? В том, что они не могут долгое время заниматься одним делом и усидеть на месте, а вот применение природных материалов дает нам этот положительный результат - дети могут подолгу возиться с камешками, песком, ракушками... Они становятся такими довольными! И почему бы не пользоваться этим? День пролетает незаметно - и им хорошо, и мне легко. Уж Вы-то, Алена, как никто другой понимаете меня!