суббота, 23 марта 2019 г.

«Перестаньте водить детей на кружки и к репетиторам!»

Недавно прочитала хорошую статью, 
на весьма актуальную тему -  
о воспитании и развитии ребенка современными родителями. 
Статья психолога мне понравилась и она созвучна с моим мнением.
 Захотелось поделиться с читателями блога, узнать ваше отношение.

Консультация психолога

Озабоченность современных родителей развитием детей чуть ли не с пелёнок набирает всё большие обороты и зачастую может приводить к плачевным последствиям — отсутствию какой-либо мотивации у ребёнка вообще что-то делать.


В результате родители часто жалуются на своих подростков, что те абсолютно ничего не хотят.
«В них столько вложено времени и сил, потрачена куча денег на репетиторов, а он просто лежит на диване или сутками напролет пропадает в социальных сетях», — сетуют они.
Почему это происходит?

«Ленивые» родители — шанс для будущего гения

Современные мамы и папы — это поколение, выросшее в кризисное время 90-х годов. Их родители много работали, но денег всё равно не хватало. Поэтому они внушали своим отпрыскам: «Надо учиться и ещё раз учиться! Только так ты сможешь стать человеком и добиться успеха». Став взрослыми, мы всеми силами стараемся уберечь своих детей от собственных детских страхов, спасти от возможного будущего кризиса.
Нынешние родители с самых первых дней развивают и обучают ребёнка: отдают на «развивашки» и «английский с пелёнок», записывают на разные кружки и секции, ищут самую сильную школу, нанимают репетиторов уже в началке. «Если он получит много самых разнообразных знаний, будет иметь лучшее образование, то конечно, он будет востребован всегда и не останется без средств к существованию» — рассуждают заботливые мамы и папы. Однако это иллюзия, которая подпитывается детскими неврозами самих родителей.
Через своё чадо они стараются снизить уровень тревоги, реализовать свои мечты и амбиции.

Согласно исследованиям психологов, к жизни более подготовленными оказываются вовсе не отличники и «ботаники», а обычные троечники. Именно они добиваются большего успеха в жизни, так как обладают не набором школьных знаний и формул, а хорошими навыками адаптации, живостью ума и развитой фантазией. Действительно, попробуй-ка составить и спрятать шпаргалку так, чтобы не нашли! Родителям таких детей было лень заниматься их развитием, поэтому эти дети развивались согласно заложенной в них природе. Их личные качества оттачивались в общении со сверстниками, в различных шалостях и уличных играх. «Ничегонеделание» позволяло ребёнку мечтать, фантазировать, что дало толчок к развитию творческих способностей.
Однако это вовсе не значит, что детьми не нужно заниматься. Воспитание и обучение по-прежнему являются главной обязанностью родителей, иначе предоставленный сам себе ребёнок может попасть в плохую компанию. Но помните, что всегда и везде важна золотая середина. Постоянное давление касательно обучения часто приводит к хроническому стрессу у ребёнка. Его силы истощаются, что в итоге приводит к усталости, психосоматическим болезням и даже депрессии.
Будьте для ребенка проводником, а не жандармом в мире знаний.

Новый мир, новые люди, новые правила жизни

Современный мир изменчив. Откуда вам знать, какие знания и умения будут востребованы через 10–20 лет, когда ваш взрослый ребёнок будет искать работу? Многие когда-то актуальные профессии просто исчезают, а на их место приходят совершено новые.
Современному человеку требуются не столько теоретические знания о мире, сколько практические познания и умение «быть в потоке».
Это поколение детей во многом опережает своих родителей. Они умны не по годам, а в их распоряжении находится глобальный мир Интернета, где есть информация со всего света. Поэтому сейчас главным качеством является не владение багажом информации, а умение её искать и обрабатывать.
Чтобы стать успешным человеком будущего, ребёнку нужно быть готовым к постоянным переменам, уметь подстраиваться к ним, а для этого важна стрессоустойчивость и гибкость мышления. Правила, по которым росли мы, нынешние родители, устаревают. Они перестают работать, потому что сейчас − время перемен, которое диктует свои законы обучения и развития.

Если не кружки и репетиторы, то что?

Безусловно, ребёнок должен получать школьные знания, а кроме них — посещать те кружки и спортивные секции, которые ему нравятся. Задача родителей при этом — следить за нагрузкой и вовремя отказываться от тех занятий, которые становятся в тягость. Однако большее (или хотя бы не меньшее) внимание надо уделять развитию качеств, не связанных с накоплением знаний, или так называемых гибких навыков.
Вот некоторые из них:
  • умение брать ответственность за свои слова и поступки;
  • навык планирования своего времени;
  • самодисциплина и мотивация;
  • умение работать в команде;
  • умение слушать и слышать собеседника;
  • способность распознавать свои и чужие эмоции (эмоциональный интеллект);
  • критическое мышление;
  • умение решать проблемы и нестандартные задачи.

Именно эти навыки, а вовсе не модную «ментальную арифметику», надо закладывать буквально с пелёнок.

Советы родителям дошкольников

Особое внимание следует уделить младшему дошкольному возрасту: именно в этот период формируется основа личности.
Ведущей деятельностью ребёнка до школы должна быть игра. Только через игровые процессы он познаёт социальные роли, учится принимать решения и отвечать за них.
Читайте ребёнку сказки. Сказка хороша тем, что не поучает малыша, как, например, родительские нотации. Когда ребёнок сочувствует сказочным героям и переживает за них, у него формируются морально-нравственные качества.

Советы родителям младших школьников

Для младших школьников важна социализация, а также правильная самооценка. Важно создавать для них «ситуации успеха», прививать вкус к творчеству и нестандартным решениям.
Позволяйте ребенку помогать вам, хвалите за инициативность. Не ругайте слишком строго, если что-то не получилось. Просто покажите, как ошибку можно исправить.
Развитию креативности способствуют занятия рисованием, лепкой, шитьём, моделированием.
Ставьте ребёнку необычные задачи, предлагайте загадки «с подвохом», но не спешите сразу же давать правильный ответ. Помощь со стороны взрослого должна быть дозированной: задавайте наводящие вопросы, которые помогут ребёнку самому докопаться до истины.

Советы родителям подростков

Подросток нуждается в родительском доверии и уважении его желаний. Формированию у него мотивации и лидерских качеств способствует поддержка и понимание со стороны взрослых, а также демократический стиль воспитания в этот период.

  • Сократите нагрузку на период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Возможно, от каких-то внешкольных занятий можно отказаться, если подросток на это согласен.
  • Давайте ребёнку возможность выбора везде, где это уместно и допустимо. Учите его продумывать последствия его решений.
  • Обеспечьте старшекласснику свою безусловную поддержку и любовь даже в непростые периоды бунта.
Уважаемые взрослые!
Позвольте ребёнку любого возраста развиваться естественно. 
Помогайте, а не давите. 
Не используйте его для повышения собственной значимости в глазах других людей или для удовлетворения собственных желаний и амбиций. 
Школьная успеваемость и посещение кучи секций не должны идти в ущерб развитию таких личных качеств, как усердие, общительность, целеустремленность, гибкость мышления и стрессоустойчивость. Именно они дадут ребенку больше шансов на успех в будущем! 

6 комментариев:

  1. Здравствуйте, Жанна Витальевна!
    Как же согласна со всеми вышеперечисленными советами. Как же я согласна...
    И как трудно удержать "слепую родительскую любовь" и "веру в собственную мудрость", чтобы не бросаться на амбразуру, защищая своё дитятко...
    Понять, признать и дать право выбора ребенку - это очень тонкая грань, пересечь которую ни в коем случае нельзя.
    Иначе получится полное попустительство, нечто среднее между эгоизмом и пофигизмом.

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте! Как же приятно осознавать, что так думаю не только я - обыкновенная мама, но и специалист. И как тяжело выжить в мире "идеальных" мам, которые готовят своих детей на пост президента.
    Только сегодня с сыном обсуждали тему - насколько стыдно работать на не престижных профессиях. И стыдно ли это вообще? Придумывали новые профессии, где уже сейчас он мог бы реализовать себя. И была так приятно удивлена. Мой комплекс неполноценности спрятался пока куда подальше, а то уже начала переживать из-за отсутствия репетиторов у сына

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Жанна Витальевна! Читала я эту статью, на мне тоже пришлась по душе.
    Количество кружков и репетиторов зашкаливает, развитие ребенка просто бьет через край. Мой муж с изумлением рассказывал, когда услышал от маленькой девочки в садике, куда она ходит. Чуть ли не в 10 мест. И, конечно, спорт. И, конечно, танцы. Ну а английский - ага, ага. Движение англомам набирает обороты, все просто с ума посходили с этим английским. Кружки и репетиторы - это прикрытие родителя, который на самом деле не желает оставаться наедине со своим ребенком. А еще есть другая сторона - излишняя самоуверенность. Это когда родитель отправляет ребенка на домашнее обучение и сам ему все предметы преподает. Ну как же, в школе ведь училки ничего не знают, а он лучше всех всему научит. Хотя, конечно, иногда это приводит к результатам. Однако, скорее всего, это когда родители нанимают репетиторов по всем предметам)))

    ОтветитьУдалить
  4. Жанна Витальевна, а я согласна лишь отчасти... Английский "с пеленок" позволил сыну продолжить обучение на этом языке за границей. Не репетиторы помогли, а дополнительные услуги. Школа такому уровню не научит. Развиваться "естественно", значит просто не уделять внимания индивидуальным особенностям ребенка. Заброшенных детенышей становится все больше, и часто мы, в старшей школе, уже тщетно пытаемся хоть что-то сделать с этими "естественными детьми", родители которых напрочь забыли о своих обязанностях, понадеявшись на школу.
    Часто говорят, что виновата начальная школа, не приучив.., не научив...
    Или может быть дошкольное образование?
    Но не все же посещают дошкольные учреждения.
    Так может быть все-таки виноваты равнодушные, постоянноработающие родители, которым даже проверить подготовку ребенка к урокам некогда, а ребенок гордится (!) такому родительскому отношению.

    ОтветитьУдалить
  5. Жанна, а я думаю, что кружки нужны, если они направлены на развитие интереса и реализации внутренних потребностей самого ребенка. когда ребенок сам выбирает свою траекторию, а родители только поддерживают его желание учится.
    Но должен быть воздух в режиме дня ребенка, время для ничегонеделания, когда и усваиваются навыки и знания.
    А насильственное развитие - это грех. Иногда у ребенка такое плотное расписание в его занятиях, что удивляешься, как он еще жив.

    ОтветитьУдалить
  6. Замечательная статья! Полностью согласна с тем, что детей не надо перегружать развивашками. У нас мальчишки ходят в кружки, которые сами выбирают и небольше одного. Один год сын не смог отдать предпочтение одному кружку и посещал сразу две секции, к концу года он был настолько вымотан, что перестал справляться с учебой :(.

    ОтветитьУдалить