четверг, 5 ноября 2015 г.

Развиваем пальчики малышей весело и интересно!

Без развития мелкой моторики невозможно 
нормальное развитие интеллекта ребенка. 
Чем лучше малыш работает пальчиками, 
тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает.
Е. А. Янушко

Каждый педагог  об этом знает и  каждый согласится с этим, но не каждый занимается с детьми развитием мелкой моторики, особенно это касается групп раннего возраста. К сожалению, многие приходят отсидеть свои часы, считают, что с малышами трудно что-то организовать и тем более сделать...


Может быть, звучать это будет самонадеянно, но хочу поделиться некоторыми своими находками по развитию моторики рук  малышей. 
Совсем не сложные, они находятся вокруг нас и не нуждаются в особой подготовке.
Мои верные помощники: вода, песок, краски, пластилин, бросовый и природный материалы.
И конечно же, желание, хорошее настроение - без них вообще никуда...



Вы просто не представляете, насколько вода и песок могут творить чудеса! Стоит только предложить плачущему утром от разлуки с мамой малышу поиграть с водичкой или песком... Слёз как не бывало! Побежал...

Во время взаимодействия с водой и дополнительным дидактическим материалом у малышей можно весело и непринужденно развивать как крупную моторику рук, так и мелкую.
Но здесь может ждать и отказ. Подумаешь, игра с водой... Необходимо каждый раз предлагать детям что-то новенькое.  

Конструктор "Лего", который в начале учебного года, как правило, малыши обходят стороной, но стоило его опустить в воду... Желающих пособирать башенки оказалось очень много, с таким азартом они достают детали из воды, соединяют их, стараются.
Этот прием позволяет одновременно решать несколько задач: 
  • успокаивается нервная система;
  • развивается активная речь;
  • развивается мелкая моторика рук;
  • формируются сенсорные эталоны;
  • формируется умения общаться, играть рядом.
Все дети нуждаются в индивидуальном подходе, мы не можем заставить ребенка что-то делать по нашей указке, тем более длительное время. Малышу достаточно 3-10 минут. Любит он машины? Ну и пусть он их купает, рисует ими на бумаге, закапывает их в песке. Это дополнительное воздействие обязательно привлечет внимание ребенка, и он с удовольствием примет участие в игре. А пальчики в это время ра-бо-та-ют!
Игры с песком:  летом дети много играли с лопаткой и формочками, и поэтому в группе необходимо проводить совершенно другие игры (можно посмотреть здесь), которые направлены именно на развитие мелкой моторики рук, эмоциональной сферы ребенка, развитие речи, осознание своего "Я".
Здесь необходимы яркие и необычные атрибуты, благодаря Алене Решетовой, у наших малышей есть наикрасивейшие кристаллы! 
Как бережно дети относятся к ним, аккуратно беря каждый кристалл пальчиками -  рассматривают, радуются, восторгаются и с огромным удовольствием делают из них узоры на песке.
Наклейки: просто кладезь для маленьких пальчиков! Благодаря Аниной маме, Татьяне  Юрьевне, у наших деток появилось много наборчиков с красивыми наклейками. 
Попробуй-ка, отдели наклейку... 
Примечание:  пригодились остатки от лампакетов А3, жаль было выбрасывать, думала, что можно будет на них рисовать и лепить, а вот пригодились для наклеек, очень удобно.
Пластилиновые шарики: как-то  по-новому я открыла для себя их многофункциональность. Видимо, мой интерес передался и детям.
Имея в запасе небольшое количество пластилиновых шариков, можно быстро и просто организовать с малышами творческую мастерскую. Например, на  небольшом листе картона  нарисовать (это займет секунды) фломастером дерево, кустик...и...
- Кто со мной хочет деревья листочками украшать?
- А дождик будем делать?
 Дети потихоньку знакомятся со свойствами клея-карандаша, познают азы намазывания, прикладывания, приклеивания. Пока взрослый здесь является активным помощником.
Но вот с пластилиновыми шариками они уже знакомы, здесь пальчики уже действуют ловко!
Наблюдая за детьми в творческом процессе, можно сделать определенные выводы: кто-то может усидеть долго, кого-то хватает на минутку-другую, благодаря такому  наблюдению можно планировать индивидуальную работу.
- Кто со мной хочет цветочки на полянке сажать?
Предлагаю детям огромные раковины, которые они ранее окрасили в зеленый цвет.
- Вот какие у нас полянки!
Маленькие дети не хотят делить между собой полянки (для них это ещё очень сложно -работать вместе), пришлось использовать неокрашенные. 
Процесс был очень ярким и увлекательным. Пластилин хорошо приклеивался к окрашенной ракушке. Порадовал не только процесс, но и результат.
Краски, как акварельные, так и гуашь: последние 2 -3 года использую активно, до этого мы работали с детьми по программе от 1, 6 до 2 лет, там ни лепка, ни рисование, а тем более аппликация,  не предусматривались. В общем-то, сама вместе с детьми  тоже открываю для себя новый мир, мир красок и пластилина.
Многие педагоги, не говоря уже о родителях, стараются как можно реже давать детям краски. А почему? Ответ прост: испачкает всё вокруг, сами испачкаются, мой потом их, оттирай столы... А мне не трудно, да и помощники всегда помогут, не откажут.
Стоит только увидеть счастливые лица детей, в момент их экспериментирования с красками! 
А какие выставки можно организовать, используя работы детей. 
Уважаемые взрослые!
В этом возрасте детям необходимо постоянное внимание взрослого, его похвала и одобрение. Для них это очень важно! Не бойтесь перехвалить, ведь такое отношение к нему сегодня позволит ему чувствовать себя компетентным и уверенным в себе человеком в будущем!
28 октября 2015 года в нашем детском саду проходило мероприятие на тему "Художественное творчество" для слушателей областных курсов повышения квалификации.
Я тоже принимала участие с темой "Первые ступеньки творчества". Так вот, мне был задан вопрос: "А откуда Вы берете идеи?".
- Ото всюду... Где-то в Интернете, где-то сама придумываю, нахожу и адаптирую для малышей... А чаще это бывает спонтанно и "виновники" этому дети! Они сами подсказывают темы для творчества!
Вот, например, пришла Анечка в детский сад в красивом платьице. А на платьице оригинальная совушка! Вот и родилась идея - сделать с детьми совушку!
И работа закипела! Шаблоны были готовы через считанные секунды, пока дети раскрашивали совушек синей гуашью, я вырезала глазки и носик.
Вот и развиваем пальчики весело и интересно! 
А у Насти вон какое сердце, но это уже другая история...
Учите, играя!

В разделе "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" также можно найти много интересной информации по развитию мелкой моторики рук малышей 2-3 лет.

Этот день в истории блога:

Отправимся в Детскую галерею №14.

39 комментариев:

  1. Спасибо, Жанна. Какое огромное поле деятельности! "Совушку" сделали, вон какая хозяйка довольная, а другая девчушка ждет, когда же ее сердечко делать будете?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Обязательно что-нибудь придумаем с сердечками, мысли уже крутятся в этом направлении. Впереди День матери... :)
      Спасибо, Елена.

      Удалить
  2. Когда Вы, Жанна Витальевна, успеваете все приготовить?! Чудесные совушки получиись, а пластииновые шарики - настоящая находка!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Анатольевна, так ведь показана работа не одного дня... ;)
      Да и, честно говоря, детей-то у нас в группе всего 12 по списку.

      Мне тоже пластилиновые шарики приглянулись.

      Удалить
  3. Ах, сколько идей, прямо кладезь идей. Спасибо, будем учиться.
    Можете подсказать,в год и 2 месяца чем-то из вышеизложенного можно занять? я все переживаю что песок будет на полу и на мебели, таже как и вода и побаиваюсь в таком возрасте давать свободный доступ к ним. О кинитическом песке слышала, но те же сомнения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, рада приветствовать! Конечно, игры с песком и водой нуждаются в родительском терпении. А пока можно что-то и попроще. Загляните в раздел "В помощь мамам", возможно, что-то и приглянется.
      http://yellowchickens.blogspot.ru/p/blog-page_22.html

      Удалить
  4. Какие хорошие занятия! Деткам повезло с вами :)

    ОтветитьУдалить
  5. ОЙ, Жанна, какая сказка! Ракушка-полянка вообще супер-идея! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Этих ракушек с каждой морской прогулкой становится всё больше, вот и приходится их реализовывать...

      Удалить
  6. Замечательные игры! А мы на занятиях начали использовать пластиковые листы-обложки которые используют для прошивки журналов. Они бывают (разных цветов) полупрозрачные и прозрачные (бесцветные) формата А-4. С ними интересно играть: рисуешь пейзаж затем подставляешь цветную бумагу или наводишь на любой фон и получается пейзаж настроение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана! А ведь, действительно, можно эти обложки использовать! Спасибо за подсказку. Вот мне этим общение в блоге и нравится - взаимоподсказками, обменом опыта. :)

      Удалить
  7. Очень интересно и познавательно. Огромное спасибо за ваш труд, скоро подрастет сынок и будем пользоваться вашими советами.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне будет только приятно, Лена! Спасибо, что заглядываете в гости. :)

      Удалить
  8. Растет внученька, скоро-скоро будет так развиваться. А пока начинаем с перекладывания пуговиц и пока мелкий игрушек в песочнице (манка и гречка замечательно подходят). Спасибо замечательным коллегам-дошкольникам за желанием о своей работе рассказать всему миру!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Борисовна, за поддержку и понимание.

      Удалить
  9. Жанна Витальевна, только Педагог, который так сильно любит детей и творчество, может так способствовать развитию детей! Спасибо, что Вы есть у нас!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория Александровна, ну прямо захвалили... Но приятно... :-* Благодарю!

      Удалить
  10. Здравствуйте, Жанна! Очень красочный пост. Стол для игр с песком и водой сама люблю использовать. Мне понравилось, что у Вас крупнозернистый песок. И варианты работ с пластилиновыми шариками очень понравились! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, здравствуйте!
      Благодарю за отзыв, рада, что немного оказалась для Вас полезной. :)
      Приятно, что заглянули.

      Удалить
  11. Жанна, чудесная подборка идей! Спасибо! Меня тоже часто спрашивают об идеях, но мне кажется, что тут важно начать. Первые взять из интернета, а потом большинство неожиданно придумывается или тобой, или детьми.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я рада, Аня,что у нас много общего! :)
      Спасибо за поддержку и понимание.

      Удалить
  12. Жанна, спасибо за позитив! Синие совушки умилили)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля,спасибо! Ага, мне тоже понравились, даже косо приклеенный глаз не портит, зато видно, что ребенок сам выполнял работу. :)

      Удалить
  13. Как интересно! Спасибо Вам, Жанна, столько идей! А как приятно, думаю, детям быть вдохновителями в творчестве. Вы учите не только их, но и нас видеть необычное в обычном.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, рада приветствовать! Вы правильно подметили, ребята такие становятся радостные, когда хвалишь их за находки.
      Спасибо за добрые слова.

      Удалить
  14. Жанна Витальевна, действительно, творческому человеку искать идеи не нужно - они повсюду!) порадовали как всегда - как интересно малышам с вами живется!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ольга Анатольевна! Ваши слова, слова одобрения методиста ДОУ для меня очень важны, они вселяют в меня уверенность, повышают самооценку. :-*
      На последнем мероприятии я как-то засомневалась, стоит ли мне выступать, ведь слушатели, в основном, это воспитатели старших групп, но куратор курсов, сказала, пусть выступает. После выступления, она подошла к нашему методисту и сказала: "Ни чего себе Ваша Жанна Витальевна, столько показала, а ещё выступать не хотела!".

      Удалить
    2. Жанна Витальевна, я очень рада, что Ваша работа находит признание! У меня в ДОУ есть коллеги, прекрасные педагоги от Бога, но они не заявляют о себе, лишний раз не стремятся показать свою работу. А педагог, к примеру такой, что родители подстраиваются, планируют беременность, чтобы потом ребенок попал в её группу))
      Рада повышать Вашу самооценку:) но я чисто по - человечески, забывая о том, что я методист, пишу Вам )

      Удалить
    3. Да, педагоги есть отличные и они скромничают, не выпячиваются...:) К сожалению, чаще всего вперед лезут совершенно другие люди.
      Спасибо за добрые слова!

      Удалить
  15. Ах, Жанна Витальевна. Побольше бы таких воспитателей! Повезло детишкам! Спасибо за чудесный пост, было очень интересно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Владимировна, ну захвалили... мне бы очень хотелось, чтобы всё, о чем я пишу приносило людям пользу, вдохновляло на занятия со своими детками...
      Большое спасибо за поддержку. :)

      Удалить
    2. Жанна Витальевна, у меня пока нет своих детей. Но когда появятся, точно знаю, куда обратиться за советами в первую очередь

      Удалить
    3. Благодарю, Анна Владимировна! Вы будете отличной мамой! Приходите, всегда рада быть полезной.:x

      Удалить
  16. Жанна, такое разнообразие! В работе с детьми это важно. Плюс, конечно же, желание. Тогда и время найдётся и возможности. Вот это ракушки!!! Спасибо за подборку игр!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна! Спасибо за поддержку. Да, игры простые, но доступные для малышей, для их маленьких пальчиков. От простого к сложному... :)
      Ага, ракушки здоровые, это тихоокеанский гребешок. :)

      Удалить
  17. Жанна, как интересна идея с пластилиновыми шариками.А эти шарики дети сами делают, или Вы их делаете? И ещё очень хочу спросить по-поводу игр с песком и водой. Я взяла для игр с песком мелкий морской песок, и тут же столкнулась с проблемой, оказывается он очень липнет к рукам, постоянно приходиться его стряхивать, и это , я вижу, отвлекает детей от самого процесса. Да плюс ко всему руки малышей довольно потные. Скажите, а какой песок Вы используете в работе, только крупнозернистый? И напишите, с какими трудностями вы столкнулись. когда только начали заниматься играми с песком и водой, и как решали проблемы?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Инесса, здравствуйте! Рада Вас приветствовать! :)
      Шарики сама катаю, использую для этого отработанный пластилин, всякие остатки, смешанные детьми цвета. Ох, и успокоительная процедура, скажу я вам! :)) Детки же маленькие, им по два годика, потом научатся и сами будут делать отщипывания.
      Песок использую обычный морской,то крупный, то мелкий, разный был в ходу. А липнет какой песок к рукам - мокрый? Мокрый, конечно, липнет к рукам, за сухим такого не наблюдала... Какие трудности... Нехватка пособий игровых, методической литературы, вот когда всё для этого появилось, т.е. фартучки, полотенчики, разнообразный дидактический материал, я написала программу, то и трудности ушли. Должно пройти какое-то время, чтобы накопился собственный опыт, всё это делать в системе, а не раз в месяц и всё уже будет проходить слаженно. Дети быстро учатся. Вот у нас в начале этого года были некоторые ребята, которые никак не хотели фартучки надевать, а теперь четко знают, что его нужно надеть и для чего.
      Ну как-то так...
      Успехов Вам!

      Удалить
    2. Жаночка, спасибо Вам большое, что при всей Вашей занятости уделяете каждому время,чтоб ответить. Я,конечно всего только месяц занимаюсь с детьми играми с песком, но очень рада, потому как дети стали более собранными. Правда есть небольшие проблемы, но. я думаю. что они со временем утрясутся. Очень неудобно, что нет специального столика для игр с песком и водой, так, по тазикам и возимся. А песок прилипает именно сухой, а почему не знаю, может быть очень мелкий(морской). Вот недавно нам купили кинетический песок, деткам тоже очень нравиться. Ещё деткам очень понравился крашеный рис, главным делом малышам (1.5-2 лет)В рот ничего не берут,чего я боялась, только пока не получается аккуратно работать, много просыпается на пол. Моя нянечка не предъявляет никаких претензий по-поводу просыпанного песка,это для меня не маловажная деталь.Но самая большая проблема на данный период- это то, что все хотят заниматься с песком разом. И доводы по-поводу того, что "сейчас Петя и Миша поиграют,а потом ты" для моих шалунов не совсем убедительны.Если не получают сразу все что захотелось, то истерика и отказ заниматься чем-нибудь другим.

      Удалить