Давненько планировалась эта экскурсия...
И вот, наконец, это случилось.
3 сентября мы вместе с классом сына отправились
на Чертов мост.
Фотографий и описаний Чертова моста в Интернете очень много, но мне очень хочется поделиться своими впечатлениями от увиденного с читателями блога, ведь не все они являются жителями Сахалина.
Выехали мы на автобусе из Южно-Сахалинска в 9.00 часов утра, а вернулись ближе к 19.00.
Немного из истории:
С 1905 по 1945 годы южная часть острова Сахалин входила в состав Японской империи и являлась префектурой Карафуто.
За годы освоения южной части острова, японцами были созданы все условия для полноценной жизни с довольно развитой инфраструктурой, построена сеть автомобильных и железных дорог и иных значимых объектов.
Некоторые сооружения, возведённые в период японского правления, сохранились до сих пор.
Итак, мы отправились на одно из таких сооружений - Чертов мост.
Мы едем по Холмской трассе, делаем остановку у памятника героям освободителям Южного Сахалина и Курил, дабы почтить их память и полюбоваться со смотровой площадки знаменитым Холмским перевалом.
Здесь проходили ожесточенные обои при освобождении г. Холмска |
Холмский перевал |
Стрелочкой указано место, откуда мы смотрели на перевал |
Со смотровой площадки открывается не вся панорама перевала, когда едешь по трассе, то можно увидеть всю эту красоту, но из автобуса разве сфотаешь? Поэтому взяла фото из Интернета, чтобы читатели блога могли оценить красоту этого места.
Проехав через портовый город Холмск (японское название Маока), мы оказываемся у Тайного водохранилища...
Немного из истории:
С 1914 года японцы начали строить на Карафуто (Южном Сахалине) бумажные фабрики. В 1919 году такая фабрика появилась и в Маоке (Холмске).
Тайное водохранилище было заполнено в 1920-е годы земляной плотиной высотой 18 м. По трубам вода с водохранилища Тайного поступала для нужд фабрики.
Откуда такое название?
Со слов экскурсовода Сергея Михайловича: "Водохранилище расположено на реке Тый. Когда юг острова отошел Советскому Союзу, то возникла необходимость некоторые названия изменить на более благозвучные. Тый... похоже на слово Тайна... так водохранилище и стало Тайным".
Здесь нам пришлось выйти из автобуса, оказалось, что дальше он не сможет проехать по узкой грунтовой дороге... Поэтому к нашему маршруту неожиданно прибавились 3 км (или 4? Везде указана разрозненная информация).
Впереди экскурсовод, дети по середине, родители (было 4) и классный руководитель замыкающие.
Мы огибаем это уникальное сооружение (которое снабжает водой город до сих пор!) и нашим глазам предстает удивительной красоты зрелище!!!
Вот оно - водохранилище! Озеро Тайное!
Весь наш дальнейший путь проходит по старой японской железной дороге...
По шпалам...
Невероятно трудно идти. Сначала вроде бы стараешься идти по шпалам, потом пытаешься по насыпи (очень крупный скальник), потом опять по шпалам, а потом уже сам не знаешь куда наступаешь, делая маленькие, семенящие шаги...
В какой-то момент ощутила себя японкой, одетой в узкое кимоно и обутой в деревянные сабо. :))
А детям хоть бы что...
Идем мы, взрослые, тихо и мирно беседуем... любуемся красотами... Вдруг впереди шум и гам, девчачий писк... Ядовитая гадюка вылезла погреться на солнышке!
Немного успокоившись, отправляемся дальше.
А вот и станция Николайчук. Теперь это дачный поселок, до которого вполне можно добраться на легковой машине... и тогда пешком по рельсам и шпалам до Чертова моста остается 4,5 км.
Немного из истории:
Японское название - Экинохара. Современное название станция получила в 1946 году в честь младшего сержанта Бориса Николайчука, погибшего при штурме перевала в ходе Южно-Сахалинской операции. Здесь же он и был захоронен с ещё двумя воинами Советской Армии.
Позднее на платформе был установлен памятник.
Немного отдохнув и перекусив, вновь отправляемся в путь по японской узкоколейке.
Дачи, расположенные в низине, между холмов (гор, сопок), буквально утопают в зелени: зреет урожай, пышно цветут растения, созревают яблоки...
На выходе из поселка стоит знак, обозначающий, что дальше пути для поезда нет... До ст. Николайчук ходит иногда какой-то транспорт, развозит дачников.
Дикая растительность, как всегда, одновременно и удивляет, и восхищает, и радует своими размерами и непроходимостью.
Вдоль всей железной дороги тянутся непролазные заросли курильского бамбука, хвоща и кислицы (научное название горЕц сахалинский).
ГорЕц сахалинский - достигает в высоту до 5 метров!!! Молодые побеги его съедобны, сочны, чуть кисленькие на вкус, говорят, что напоминает ревень, но я ревень не пробовала. Отсюда и народное название кислица.
Сейчас кислица красиво цветет,
а на многих уже даже созревают семена.
Встречается и зверобой, и актинидия, и осот, и молочай, и репейник,
и дикий виноград... Плоды винограда Конье совершенно не вызревают, это растение часто используют как декоративное (можно посмотреть здесь).
А еще - на протяжении всего пути я слышала очень громкое пение цикад, но почему-то даже и не подумала, что это именно они. Думала, что это кузнечики такие громкогласные в этих местах...
Пока, опять же, не услышали впереди шум и гам...
Это экскурсовод поймал цикаду и решил показать её детям. Ура, успела сфотать!
Теперь я знаю, что на Сахалине тоже есть цикады.
За таким увлекательным путешествием мы и не заметили, как за одним из поворотов оказался знаменитый Чертов мост.
Немного из истории:
Чертов мост (петля Такарадай) - это уникальное инженерно-техническое сооружение, построенное японцами в 1928 году.
Сделав столицу Карафуто в Сусунайской долине, японцы понимали, что им нужен выход к морю, поэтому решено было строить железную дорогу от Тойехары (Южно-Сахалинск) до Маоки (Холмск).
Дорога пролегала преимущественно по горной местности и строительство железной дороги требовало серьезных усилий и интересных инженерных решений, одним из которых и стал Чертов мост.
Это был целый небольшой железнодорожный комплекс: после станции Николайчук начинается туннель длиной 870 метров, именно этот туннель и проходит под Чертовым мостом.
После выхода из туннеля железнодорожное полотно делает петлю и резко уходит на холм на высоту примерно 40 метров и уже сам Чертов мост проходит над туннелем.
После своей постройки он стал одним из самых знаменитых мостов в Японии, благодаря данному уникальному инженерному решению.
По словам экскурсовода, Чертов мост был занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самое сложное железнодорожное сооружение.
Экскурсовод предлагает подняться наверх, полюбоваться окрестностями с высоты, но на мост заходить не разрешает, во избежание несчастных случаев, все-таки сооружение старое, по назначению уже давно не используется.
Через туннель Сергей Михайлович тоже не рекомендует идти, все-таки протяженность его 870 метров! Это опасно, тем более, что здесь водятся медведи.
Дети уговаривают экскурсовода пройти хотя бы метров 100...
От туннеля веет таким холодом! Вооружившись фонариками, мы входим в него... Брр, как темно, холодно, сыро и страшновато. Пройдя метров 30, принимаем решение вернуться обратно (ответственность за безопасность 28 детей высока).
Немного из истории:
Условия строительства были очень трудными, и японцы предпочитали идти работать в промышленность или в сельское хозяйство. Поэтому на остров начали массово завозить в принудительном порядке корейских рабочих, строительство развернулось на полную мощность и только с помощью рабочих лагерей удалось относительно быстро построить дорогу Маока-Тойёхара.
Корейские рабочие жили в ужасных условиях, а их труд был фактически рабским.
В народе говорят: "Сколько шпал на этой дороге, столько и умерло корейцев на её строительстве".
Со слов экскурсовода:
- Смертность при строительстве моста от несчастных случаев и тяжелого труда была крайне высокая. Так как строители были буддистами, то после смерти их тела кремировали. А прах добавляли в бетон. Отсюда появилось понятие «человек-столб». Все места, где применялся бетон (опоры мостов, тоннели, лавинные ловушки) - можно назвать "человек-столб".
И вот смотрим мы на эти "человеки-столбы" и думаем, а может, и не только прах туда замешивался...
Слышали мы и такое, что прямо людей туда замуровывали...
Поднимаемся наверх по лестнице из 153 ступеней. С 1928 года лишь парочка из них сгнила...
Тут в пору воскликнуть как Дм. Нагиев в рекламе про Интернет:
Не Красота, а Красотища!!!
Надо сказать, что место это популярно не только у туристов, но и у альпинистов (или как их называют, которые по горам и мостам спускаются?). При чем это были не взрослые ребята, а дети (лет 10) со своим тренером и родителями.
Налюбовавшись Чертовым мостом и окрестными пейзажами, перекусив и отдохнув, отправляемся в обратный путь...
Опять по шпалам. Около 8 км...
Надо сказать, что с нами был сын экскурсовода, маленький мальчик 5 лет (воон он впереди идет с папой), так он, наверное, больше всех прошел, все бегал туда-сюда, и ни разу не пикнул, что устал!
Немного из истории:
Построенные во время губернаторства Карафуто железные дороги имели так называемую «капскую колею» - 1067 мм (в России применяется колея 1524 мм), которые в настоящее время используются всего в нескольких странах мира (например, Япония, ЮАР) и на Сахалине.
В 90-е годы ХХ столетия решено было поставить поезда на широкую колею. Трасса Южно-Сахалинск - Ноглики приобрела новую колею и новые вагончики, а вот трасса Южно-Сахалинск - Холмск - нет, поэтому и была закрыта... Кто-то говорит, что из-за опасного и сложного маршрута.
Напомню, что на 84 километрах дороги японцами было построено 15 тоннелей, общей протяженностью 5 км 870 м и 35 мостов общей длиной более 1 км.
И если бы эту дорогу не закрыли и не растащили на металлолом, то она, как мне кажется, ещё бы долго могла послужить людям.
Кажется, пришли...
О, ура, вооон он наш автобусик!!!
На этом наш пеший путь закончился!!! В общей сложности мы прошли около 18-20 км (Повторюсь, что данные везде разные, где 16, где 18, где 20). Я склонна к тому, что 20. Уж очень у меня два дня болели ноги, особенно на следующий день, я вообще не могла передвигаться.
Несмотря ни на что, путешествуйте на радость!
Единственное мое сожаление, что фотоаппарат не передает всей масштабности и величия...
P.S. Благодарю за организацию экскурсии классного руководителя Скоморохову Елену Михайловну, родительский комитет и детей (они выиграли в конкурсе бесплатную поездку на автобусе).
Жанна, спасибо за восхитительную фотоэкскурсию и интересный рассказ! За знакомство с величественной природой Сахалина и его тайнами!
ОтветитьУдалитьБлагодарю, Анастасия.
УдалитьНадеюсь, что фотографии смогли передать всю красоту этого места и мой рассказ был понятен читателям.
Мне приятно, что Вы заглянули, оставили отзыв.
А я пробовала ревень, а горец не пробовала, но размеры меня покорили, вот бы столько компота наварить!!!
ОтветитьУдалитьЖанна, спасибо тебе за виртуальную экскурсию по Сахалину :)
Ой, Наташа, рассмешила с компотом.😀
УдалитьДа, на Сахалине столько съедобной травы, думаю, это и спасало каторжных и ссыльных не умереть с голоду.😕
Спасибо за очень интересную и познавательную экскурсию, Жанна. Столько необычных мест на карте нашей страны и у каждого своя история.
ОтветитьУдалитьЭто точно, Елена.
УдалитьУдивительное - рядом!🙂 И не нужно ехать за тридевять земель...😉
История строительства дороги и моста очень интересны! Спасибо за виртуальную экскурсию, Жанна Витальевна! Может удастся когда-нибудь побывать в Ваших удивительных краях...
ОтветитьУдалитьАнна Анатольевна, спасибо за то, что не только посмотрели, но и прочитали. Старалась написать покороче, дабы не утомлять читателей, но с другой стороны, очень хотелось познакомить читателей с нашей историей. 🙂 Спасибо!
УдалитьЗамечательная экскурсия! Отдельное спасибо за название "горец сахалинский" видела это растение с советских времён в декоративных посадках и в Риге и в Новороссийске- шикарно закрывает пустыри, но что он ещё и съедобный не подозревала)
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Оксана.
УдалитьЕсть еще другое название у этого растения - гречиха сахалинская. Растет на Сахалине, Курилах и в Японии, в европейскую часть завезено, да, в декоративных целях, но со временем становится злостным сорняком...😞😉
Интересная и познавательная экскурсия! С удовольствием посмотрела красоты Сахалина. Горец сахалинский удивил размерами. Про Чертов мост никогда не слышала, теперь буду знать)
ОтветитьУдалитьАнна, рада приветствовать.
УдалитьТут местные жители-то про окружающие достопримечательности ничего не занют...😞Так что Вам простительно.☺️
Благодарю за отзыв.
Очень интересная экскурсия, а какие виды открылись перед вами (и нами) по ходу движения и с высоты! Озеро впечатлило особенно на последних кадрах!
ОтветитьУдалитьНелли, рада, что Вам понравилось!
УдалитьК сожалению, на телефоне не удается сделать фото хорошего качества... Фотоаппарат сломался, придется новый покупать...😞
Жанна Витальевна, какая замечательная экскурсия! Наши ребята тоже путешествуют, но только по развлекательным центрам. А здесь история острова, удивительной красоты природа - впечатлений хватит на всю жизнь!
ОтветитьУдалитьИ очень хочется поблагодарить Вас за первый сборник "Азбуки блогера". Книгу уже получила, начала изучать. Открываю на любой страничке и читаю-читаю-читаю. Скоро по второму кругу пойду))) Спасибо Вам огромное!
Людмила Владимировна, рада, что сборник добрался до Вас.🙂
УдалитьБлагодарю за теплый отзыв.💐
Здравствуйте, Жанна Витальевна!
ОтветитьУдалитьСовершенно случайно зашла к Вам в гости и не пожалела: здорово! Очень красочный рассказ о путешествии. Прожила во Владивостоке рядом с Шаморой 13 лет, а до Сахалина так и не доехала. Очень жаль...
Здравствуйте, Галина.
УдалитьПриятно, что случайный визит в гости оказался для вас познавательным и красочным. Благодарю за отзыв. В Приморье не менее красиво...
Интересная экскурсия, с приключениями! Природа Сахалина восхищает! Жаль, в телефоне формат маленький. Спасибо за историю, жутковато себя чувствовать рядом с "человеком-столбом"... Какая же Вы, Жанна, отважная, такое расстояние, а туннель!
ОтветитьУдалитьБлагодарю, Елена.
УдалитьДа уж, жуткая история...
Ой, да не отвага это, а простое любопытство и интерес, очень хотелось посмотреть своими глазами на историю...
Жанна Витальевна, какую красоту Вы нам представили, а кокой интересный рассказ. Так бы и махнула к этому Чертовому мосту и затерялась среди травки 5-ти метровой))) А какой дивный перевал, настоящий серпантин. Спасибо, дорогая Жанна Витальевна, за экскурсию, за возможность видеть и восхищаться сахалинской природой
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, спасибо за доброжелательность и отзывчивость. 🌷
УдалитьВы тот человек, который всегда заглянет, оставит отзыв, поддержит.😉 Это очень приятно!💐
Большое спасибо, Жанна, за потрясающие фото и рассказ!!! Красота необыкновенная!!! Такая экскурсия надолго останется в детской памяти! (и в нашей, конечно!)!!!
ОтветитьУдалитьЖаль только, что все это разрушается, ведь никто не следит со состоянием моста... 😕
УдалитьЗдравствуйте, Жанна Витальевна! Вот уж поистине где ощущается буйство природы! Такие огромные растения, что сражу чувствуешь себя сказочным "Кариком и Валей" :-bd Поражает мощь и дороги и природы. Спасибо за виртуальную экскурсию, очень интересно.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина Валерьевна.
УдалитьДа, травы у нас гигантские, в отличие от деревьев...
Рада, что экскурсия Вам понравилась, спасибо.☺️
Вы просто герои!!!! Такое расстояние пешком по сложной местности.
ОтветитьУдалитьОчень интересный объект, и очень здорово, что дети получают знания (история - это наука, не менее значимая, чем математика или физика) в такой форме. Сидя за партой в классе, это было бы не так захватывающе.
Это точно, Маша. Помимо впечатлений и новых знаний, детям еще поставили по физкультуре оценки... Ещё бы, столько км прошли...😄
УдалитьЯ так прониклась! Очень люблю такие мероприятия. Горец у нас несколько лет назад начали сажать на участках, как декоративное растение. И у нашей бабушки такой есть) Правда пока еще не радовал нас цветами и плодами.
ОтветитьУдалитьА цикад у нас нет, такие они милашки! Какая красивая природа! Какие пейзажи! Спасибо, что делитесь с нами! В виртуальных экскурсиях есть свои преимущества - можно не бояться медведей) И ноги не болят! Вы-герои, пройти 20 км!!!
😀Точно, Анжелика, по ту сторону монитора - ничего не страшно...
УдалитьА может и есть в ваших местах цикады? Я вот тоже не знала, что они на Сахалине живут...
Спасибо за теплый отзыв, очень приятно.😉
Как всегда, потрясающая экскурсия! И да, КРАСОТИЩА! И очень интересно.
ОтветитьУдалитьИ дороги и всяческие путепроводы всегда стоились с жертвами. Вот у нас канал им.Москвы строили при Сталине, говорят, берега-валы огромное количество трупов зэков-строителей в себя заключают. То же и с ж/дорогой вдоль Чёрного моря.
Стало интересно, как отличить горы, холмы, сопки?
А кстати, да, что-то я подобное слышала... И про БАМ... И даже про Китайскую стену ...
УдалитьГоры и сопки - это одно и тоже, различия только в названии, насколько я знаю, а вот холм, это небольшая земляная возвышенность . А горы-то только сверху чуть-чуть землей покрыты, дальше камни... Может, я и ошибаюсь, надо будет прочитать обязательно.
Наташа, спасибо за отзыв!💐
Ой, а я и не догадалась, что может быть разница в составе, думала только по высоте отличаются. )))
УдалитьВот и я заодно просветилась, полезла ведь читать - учиться... Вот за это и люблю общение в блогах - часто возникает желание узнать подробности, повторить что-то за мастерицами.
УдалитьЖанна Витальевна, невероятно интересно! Это прямо литературное произведение получилось - столько впечатлений, информации! Спасибо большое за рассказ! Фотографии отличные, много очень необычных - вот змея рядом со шпалой, так...красиво, и цикада, мне никогда не удавалось сфотографировать цикаду.
ОтветитьУдалитьОльга Анатольевна, честно говоря, и не надеялась, что снимки получатся, так все быстро происходило. Змея быстро уползла, цикаду экскурсовод тоже быстро выпустил из рук... Дома уже хорошо разглядела, рада была, что резкость хорошая.
УдалитьВот живу уже практически 46 лет на Сахалине... А столько еще не знаю, может, и знала, да пропускала мимо ушей... А теперь невероятно интересно... надо же, когда-то по Сахалину японцы ходили, жили тут, занимались строительством, хозяйством и пр. Удивительно...
Спасибо!!! С огромным удовольствием прочитала и посмотрела фотографии о вашей пешей прогулке!!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Makiva.
УдалитьРада, что Вам понравилось, заходите ещё.
В Белоруссии тоже очень красиво!
Здравствуйте, Жанна Витальевна!
ОтветитьУдалитьСвоим рассказом и фотографиями, Вы смогли передать атмосферу величия природы Сахалина. Вы живете в среди такой красоты, загадочности и многообразия растительного мира.
Виктория Александровна, вот так и узнаем через блоги подробности о нашей необъятной родине...
УдалитьСпасибо за отзыв.
Здравствуйте, Жанна Витальевна!!! Очень удивительно и опасное путешествие(особенно змея)! Детям в тоннель очень хотелось наверное попасть, даже мне, сидя дома очень интересно было бы пройти немного по нему, но представляю степень опасности(((( Очень красивые фотографии!!!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Людмила Владимировна.
УдалитьДва года назад мы с классом сына ходили в подобное путешествие по шпалам, но только не на мост, а на грязевой вулкан (если любопытно, то можно перейти по ссылке: http://yellowchickens.blogspot.ru/2014/09/blog-post_30.html).
Тогда мы проходили два тоннеля, но они были короткими, впереди был просвет. А этот тоннель 870 км! И там очень-очень темно, наши маленькие фонарики не могли дать достаточно света, в нем очень холодно и действительно в тех местах встречаются медведи. Ни к чему было рисковать.
Спасибо за отзыв, всегда приятно.
Потрясающее путешествие!!! Какие места!!! какая природа!!! Жанна вы большая молодец, что выбираетесь на такие познавательные и увлекательные прогулки и делитесь с нами впечатлениями!!!!! Спасибо, очень интересно!!!
ОтветитьУдалитьОльга, рада приветствовать.
УдалитьК сожалению, выехать на материк удается раз в два года ( билеты на самолет оплачиваются), вот и путеешествуем по родным просторам острова. На острове есть только природа - лес, горы, море... Но я очень люблю такие путешествия, с радостью делюсь своими впечатлениями с читателями.
Благодарю за теплые слова, приятно, что Вам понравилась наша экскурсия.🙂
Прочитал с большим удовольствием и ностальгией.В 1976г имел удовольствие проехаться по железной дороге от Смирных до Холмска.Видел все эти красоты и железную дорогу в действующем состоянии.Мы с товарищами были просто поражены такому инженерному решению с прокладкой и обустройсвом пути.А вот теперь сюда ходят экскурсии Очень жаль что всё брошено и разваровано.А ведь могли бы наверное ис пользовать этот маршрут не только как комерческий,а и туристический и иметь прибыль.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Егор.
УдалитьВы уже не первый раз заглядываете в гости.
Конечно, впечатления от экскурсиии были у нас неоднозначные: и восхищение и какое-то разочарование, грусть... так было жалко всего того, что когда-то было создано на многие годы. А оно и послужило бы еще многие годы, если бы за этим всем достойно следидили россияне. Уникальное сооружение!
Спасибо за отзыв!😊
Здравствуйте Жанна.Почти 30 лет прожИл на Сахалине.Вот иногда и заглядываю на сахалинские сайты.Ностальгия.очень хотелось бы что бы край процветал,но пока увы одни разочароваия.То закрыли,то разобрали и тд.
ОтветитьУдалитьЖана, у нас то по сравнению с вашим горцем, рейнутрия малышка))) Сухо у нас ей. У нас она ветвится.
ОтветитьУдалитьЖаль, что дорогу закрыли. Но теперь можно увидеть, как природа забирает свое. Помогает снимать с человека корону "царя" природы. Он лишь песчинка большого мира.
Да, у нас большая влажность, высота растений поражает воображение... и об этом я тоже как-то писала:
Удалитьhttp://yellowchickens.blogspot.ru/2013/06/blog-post_23.html