пятница, 31 января 2020 г.

Общение ребенка со сверстниками

Специфика общения ребенка со сверстниками
Консультация для родителей

В раннем возрасте дети начинают все ярче проявлять интерес друг к другу. 
На детской площадке, в гостях, в ходе совместных праздников у детей появляются первые контакты со сверстниками. 
На втором году жизни эти контакты кратковременны. 
Лишь к двум годам между детьми возникает взаимодействие, 
которое можно назвать общением.

Взаимодействие малышей третьего года жизни имеет ряд особенностей. 

Их совместная игра строится на демонстрации друг другу своих умений и подражании действиям сверстника без использования игрушек. 
Содержание действий, которые дети демонстрируют друг другу, весьма своеобразно и характерно только для данного возраста: малыши прыгают друг перед другом, падают, кричат, хохочут, при этом внимательно наблюдая за реакцией партнера. 
Как правило, такое взаимодействие представляет собой "цепную реакцию": действие одного ребенка вызывает подражание у другого, которое, в свою очередь, порождает череду новых подражательных действий партнеров.


Подобные контакты почти всегда сопровождаются яркими положительными эмоциями, вызывают у детей безудержную радость. Дети с восторгом зеркально отражают действия друг друга.
Как только между детьми появляется игрушка, все внимание переключается на нее и на смену веселому и радостному общению часто приходит ссора. 
Малыши еще не умеют распределять свои действия, договариваться друг с другом. Потребность в действиях с предметами оказывается для детей важнее общения со сверстником.

Часто взрослые стараются прекратить детское баловство, опасаясь, что малыши перевозбудятся или причинят вред друг другу. 
Однако наблюдения показывают, что за внешне бесцельным характером взаимодействия детей кроются вполне серьезные вещи. 

Психологи подчеркивают, что общение детей со сверстниками, несмотря на то, что оно находится на этапе становления, вносит свой вклад в их психическое развитие. Оно является одним из источников развития у малышей познавательной активности. 
Контакты со сверстниками дают ребенку дополнительные впечатления, стимулируют яркие переживания, являются полем для проявления инициативы, помогают обнаружить и продемонстрировать свои способности и силы.
Общение с равными партнерами является одним из важных средств формирования адекватного представления ребенка о себе.

Общение с другими детьми играет важную роль в социальном развитии ребенка. 

В ходе эмоционально-практических игр дети начинают лучше чувствовать и понимать друг друга. 
Опыт общения со сверстниками учит малышей жить в коллективе, ладить с другими людьми. 

Благодаря этому опыту дети приобретают умение отстаивать свои права. 
Играя со сверстниками, ребенок учится согласовывать свои действия с действиями другого ребенка, получает огромное удовольствие от возможности выразить себя во всей полноте своей непосредственности.

Если взрослые уделяют внимание общению между детьми, помогают им налаживать положительные взаимоотношения друг с другом, малыши охотно стремятся на игровую площадку, достаточно легко адаптируются к группе сверстников в детском саду, умеют играть рядом или вместе друг с другом, мало ссорятся.
Игры с песком
Эмоционально окрашенное взаимодействие детей рождается стихийно, без участия взрослого. Постепенно контакты между детьми усложняются, становятся более содержательными. Малыши начинают обмениваться игрушками, в их взаимодействии появляются согласованные совместные действия.
Дети становятся более инициативными и чуткими к воздействиям друг друга. В связи с этим становится возможным включение малышей в разнообразные формы взаимодействия под руководством взрослых.

Пособие для родителей и педагогов "Ребенок третьего года жизни", 
под редакцией С.Н. Теплюк

2 комментария:

  1. Жанна, приветствую Вас! Рада видеть и читать. А я в ВК сейчас - заходите в гости! https://vk.com/id429077263
    Сто лет не видела вас...соскучилась

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, рада приветствовать!
      Обязательно загляну в гости, правда, в ВКонтакте хоть и зарегистрирована, но захожу туда крайне редко.
      Спасибо за теплые слова.

      Удалить