В группе «Цыплята» созданы все условия для саморазвития и самовыражения детей, сохранения и укрепления здоровья. Это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий.
Пространственная предметно-развивающая среда является не только условием жизнедеятельности детей, но и выступает потенциальным средством воздействия на формирование и развитие личности.
При создании образовательной среды я соблюдаю следующие требования:
• благоприятный психологический климат (спокойная, доброжелательная обстановка, учитываю условия, необходимые для успешной адаптации, индивидуальные особенности детей);
• безопасность предметно-пространственной среды для жизни и здоровья детей (соответствие возрасту детской мебели, игрового и дидактического материала, санитарно-гигиеническим требованиям);
• организация работы с детьми на основе учета принципа «открытости – закрытости» (чередование деятельности детей в разных пространственных измерениях).
При создании пространственной предметно-развивающей среды я учитываю все факторы, которые прописаны в ФГОС ДО, а именно, что предметно-развивающая среда должна быть:
• содержательно-насыщенной,
• трансформируемой,
• полифункциональной,
• вариативной,
• доступной и безопасной.
• трансформируемой,
• полифункциональной,
• вариативной,
• доступной и безопасной.
Ранний возраст - период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша, вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Особое удовольствие детям доставляют игры в Центре воды и песка.
Здесь мы проводим с малышами простейшие опыты. Дети очень любят вылавливать предметы из воды, переливать воду в различные сосуды. На песке мы выкладываем узоры, строим различные постройки, ищем мелкие предметы, просеиваем через ситечки.
В пластиковых контейнерах и других ёмкостях хранятся сосновые и еловые шишки, желуди, мелкие и крупные камни, ракушки, волшебные кристаллы, спилы, палочки, бутылочные пробки, которые мы не просто рассматриваем, но и используем практически.
Игра для малышей – основной вид деятельности. Малыши очень любят играть в Центре сюжетно-ролевых игр. Как девочки, так и мальчики с большим удовольствием надевают фартуки и поварские колпаки и готовят куклам обед.
Затем рассаживают своих гостей за кукольным столом и предлагают отведать угощение. Игровая среда постоянно пополняется и меняется в зависимости от времени года и игровых ситуаций.
Для создания в группе благоприятного психологического комфорта в течение всего дня, избегания обыденности обстановки, мы сформировали фонотеку со спокойной музыкой и веселыми детскими песнями, картотеку художественного слова на все режимные моменты.
Малыши любят проводить время в Центре художественно-эстетического развития. Больше всего им нравится лепить из пластилина и рисовать с помощью необычных трафаретов, печатей, раскрашивать камешки и ракушки.
Маленькие фантазеры создают свои первые шедевры, которые демонстрируем родителям, организовывая выставки работ.
Большое внимание в работе с малышами я уделяю развитию речи.
Для более эффективной работы в этом направлении я использую, как традиционные игры и упражнения, так и нетрадиционные дидактические игры, которые создала своими руками по развитию речевого дыхания, по формированию слухового восприятия, по развитию мелкой моторики.
Развитие речи детей раннего возраста происходит и посредством драматизации, поэтому мы используем в своей работе и различные виды театров.
Есть у нас в группе Центр по формированию здорового образа жизни «Здоровячок», в котором размещены разнообразные спортивные снаряды и атрибуты для подвижных игр: мячи разных размеров, обручи, скакалки, кегли, баскетбол, кольцеброс, мешочки с разными наполнителями.
Здесь также хранятся массажные коврики, атрибуты для закаливания, изготовленные заботливыми руками наших родителей из подручных материалов. После сна маленькие спортсмены выполняют гимнастику с использованием этих предметов.
Огород на окне, в котором есть макет деревенского дворика с домом, огородом, домашними животными и птицами круглый год радует малышей! Они не только наблюдают, как растет чеснок, лук, укроп, ухаживают, но и с удовольствием его кушают.
Особое внимание мы обращаем на безопасность и доступность развивающей среды. Все игрушки хранятся на полках, к которым дети имеют свободный доступ, могут их брать в любое время.
Предметно-развивающая среда в группе «Цыплята» обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства для развития детей раннего возраста в соответствии с их особенностями, охраной и укреплением здоровья, возможностью общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможностью для уединения.
Качество образовательной среды – это реализация принципов:• природосообразность;
• системность;
• полифункциональность и динамичность;
• сомасштабность;
• трансформируемость;
• вариативность по содержанию;
• эстетичность;
• культуросообразность.
Обстановка в группе «Цыплята» приближена к домашней, дети ощущают заботу, любовь и тепло, с удовольствием бегут в детский сад.
В нашем детском саду развивающей средой является практически все пространство.
Каждый уголок несет свою функцию.
Гордость детского сада - зимний сад, который вносит своеобразный колорит в психоэмоциональное состояние детей и взрослых, радует не только своей растительностью, но и приглашает отдохнуть в уютной беседке, под звуки нежной музыки или пения птиц. Для трудовой деятельности найдется все необходимое (лейки, фартуки, совочки, лопатки и др.), расположенное на оригинальных полочках в виде фигурок озорных мальчишки и девчонки.
Спортивный зал - всегда ждет своих маленьких спортсменов.
Для профилактики плоскостопия служат дорожка с камнями, шишками, ракушками, мостики, грибочки, чудо-черепашки, разнообразные пуговки, бобинки, дорожки-карандашики, сухой бассейн для снятия психического напряжения, мячи разных размеров.
Такое оборудование увлекает и оздоравливает детей.
Спортивный зал мы используем для свободной двигательной активности детей при неблагоприятных погодных условиях.
Музыкальный зал - эстетический центр, место чудесных театрализованных представлений. Он всегда оформляется по-новому: яркий, красочный, оригинальный.
Имеется электронное пианино, синтезатор, музыкальный центр, аудио, видео-двойка и, конечно же, мультимедийный проектор, позволяющий осуществлять современный подход к проведению мероприятий.
Светящийся шар и ионовая подсветка придает своеобразность, сказочность и неповторимость сюжетным мероприятиям.
При организации предметно – развивающей среды в группе я учитываю возрастные особенности и потребности детей, которые имеют свои отличительные признаки.
Для детей третьего года жизни является свободное и большое пространство, где они могут быть в активном движении – лазании, катании.
Уважаемые взрослые!
Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т.е. обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности.
Она создает для ребенка условия творческого, познавательного, эстетического развития.
При правильной организации предметно-развивающей среды ребенок чувствует уверенность в себе, стимулирует проявления самостоятельности, творчества.
Она создает для ребенка условия творческого, познавательного, эстетического развития.
При правильной организации предметно-развивающей среды ребенок чувствует уверенность в себе, стимулирует проявления самостоятельности, творчества.
Жанна, спасибо за демонстрацию среды в группе. Каждый ребенок может найти себе занятие по интересам.
ОтветитьУдалитьВ детском саду не должно быть предметов или оборудования "просто так", "для красоты" "для комиссии"), Все должно работать. Я всегда говорю воспитателям: "Поставили стол, повесили картину - для чего? Что дети будут с ней делать?" Все должно работать на развитие детей.
У Вас в группе работает каждая мелочь. Здорово! Счастливые дети, у которых такой воспитатель!
Спасибо, Елена, за одобрение! :x
УдалитьСовершенно согласна - всё должно работать на развитие детей. Я знакома с такими "воспитателями", у которых всё для красоты, детей в уголки просто-напросто не пускают, там всё выглядит как в музее... :((
Жанна Витальевна, как же хорошо у вас!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Галина! Стараемся... :)
УдалитьУ вас, Жанна, все предметы создают неповторимую развивающую среду, даже те, на которые не подумал бы никогда! Но даже если комнату набить доверху развивающими пособиями и игрушками, они не создадут сами по себе развивающую среду, как ни крути, ее задает педагог, который играет. Ауру занятия создает воспитатель, волшебство заинтересованности создает педагог, условия создает педагог.
ОтветитьУдалитьВ вашей группе создана настоящая развивающая среда.
Олечка, спасибо огромнейшее за добрые слова и поддержку!
УдалитьВы правы, если хочешь заниматься и развивать детей, то можно и в пустой комнате найти занятие. :)
Жанна, здравствуйте! Предметно-развивающая среда профессионально организована, учитывает и возрастные особенности, отлично варьируется и удобна в использовании, соответствует образовательным задачам. Видно что детям в ней комфортно и безопасно. Жанна, а мостик из бревнышек - это производственное изготовление? А еще очень милые колпачки и фартуки ;)
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Виктория! Благодарю за поддержку!!! :)
УдалитьМостик самодельный, человек,который его изготовил, к сожалению, уже не с нами, а руки были золотые. :((
Колпачки и фартучки - мое рукоделие. ;)
Идеально всё устроено! Очень нравится ваш центр "Здоровячок" и макет деревенского дворика с огородом:)
ОтветитьУдалитьСпасибо, Оксана!!!
УдалитьИ домик с двориком тоже делал человек, что и мостик...
Жанна, успехов в конкурсе! Все такое настоящее, что дух захватывает!
ОтветитьУдалитьАлена, спасибо за пожелание! Результаты будут известны только в июне... :(
УдалитьЯ в восторге от Ваших детей, Жанна Витальевна, потому что они счастливы, от того, что у них все это есть!
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, спасибо! Мне очень приятны Ваши слова! :-*
УдалитьЖанна Витальевна, очень рада знакомству!
ОтветитьУдалитьМало того, что мы живем в одном городе, так мы еще и коллеги и если вы принимали участие в конкурсе Учитель Года, значит мы знакомы) если еще нет, то познакомимся обязательно)
Давайте дружить? Приглашаю в мой блог gnomushka.ru. Буду очень рада видеть вас среди постоянных читателей!
Здравствуйте, Евгения!
УдалитьСпасибо за приглашение, обязательно загляну к Вам в гости, судя по комментарию, Вы очень общительный человек. :))
Жанна, ну, как у вас чудесно! Уютно, по-домашнему, полезно и интересно, разнообразно и доступно! Столько старания, сил и душевной теплоты вложено в этот мир!
ОтветитьУдалитьАнечка, благодарю!
УдалитьМы стараемся, меняемся, не сидим на месте. :)
Здравствуйте, Жанна Витальевна! Красота красотенская! Не могу не согласиться с Анной Борисовной по поводу детей. Счастливые вы люди! :)
ОтветитьУдалитьНадежда Александровна, благодарю! Вот мы от них и подпитываемся счастьем. Детки маленькие, им игрушку на пальчике покажи - они уже счастливы. :))
УдалитьЖанна, как же здорово там у вас, очень много интересного,и познавательного, в такой среде детишкам скучать не приходится, не захочешь, а рука сама потянется поиграть. Спасибо за замечательный и познавательный пост. А какие работы делают эти маленькие горошинки, с таким старанием. Спасибо Вам)
ОтветитьУдалитьОльга, здравствуйте!
УдалитьОгромное спасибо за высокую оценку, очень приятно!
Если с детьми заниматься систематично, то результат не заставит себя ждать. И думаю, что именно это читатели и увидели.
Жанна, так здорово все обустроено и такое разнообразие интересных и полезных занятий для малышей - просто мечта! Для себя отметила фартучки и поварские колпачки. Такие симпатичные поварята получились! Спасибо, взяла на заметку))
ОтветитьУдалитьОксана, здравствуйте!
УдалитьСпасибо за теплые слова! :)
С Вашими-то золотыми руками, у Вас получатся колпачки и фартучки ещё краше.
А эти я шила из габардина уже лет 8 назад, а они всё как новенькие.
Здравствуйте, Жанна Витальевна! Спасибо за такую детальную демонстрацию предметно-развивающей среды в вашем детском саду! Представляю, сколько труда вложено в ее создание! Я в полном восхищении!
ОтветитьУдалитьАнна Владимировна, благодарю!
УдалитьУ нас уютно в садике, в каждой группе свой индивидуальный стиль, все стараются, работают. :)
Ещё раз спасибо за поддержку! :)
Здравствуйте, Жанна Витальевна! Есть где разгуляться и разыграться деткам, все продумано с умом и с любовью! Мне очень все понравилось! Спасибо за Ваш труд!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Людмила Владимировна! Приятно, что заглянули, положительно оценили. Спасибо!!! :)
УдалитьЯ хочу к вам в группу=((( Опять маленькой - и к вам...
ОтветитьУдалитьИнга, здравствуйте!
Удалить:)) Спасибо огромное! Очень приятен Ваш шуточный отзыв! Значит, мы всё делаем правильно, коль даже взрослому захотелось поиграть, окунуться в детство, по крайней мере, стараемся. :)
Приятно находиться в группе, где все продуманно до мелочей: ничего лишнего, а все, что имеется пропитано теплом и любовью. Ваш зимний сад - действительно гордость, с удовольствием бы его посетила. Думала, что это объект труда взрослых, а оказывается, ошиблась.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Нелли! Спасибо за поддержку и понимание. У нас в группе очень скромненько, обходимся тем, что имеем, многое делаем своими руками.
УдалитьЗа зимним садом ухаживает, конечно же, определенный человек, но дети туда часто ходят на экскурсии, сделать какие-то наблюдения, небольшое посильное участие по уходу- полить, протереть листочки... :)
Вот сейчас собрали урожай аравийского кофе - сушится...
Жанна Витальевна, я снова в восторге, восхищении от вашей жизни... на работе. Спасибо за пост: многое для себя снова почерпнула (особенно по работе с природным материалом) и играми на развитие речи. Мне очень нравится ваш подход к делу: с любовью и знаниями (редкое соединение: встречала в жизни или знание методики или просто интерес к делу). Увлекаюсь постоянно вашими рукотворными пособиями (перчатка-уточки, развивающий коврик, костюмчики и многое другое, увиденное в предыдущих постах), столами для экспериментов (уже отмечала). Одним словом, СПАСИБО, Жанна.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Марина! Огромное спасибо за теплые слова. Мне приятно, если что-нибудь для Вас окажется полезным.
УдалитьКстати, перчатка-уточка - обыкновенная детская мочалка. :)
Жанна, спасибо большое за подробное описание, для молодых педагогов - неоценимая помощь! Ваша обстановка действительно по-домашнему уютная и приветливая :) С удовольствием доверила бы Вам своего ребенка!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Елена, за добрые слова!
УдалитьА у Вас тоже очень симпатично и уютно в группе, всё новенькое и яркое! :)