среда, 11 июля 2018 г.

Орешек на ладошке, или Массажные игры и упражнения с грецким орехом

Обычно педагоги и заботливые мамы для развития
 мелкой моторики малышей используют пальчиковые игры. 
А проводите ли Вы массажные игры, 
да еще и с грецким орехом, да еще и в "сухом бассейне"?
Мы проводим. 😉


С помощью грецкого ореха мы массируем запястья, кисти руки ребенка: ладони, пальцы, тыльные стороны кистей рук, межпальцевые зоны, стимулируя не только речевое развитие малыша, но и слаженную работу внутренних органов, организма в целом.
Массаж "Орешек" в сочетании с упражнениями в "сухом бассейне" описан в развивающем пособии "Для самых-самых маленьких" (Абрамова Л.П., Бардышева Т.Ю., Моносова Е. Н.).Издательский дом "Карапуз", 2003 г.

В пособии представлены три игры, рассчитанные на возраст 2-4 года. Написаны они в виде сказок, дети любят их слушать и повторять за воспитателем и Орешком упражнения. Во время игр можно также рассматривать вместе иллюстрации. Описание игр я приведу полностью. Познакомьтесь, а потом можно  будет  и своими словами рассказывать, придумывать новые истории.😉
Возможно, прочитав эти сказки, Вы придумаете какие-то свои варианты игр, буду рада дополнениям.

Итак...

Игра 1.
Жил на высоком дереве среди листьев грецкий Орешек. Однажды подул сильный ветер. Сделай губы трубочкой и тоже дуй, как ветер. 
Оторвался Орешек и упал с веточки на дорожку. Лежал-лежал, да скучно ему стало, он и покатился. Покажи, как покатился, подтолкни его пальчиками.
Катится Орешек, катится, а на встречу ему Вова и Варя идут. Обрадовались:
- Какой большой, красивый Орешек, коричневый, шершавый.
И Орешек увидел детей, обрадовался:
- Возьмите меня с собой, - просит Орешек. - Мне одному скучно, поиграть очень хочется.
Подружились дети с Орешком и стали играть с ним в прятки.
Вова положил Орешек на ладошку и сжал кулачок крепко-крепко. Где орешек? Нет Орешка! Спрятался в кулачке. Где Орешек? Вот Орешек! Разжал Вова кулачок.
Игра Орешку понравилась и он попросил Вову, а потом Варю еще поиграть с ним в прятки. Поиграй и ты с Орешком в прятки (3-5 раз). Прячь его сначала в одном кулачке, а потом в другом. Вспомните игру "В какой руке" и немного поиграйте с малышом.
Пошли ребята на детскую площадку. А там горка большая-пребольшая. Стали дети кататься с горки. И Орешку тоже покататься хочется. Сделали ребята для него ребята горочку. Вот такую. Рука прижата к поверхности стола, пальцы вместе. Орех положить на кончики пальцев.
Накрыть его другой ладонью и катить от кончиков пальцев до запястья и обратно.
При необходимости придерживайте руку ребенка, находящуюся сверху орешка.
И стал Орешек кататься с ладошки, а дети приговаривают:
Вверх и вниз, вверх и вниз ты по горочке катись!
Вверх и вниз, вверх и вниз ты по пальчикам катись!
Упражнение выполняется по 10 раз одной и другой рукой.

Нагулялись ребята, наигрались с Орешком. Пора всем отдохнуть. Построили дети для Орешка домик. И положили Орешек спать в домик, на самое донышко. Спрятать орех на дно емкости, глубже погружая руки в наполнитель.

Игра 2.
Наступило утро. Проснулись дети и побежали будить свой Орешек. Ну-ка, пальчики, орех скорей найдите!
Ловкие пальчики Вовы и Вари нашли Орешек. И ты найди свой Орешек.
Ищем в "сухом бассейне" орех. Нашел? Молодец!
Побежали ребята с Орешком во двор. Кто первый? Быстро покатился Орешек. Догоняй! Попросите ребенка прокатить орех, скатывая его с тыльной стороны кисти правой руки, а затем левой.
А на дворе новая карусель. Как хорошо на ней покататься.
Покатай Орешек на карусели.
Одна рука лежит ладонью вверх. На ней - орешек. Другая ладонь очень крепко прижимает орешек сверху. Ребенок катает орешек по кругу между ладонями в течение 10 сек. Затем позиция рук меняется.

Долго катались ребята на карусели. Ручки у них замерзли. И Орешек решил погреть им руки. Орех прокатывают между ладонями от запястья к кончикам пальцев и обратно. Покажи, как Орешек грел руки детям. Согрелись руки у ребят. Сжали они кулачки. Крепкие у них стали кулачки, сильные.
Сожми и ты свои кулачки. А теперь подуй на правый кулачок и разожми его. Подуй на левый кулачок и тоже разожми его. Урони ручки вниз. Ручки устали, отдыхают. И Орешек устал. Спрячь его в домик, поглубже, на самое донышко.
Спрятать орешек в "сухой бассейн", как в предыдущей игре.

Игра 3.
Проснулись дети утром. Достали Орешек из домика. Достали с самого донышка. Руки погружаются в наполнитель сухого бассейна и достают орех. И стали играть. Показали Вова и Варя Орешку свои машинки. Катают дети машинки по ковру, как по дороге. Это очень Орешку понравилось. Решил он также с ладошками поиграть.
Забрался под ладошку, словно сел в машинку, и стала ладошка его по ковру катать: вперед-назад, вперед-назад. Прижать сильно орех ладошкой к ковру и прокатывать вперед-назад, затем ладошку поменять.
Сильно ладошка Орех прижимает,
Словно машинку Орешек катает.
А ребята новую игру придумали: волчок крутят. И эта игра Орешку приглянулась. Стал он на ладошках, как волчок, крутиться. Весело Орешку. И детям весело.
(Кончики пальцев одной руки ввинчивать орех в середину ладошки другой руки, затем поменять).
А потом ребята гулять пошли, и Орешек с ними. Красиво вокруг, деревья высокие. А на ветках в  гнездышках птички сидят. Захотелось Орешку тоже в гнездышке посидеть, и попросил он Вову и Варю сделать для него гнездышко.
Сложил Вова пальчики вместе. Вот так. Сложить пальцы одной руки в щепоть и положить на кончики пальцев орех, удерживая его. И получилось у Орешка гнездышко. Сидит Орешек в гнездышке, радуется. Уютно ему и сверху все видно. А тут и Варя пальчики сложила. И Варино гнездышко Орешку понравилось.
И стал он перелетать из одного гнездышка в другое, как настоящая птичка. Переложить орех на кончики пальцев другой руки.
Поиграли ребята с Орешком, а вечером снова спать уложили в домик, на самое донышко, чтобы тепло и хорошо было Орешку. Спи, Орешек, до утра. Спокойной ночи.
Уважаемые взрослые!
"Сухой бассейн" (как его сделать смотрим здесь и здесь) используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения - координированными.
По ходу сказки ребенок будет массировать руки орехом  и играть с "сухим бассейном". Пользуясь этим массажем, помните, что хороших результатов вы сможете достичь, только если будете терпеливы и настойчивы. Занимайтесь систематически, но не более 5-10 минут в день. За одно занятие рекомендуется проводить одну игру.

Материал подготовлен по развивающему пособию
 "Для самых-самых маленьких".

Другие наши  развивающие игры с грецкими орехами можно посмотреть здесь.
А рис не обязательно красить, можно и белый использовать. Ольга Федораева напомнила мне об этом, когда написала в комментарии, что будет красить рис, в черновиках еще с зимы "висит" сообщение о зимней сенсорной коробке. 
Пожалуй, опубликую его... Почему нет?

10 комментариев:

  1. Спасибо, Жанна! Какие сказочные замечательные игры и очень полезное обобщение в их применении. Грецкие орехи - настоящий дар небес. Это чудесный тренажер развития моторики и отличная игрушка для малышей и животных. Наши попугаи какаду и жако в центре играют с орехами))) А сирийский хомячок таскает орешек из угла в угол и спит с ним как с игрушкой)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот и нашим малышам нравятся игры с грецкими орехами. А еще и с сухим бассейном...😉 красота! Сама с удовольствием погружаю руки в него.

      Удалить
  2. Как просто и интересно! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Действительно, просто. Вокруг столько всего, что можно использовать в работе с детьми, даже сами того не подозреваем.😂

      Удалить
  3. Жанна, спасибо! Скоро адаптация - все пригодится.

    ОтветитьУдалить
  4. Здорово! Спасибо и за орешек (жаль, в "Лабиринте" книги нет) и за рис (буду красить)!! Спасибо!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Книга старая,выпуск 2003 года. В общем-то в ней кроме этих сказок больше ничего и нет, разве что картинки.
      Вы такой, Ольга, профессионал, что придумаете сказки свои, еще лучше этих.😀
      А рис обязательно красьте!!! Хотя можно и не красить, у нас есть коробка и с белым рисом, я ее называю "Зимняя". Просто крашеный - эмоциональнее.
      Спасибо и Вам за общение.

      Удалить
  5. Жанна Витальевна, спасибо за подробный рассказ - методику, сказки - чудесные! Нашим воспитателям расскажу, да и с внуком скоро можно будет так заниматься!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Анатольевна.Спасибо за отзыв.
      Рада, что материал понравился.

      Удалить