вторник, 24 ноября 2015 г.

Как организовать игры с песком с детьми в рамках групповой комнаты

Многие думают, что игры с песком - это лопатки, формочки, ведёрки...
Но это далеко не так.  В эти  простые игры дети могут играть на участке и вполне самостоятельно, а вот в группе... В группе после таких игр, конечно же, будет  только грязь. (И, конечно же, няни будут ОЧЕНЬ недовольны).
Потребность детей  в играх с песком есть, мы это прекрасно понимаем, но как это  решить? Не каждому педагогу это понятно, и он, просто напросто, не знает с чего начать...
Так в какие же игры с песком играть с детьми в группе?

А я это делаю так...
Во-первых, мне в этом помогает моя программа "Игры с водой и песком", она позволяет мне выстроить систему групповой и индивидуальной  коррекционно-развивающей работы.
Во-вторых, это совершенно другие игры. Это ОБУЧАЮЩИЕ игры. И для них нужны совершенно другие обучающие пособия.
Ну, например...

 - Ой-ой-ой, кто это так жалобно плачет? 
Ребята, смотрите кто тут у нас...
- Это зайчик! - радуются дети.
- А чего ты плачешь, зайка?
- Скучно, грустно мне...
- Так иди с нами играть, у нас весело!

Дети с интересом окружают зайку, рассматривают его, гладят, жалеют.
Предварительная работа: утром дети рассмотрели картинки с изображением разных зайчиков. Где хвостик, где глазки, где ушки.
И даже изучили эмоции и действия: смеется, радуется, боится, удивляется, спит, дрожит, бежит... Вот сколько всего узнали!
- Давайте вместе с зайкой поиграем!
Подвижная игра "Зайка беленький сидит"
Цель: Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста.

Зайка беленький сидит и ушами шевелит.
Вот так, вот так, он ушами шевелит.
(Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове.)
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп. Надо лапочки погреть.
 (Дети  хлопают в ладоши.)
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать, 
Скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать.
(Дети подпрыгивают на обеих ногах на месте.)
Кто-то  (или мишка) зайку испугал, 
Зайка прыг... и ускакал.

- Ох, устал зайка... Давайте немного отдохнем, покажем ему, как мы играем с песочком!
Дети подходят к песочнице. Предлагаю им поздороваться с песочком, погладить его, пощупать.
Затем раздаю тарелочки (в нашем случае это раковины гребешка) с мелкими морскими камешками. И мы начинаем выкладывать узоры. Дорожки, круги...
А можно заняться и сенсорикой: изучить цвет, форму, размер.
- Сколько камешков, Вика?
- Ну что, зайка, нравится тебе? (Обратите внимание, как в этот момент Настя участливо трогает зайку и заглядывает ему в глаза).
Предварительная работа: во время утреннего приема  мы очень часто играем с песком, поэтому дети уже умеют выкладывать узоры. Чтобы ребенок научился этому - сначала дорожки рисовали пальчиком, либо выкладывали на яркой веревочке.
- Ох, и интересно у вас было, ребята! И мне теперь совсем не грустно! Мне уже пора домой. До свидания!

Вот такие обучающие занятия я провожу с детьми, используя песок и воду. Их можно приурочить и к развитию речи, и к познавательному развитию и т.п. А утренний прием ежедневно сопровождается индивидуальной работой, связанной, именно, с песком, либо водой.
Дополнительным (обучающим)  пособием в играх с песком могут служить не только камешки, но и косточки, ракушки, кристаллы, орехи  и...
И немножко хочу похвастаться новым приобретением - каштанами! У нас на Сахалине они не растут... И вот, будучи этим летом на Северном Кавказе в июне-июле месяце... я как сумасшедшая (другого слова нельзя подобрать, потому что все мои родные крутили пальцем у виска) собирала под всеми деревьями прошлогодние каштаны. В Пятигорске, в Геленджике, в Кисловодске... О, какая география! Один каштанчик даже есть с дачи Фёдора Шаляпина!!! Во как!
Таким образом, систематизированные обучающие игры с песком - это  то, что поможет  нашим воспитанникам развить коммуникационные навыки, активную речь, мелкую моторику рук, сформировать позитивный образ своего собственного "Я" и многое другое.

Учите, играя! Играя в интересные игры, в том числе, используя активно песок и воду.

Этот день в истории блога:

38 комментариев:

  1. Милые, славные зайчата!!! Песок уже с внученькой пробуем, только заменила его манкой и пшеном

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Все правильно, Анна Борисовна, песок вполне можно заменить манкой и пшеном, да любой другой крупой. Минут 5-10 для таких игр вполне достаточно. И все время говорить, все объяснять, описывать ощущения и т.д.
      Спасибо за поддержку! :)

      Удалить
  2. Жанна, спасибо а рассказ. Действительно, многие понимают игры с песком однобоко, мол, насыпят мимо ведерка, разнесут по всей группе. Воду нальют, грязь будет.
    Это от того что не знают таких тонкостей, о которых Вы рассказываете.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Совершенно верно, Елена! Многие так и думают:"Песок и вода в группе... какой кошмар!". Но дети ведь не будут играть с ними целыми днями... Достаточно включить в образовательную деятельность небольшую игру, эксперимент. И конечно же, побольше-поразнообразней дидактического материала. И главное, захотеть взрослому...
      Спасибо за понимание! :)

      Удалить
  3. Жанна Витальевна,здравствуйте! Впервые, читая Ваш пост,слегка подосадовала...Вы были в наших краях и никак своё пребывание не обозначили!!!!! Уверена,что желающие смогли хотя бы в Геленджике с вами встретиться (от Краснодара три часа) и помочь упаковать в чемоданы всё побережье Чёрного моря.Вы и на моей родине побывали-в Пятигорске!
    От шуток-к делу! Заметила по некоторым фото и раньше, что Насте знакома эмпатия.Вдумчивая девчушка,на мой взгляд.Песок,как пластилин в школе, потом повсюду.Но у вас "умная "песочница, а крупицы можно подмести.Зато развитие,а если поиграть в сюжетные игры,то и речь неплохо развивается.Напомнило,как на курсах в Питере по песочной терапии уж как мы,взрослые люди, играли!
    С уважением к вам и вашей работе.Елена Анатольевна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :)) Елена Анатольевна, насмешили с чемоданами и черноморским побережьем. К сожалению, да, каштаны не растут... Не встретились? Так какие наши годы, через два года опять приедем. :))
      Да, не оттянуть деток от песка и воды. Вот и в этот раз, зайка уже ушел, а некоторые детишки все продолжали с камешками да песочком играть. Пришлось придумывать: предложила им камешки искупать, просушить, так плавненько всё и собрали, песочницу прикрыли... и пошли собираться на прогулку.
      Благодарю за теплые слова!

      Удалить
  4. Жанна Витальевна, занятие так настолько грамотно и профессионально ориентировано на развитие моторики, памяти и фантазии маленьких дошкольников, что хочется сказать вам - БРАВО! ВЫ, ПРОФЕССИОНАЛ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, ну засмущали... Да, песок и игровые манипуляции с ним позволяют решать много задач, как обучающих, как развивающих, так и воспитательных.
      Спасибо Вам за добрые слова и высокую оценку моего труда. :x

      Удалить
  5. каждый раз читаю и радуюсь фантазии и умелым рукам!!!

    ОтветитьУдалить
  6. А я завидую наличию центра воды и песка, когда все компактно и в одном месте, пока мечтаю о нем, надеюсь сбудется мечта...
    Заметила по детям, что им сейчас очень не хватает именно работы с водой, песком, пластилином - детей некоторых буквально с истерикой отрываешь от, казалось бы, доступных материалов, а ведь именно через ощущения, на ощупь детки познают мир.
    А еще сейчас вот много говорят о профессионализме воспитателей, об их отношении к детям. Мне кажется, что профессионализм как раз и состоит в том, чтобы из обычных вещей сделать интересное занятие...
    К вам, наверное, очередь из родителей стоит, чтобы ребенок попал именно в Вашу группу))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маша, мне очень приятна Ваша поддержка! Да, наличие оборудования играет большую роль, но при желании, можно обойтись и простыми подносами, тазами, да любыми другими емкостями. Я тоже приветствую всякий бросовый и природный материалы, вот так в течение учебного года учишь деток, показываешь всякие камешки-палочки, да что можно с ними делать, потом на прогулках детей не нужно развлекать, они сами находят себе объекты для исследований.

      Нет, очередей нет, дети к нам приходят по направлению из тубдиспансера, садик у нас для детей с повышенной тубинтоксикацией, поэтому их так и мало...
      Маша, благодарю за добрые слова. :)

      Удалить
  7. Ай да зайцы! Какие хорошие! Мои восхищения и признательность Вашему, Жанна Витальевна, профессионализму! Верится, что с таким талантливым подходом к организации образовательной деятельности с малышами, ФГОС ДО будет внедрен.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Васильевна! Благодарю за высокую оценку моего труда. Слова поддержки методиста ДОУ очень ценны для меня. :)
      Да, будем надеяться, что требования ФГОС ДО помогут измениться многим коллегам и раскрыться. :)

      Удалить
  8. Жанна Витальевна,здравствуйте! Давно любуюсь вашей песочницей, крупный, на липнущий к вспотевшим ладошкам малышей,да ещё и попутный массаж активных точек.Где такой нашли?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алла Анатольевна, здравствуйте! Благодарю за отзыв.
      А песок обычный, морской и тоже липнет, когда он мокрый. На этом занятии песок был сухой, чуть-чуть влажный, вот и не лип. А что, это отвлекает детей? Просто мне уже задавали такой вопрос. Ну бывает, что дети начинают руки об себя вытирать, да без проблем - уберем вместе с детьми, подметем (дети любят помогать) или няня не откажет в уборке тоже. Мы уйдем на прогулку, она пропылесосит.

      Удалить
    2. Жанна Витальевна, проблема возникает, правда редко, когда малыш машинально касается глаз, а если к вспотевшей ладошке прилипли песчинки, то могут возникнуть неприятности. Но от этого песок свою привлекательность ничуть не теряет, просто воспитателю приходится быть более бдительным :)

      Удалить
    3. Вот в чем дело... Конечно, если в глаза попадет песок, неприятно... :( Как-то мне везло в этом плане... :)

      Удалить
  9. Здравствуйте, Жанна Витальевна! Чудесное занятие - дети - зайки такие очаровательные!)) Спасибо большое, что так подробно рассказываете о занятии - фактически - это готовый конспект с иллюстрациями)
    Жанна Витальевна, спасибо Вам сердечное за Ваш подарок - программу это просто удивительный и приятный сюрприз для меня!))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Анатольевна! Благодарю за одобрение, поддержку. :) В общем-то, да, готовый конспект, который проще и быстрее сфотографировать, но не оформить письменно... :))
      Кстати, это иллюстрация к занятию, запланированному в ноябре, как раз в соответствии с программой.
      Да-да, я уже прочла Ваше сообщение... И я буду рада, если программа окажется помощницей для Ваших воспитателей раннего возраста. :-*

      Удалить
  10. Здравствуйте, Жанна! Прекрасное занятие!!! И детишкам очень нравится действия с песком, используя такое количество разнообразных предметов в игре!!! У Вас огромный выбор предметов для взаимодействия с песком, что дает ребенку простор для фантазий!!! Большое СПАСИБО!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, здравствуйте!
      Выбор, да большой, но все равно постоянно что-то добавляю, обновляю. Сама люблю эти занятия и радуюсь вместе с детьми, познаю мир. :)
      Спасибо!

      Удалить
  11. Жанна, читала ваш пост и вспоминала дочу в детском садике. Они тоже играли в "Зайка беленький сидит"). У меня даже видео где-то сохранилось. У вас богатое разнообразие материалов. Поздравляю с каштанчиками!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Игра эта старенькая, но мне так она нравится, да и дети ее любят и понимают.
      Аня, спасибо!

      Удалить
  12. Жанна, как мне нравятся такие игры))) я когда работала, моим деткам тоже очень нравилось и родителям кстати тоже) Последние в большинстве своем были крайне удивлены, что с песком есть столько разных игр, кроме как лепить куличи))) Только я вместо песка использовала манку, не было возможности достать хороший песок для кабинета. Занятия, в которых были игры с песком всегда проходили на ура! Видно по фотографиям, что деткам нравится)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как здорово, когда есть понимающие люди... ;)
      Спасибо, Оля! Вы психолог? Очень любопытно стало.

      Удалить
    2. Дада, я педагог-психолог, работала в детском садике, а по первому образованию воспитатель) сейчас в силу семейных обстоятельств не работаю по специальности и очень скучаю, по-этому мне так нравится читать Ваш блог, читаю и своих вспоминаю)))

      Удалить
    3. Да... вот так, гуляешь по блогам, знакомишься, общаешься... и порой не знаешь, кто стоит за аватаркой и именем (особо чудно выглядят какие-нибудь Spais 777, Fray day...). Как обращаться?
      Мне приятно, Оля, что мы с Вами в какой-то степени коллеги!!! :x

      Удалить
  13. Жанна Витальевна, здравствуйте. Спасибо за подарок нашему детскому саду. Мне Ольга Анатольевна уже похвасталась, хоть она сейчас в краткосрочном отпуске. Игры с песком и водой успокаивают. Сразу впадаешь в какое - то раздумье, мечтание. Я не люблю просто так валятся на пляже. И если пляж песчаный, то руки сами начинают "блуждать" в песке. А деткам это незаменимый материал для развития.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тамара Степановна, рада приветствовать!
      Надеюсь, материал окажется полезным. :) Мне будет очень приятно!!!
      Конечно, если нам, взрослым, приятен контакт с песком, водой, то что уже говорить о детях... :)

      Удалить
  14. Спасибо, Жанна, за рассказ о Ваших играх и материалах. :) Многое знакомо, но от того не стало менее привлекательным. :) Да и не стоит забывать в погоне за новым любимые, проверенные игры, стихи, потешки - детям они очень нравятся, а образы впитаны с колыбели. С удовольствием полюбовалась детскими эмоциями. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катерина, конечно же, всё это не новинка для меня, для Вас... но как показывает практика (по-крайней мере, когда я выступаю перед областными курсами повышения квалификации, то кажется, что они с Луны свалились), многие все-таки просто не хотят этим заниматься... Согласны? Зачем заморачиваться, день прошел и ладно... А ребенку-то и надо, что чуть-чуть повозиться с песочком, удивиться, вдохновиться... и побежал довольный. Вы, как профессионал, меня понимаете! Спасибо! :)

      Удалить
  15. У кого-то тарелочки, а у кого-то раковины морского гребешка :)))) просто-напросто )))
    Жанна Витальевна, спасибо за посыл - принесу из дома коллекцию камешков. Для работы с кинетическим песком.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это точно, Алена! У нас с Вами этого добра хватает... Таких раковин нигде, кроме, как на Дальнем Востоке, не найдешь...

      А я всё несу в детский сад... даже мои родные принимают активное участие в сборе, то крышек подкинут, то каких-нибудь баночек... :))
      Алена, спасибо! И благодарю, что стали ПЧ блога. Мне очень приятно! :)

      Удалить
  16. Жанна, я Вас просто обожаю! Очаровательная история с каштанами)))
    И какие зайки-малыши! Умиляюсь.
    Сенсорные игры - это такой мощный потенциал в развитии детей. Мне понравились еще и стеклышки отшлифованные прибоем. Замечательная коллекция!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, спасибо за добрые слова! Мне очень они приятны!!! :x
      О, коллекция моя пополняется после каждого похода на море... Муж все время удивляется,мол, ну куда ты их всё собираешь... А мне всё мало, да и деткам маленьким всё это так нравится...
      Я тут недавно обнаружила для себя картины из бутылочных стекол, теперь жалею, что буквально недавно выбросила донышки... решила, что из этих кругляшек ничего все-таки не смогу сделать интересного... жаль... такие бы снеговики получились.

      Удалить
  17. Каким же богатством Вы обладаете, Жанна! Благодаря Вам и я такая собирушка стала )) из Адлера целый рюкзак привезла. И как здорово все описали... А я, признаться, к песку давно не обращалась. Две смены, да 20 детей...устаю. Через две недели напарница выйдет, обязательно возобновлю песочные занятия. Но, помниться мне, мы с Вами о Вашей программе на бартер договаривались))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, конечно, когда работаешь в две смены, да с таким большим количеством малышей... трудновато. На одну прогулку собраться чего стоит.
      Пишите адрес.

      Удалить