вторник, 12 мая 2015 г.

Создание благоприятного психологического климата в группе

«Ребенок всегда прав.
Неправым может быть только взрослый,
чья программа ребенку не интересна».
И. Сеченов

Одним из важнейших направлений в моей работе является создание для детей комфортного психологического климата в группе. 
Для меня очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада.
Хочется видеть каждого ребёнка, идущего в детский сад, счастливым и радостным.
Понимая это,  я нацеливаю все силы на обеспечение физического, психоэмоционального и морального комфорта своих воспитанников.
Каждый взрослый, если он любящий, понимающий и не разучился играть, может помочь ребёнку вырасти счастливым и довольным окружающими людьми, как в семье, так и в детском саду.
В дошкольном детстве главными фигурами в общении являются взрослые – родители, педагоги.


  Основное условие, при котором личность ребёнка развивается гармонично, он чувствует себя эмоционально благополучно, – это личностно-ориентированный педагогический процесс.
 Основные черты педагогического процесса: взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!».
Особое внимание я обращаю на эмоциональную сторону отношений педагога с детьми:
  •  строю отношения  на основе сотрудничества и уважения;
  •  стараюсь увидеть индивидуальность каждого ребёнка, осознать его эмоциональное состояние;
  •  откликаюсь на переживания;
  •  становлюсь на позицию ребёнка;
  •  налаживаю  доверие к себе;
  •  формирую у ребёнка чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости.
Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.
Отношениями между воспитателем и детьми, в основном, и  определяется  атмосфера в группе «Цыплята» .
Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой.
Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата.
Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создаёт определённый климат в группе.
Уверена, решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу-воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения, внешнего вида и, в частности, его речи, интонации голоса, а также любовное отношение к детям.
У детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых, дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями.
Для создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду я придерживаюсь  ряда рекомендаций, причем общепринятых, которые можно найти очень легко в Интернете. Просто есть разница: теория и практика!!!
Совершенно две разные стороны медали. Согласны?
А я  делаю это так:
  •   Принимаю каждого ребёнка таким, какой он есть.
  •   Помню: плохих детей нет. (Это мне ещё в начале педагогической деятельности сказали четко и ясно: "Есть плохой воспитатель, который не может найти подход к детям!". Огромное спасибо за это Курицыной Любови Тихоновне!!!).
  •   Являюсь затейником и участником детских игр и забав.
  •   В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентируюсь на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него.
  •   Помню: ребёнок мне ничего не должен. Это я должна ребёнку помочь стать более самостоятельным, ответственным.
  •   Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если мои намерения благонравны.
  •   Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.
  •   Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается в моей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.
  • Родители, педагоги и психолог детского сада должны быть единомышленниками, которые понимают, что воспитывать ребёнка необходимо совместными усилиями.
Для этого необходимо создавать оптимальные условия для психологического и эмоционального благополучия каждого ребёнка.
P.S. При написании текста использовала всемирную сеть, на авторство большинства  слов не претендую, кроме фотографий из личного архива.

40 комментариев:

  1. Жанна, честное слово, у меня слезы на глазах!
    Такое чувство, что вы такая единственная!
    Приезжайте к нам в Самару, поработайте немножко в нашем саду! Я б тогда со спокойной душой работать пошла)))))))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлечка, спасибо!
      Быть может, немножко пафосно написано, но, честное слово, от всей души! Материал готовился для конкурса, а там, сами знаете, отдается предпочтение слову....
      Вот и пришлось искать красивые слова, хотя практика моя, куда богаче... Уверена, что это видно читателям блога, и без красивых слов, всё расскажут фотографии.
      Мне приятны Ваши слова, они для меня больше, чем почетная награда! огромное спасибо за поддержку! :-*

      Удалить
  2. Жанна, спасибо за интересный опыт. Вы большая молодец!
    Очень ценен Ваш опыт для молодых воспитателей. Согласна с Вами, что воспитатель должен быть затейником и участником детских игр и забав.
    И, конечно, ребёнок нам ничего не должен. Это мы должна ребёнку помочь стать более самостоятельным, ответственным. Я об этом говорю своим воспитателям постоянно. Вообще, не терплю это слово "должен". Идет занятие, все хорошо и вдруг: "Вы должны собрать картинку (или что-то другое), - говорит воспитатель, обращаясь к детям. Всё, на этом у меня интерес к занятию пропадает, да и у детей игра превращается в нудное занятие или в обязанность. Ну почему бы не сказать: "А давайте...", "Может попробуем..." и т.д. Столько слов в русском языке, а мы все "должны". А потом еще и ругаемся на детей, мол, должны были сделать, а не сделали. Самооценку у детей понижаем, как же ведь они не оправдали наше доверие.
    Вот случай. Готовимся с детьми к мероприятию, гости приехали важные. Воспитатель им начитывает: "Вы должны постараться, вы не должны нас подвести..." . Помню заискивающие глаза детей и вопрос: "Мы хорошо выступили? Мы вас не подвели?" А радости я в глазах детей так и не увидела, хотя они очень старались и были молодцы!
    Кстати о "молодцы". Еще одно слово, которое становится пустым. Как часто воспитатели говорят его детям, не задумываясь. Вроде бы похвалили, а за что? За одно занятие или утренник можно услышать это слово не один десяток раз. Оно стало звучать как присказка. И после этого мы говорим о формировании у ребёнка чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости?
    Очень рада, что Вы избежали этих подводных камней педагогики. Удачи и успехов Вам, Жанна, и в дальнейшем!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Быть может, меня выручает то, что я постоянно работаю с ранним возрастом, я всегда нахожусь на одном уровне развития, то есть, я всегда понимаю, что должна помочь малышу адаптироваться и гармонично ему влиться в наше общество. Будет ли его первый опыт позитивным или наоборот, всё зависит от меня. И даже, когда он балуется, а ведь он делает это не специально, я чувствую, что должна направить его мысли и действия в хорошее направление.
      Спасибо, Елена Викторовна, за одобрение, для меня очень важна Ваша поддержка, поддержка методиста ДОУ. :-* С огромным уважением, Ж.В.

      Удалить
    2. Я по-хорошему завидую администрации вашего садика, детям и родителям, что есть у них такой замечательный, неравнодушный, заинтересованный педагог!

      Удалить
  3. Жанна - Вы Воспитатель с большой буквы..Воспитатель-мечта! Вы такая молодец!! Через два месяца мой сыночек пойдет в детский сад и я, честно говоря, начинаю нервничать)) нет-нет) плохого опыта у нас не было..у дочери в свое время были замечательные воспитателя, за что я им очень благодарна!
    Вы даете через блог столько полезной информации не только коллегам, но и нам ..простым мамочкам) А фотографии с занятиями в саду с детками мы с сыном рассматриваем вместе и он уже мечтает туда ходить!) С такой гордостью сообщает "Это мой садик", когда проходим мимо, очень надеюсь, что он не разочаруется.
    Спасибо за ваш труд! Всегда делюсь ссылкой на ваш блог со знакомыми воспитателями)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна! Благодарю Вас за поддержку и теплые слова. :)
      От всей души желаю Вашему сынишке успешно адаптироваться к условиям детского сада. :)

      Удалить
  4. Жанна Витальевна,интересно,доходчиво.Сделана грамотная подборка материалов.И раньше при просмотре фото "читалось",что вы работаете в ЗБР (зоне ближайшего развития).Вот именно,что вместе,а это-золотой запас навыков и жизненного опыта надолго вперёд.Согласна,что важно для взрослого,с каким настроением дети переступают порог садика,школы.Хорошо,что лет до 9-10 "переключалка"от домашних неурядиц (с кем не бывает!)у ребят срабатывает отлично! С раннего детства можно заронить любое зерно в душу ребёнка.И все мы хотим...Верно,только хорошего растущему человечку.Обратила внимание на то,что у вас довольно часто на занятиях проходит инсценировка.Действие через персонаж всегда приветствуется в психологии,в раннем детстве точно, а потом уж по необходимости.Нет скучающей детворы.На личиках радость,заинтересованность.Похоже,что девушке в белом халате тоже нравится.
    С уважением к вам и вашей работе,Елена Анатольевна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Анатольевна, здравствуйте! Вы, как всегда, смущаете меня своими словами... Спасибо огромное, что всё примечаете! :)

      Удалить
  5. Жанна, я вами восхищаюсь! Вы Воспитатель- мечта!
    Принимать детей такими, какие они есть - это даже не у каждого родителя получается. Видно, что детки очень вас любят. И вот как хорошо, когда вместе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, спасибо большущее!
      Малыши очень любят играть вместе со взрослым, они откликаются на всё, что им предлагается.И я люблю с ними играть, в играх смена пролетает, как одно мгновение.

      Удалить
  6. Жанна, мне очень откликнулись Ваши слова про воспитание! А фотографии такие замечательные и эмоциональные, спасибо, что дали возможность увидеть живые эмоции!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Елена, за поддержку и понимание! Мне очень-очень приятно! :)

      Удалить
  7. Жанна Витальевна! Я даже не сомневаюсь, что детки к Вам в садик с удовольствием не просто идут, а бегут!!!!Так хочется, чтобы как можно больше воспитателей увидели Ваш блог, вдохновились Вашим отношением к детям и Вашими идеями игр и занятий с ними!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Танюша, спасибо за добрые слова!!! :-*
      Я уверена, хороших, творческих воспитателей много!

      Удалить
  8. Жанна Витальевна, добрый день! К Вам и взрослые заходят, чтобы получить лучик "психологически - комфортного настроения")) Очень полезная, грамотно структуированная информация, а Вы в этой желтой "чудо - юбке" просто неотразимы!))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Абсолютно поддерживаю про юбку и Жанну Витальевну))))

      Удалить
    2. Ольга Анатольевна, информацию пришлось "добывать" в Интернете...:( конечно же, старалась найти, подобрать, что соответствовало моей практической работе, моему отношению, чтобы соответствовало действительности.
      Дидактическую юбку сшила ещё в 2008 году, с тех пор она нам служит верой и правдой, дети её очень любят.
      Спасибо огромное за теплые слова поддержки!

      Удалить
    3. Олечка, приходите!!!! Всегда рада друзьям!!!

      Удалить
  9. Жанна, я полностью с Вами согласна. Всегда нужно быть рядом с ребенком, глаза в глаза. Очень приятно видеть искренний взгляд и протянутые к Вам руки. Доверие и любовь видна в каждой фотографии. Рада за ваших "Цыплят" :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория! А как же иначе? Ведь они такие маленькие... они нуждаются в поддержке взрослого. Дети, в основном, приходят к нам, в возрасте 1,8 - 1,10, учим их и ложку держать, и на горшок проситься, а еще и поиграть нужно.
      Спасибо огромное за добрые слова!

      Удалить
  10. Жанна Витальевна! Да Вам памятник надо ставить при жизни!!! Я бы так не смогла! Сколько усидчивости, сколько труда, сколько терпения!!! Я бы сказала, что вы эталон для любого воспитателя!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да что Вы, Анна Владимировна, какой там памятник... :)) Ничего особенного не происходит... Работаю так, как подсказывает сердце, как бы мне хотелось, чтобы и к моим детям относились также: с уважением прежде всего, без насмешек и унижений.
      Фотографии представлены за несколько лет, тоже смотрю на них и понимаю, сколько всего разного мы с детьми переделали... а сколько ещё за кадром, всего и не уместить... Спасибо огромное за доброжелательность!!!

      Удалить
  11. Жанна, даже не знаю, что и написать - все уже сказали....Но не могу молчать. Думаю, что человек, нашедший сове место в жизни (в профессии), счастливый человек. Спасибо, что вдохновляете других педагогов! Очень хочется, чтобы в садиках было таких педагогов хоть чуток больше.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, спасибо за отзыв! После прочтения комментариев, сообщение, как мне показалось, получилось показушным, но мне очень хотелось вставить именно фото, где я с детьми, чтобы было достоверно видно наш климат в группе, наш быт. Но что получилось, то получилось... и текст писался от всей души... :)

      Надеюсь, что хоть кто-то вдохновляется. ;)
      Спасибо за поддержку!!!

      Удалить
  12. Жанна, вы - пример, каким быть должен педагог-воспитатель! По-мне, работа с детьми - это одна из самых сложных профессий. Одних знаний тут мало. Интересно читать ваши статьи и мамам, берём информацию на вооружение))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Оксана!
      Вы правы, сколько раз я слышала подобные слова: "Теорию знает наизусть, а на практике никудышный педагог, детей совершенно не может организовать".
      Спасибо за добрые слова поддержки, мне они очень приятны!

      Удалить
  13. Как же нелегко воспитывать детей :)))) А всем педагогам и воспитателям нужно ставить памятники :))))
    Фотографии такие позитивные, дети такие заинтересованные!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Гуля, здравствуйте! Так приятно, что заглянули, оставили добрый отзыв.
      Спасибо огромнейшее!!!

      Удалить
  14. Жанна Витальевна, добрый день. С удовольствием прочитала Ваши мысли, очень важные, правильные. Я от всей души, по-доброму завидую Вашим коллегам и руководству ДОУ, а также родителям деток. Неравнодушие педагога, любовь к своему делу, творчество и преданность - это сейчас не часто встретишь

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, здравствуйте!
      Огромное спасибо за поддержку и понимание! А я горжусь, что знакома с Вами, с супер-администратором, человеком, другом, мамой и бабушкой, интересным собеседником и классным блогером!! Да-да, это всё про Вас! :-*

      Удалить
  15. Жанна, сколько любви в этих строках! И, да, ваша работа намного глубже и шире, но из этих строк видно, насколько важны для вас воспитанники, как цените вы время проведенное с детками, и которое детки провели с вами, как важен для вас каждый маленький человечек. Очень радостно за ваших малышей, пусть для каждого ребенка найдется таков Воспитатель!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анечка, спасибо огромное за добрые слова, мне очень приятно услышать их от Вас! :)
      Будем работать дальше и развиваться!

      Удалить
  16. Как приятно видеть счастливые, увлечённые лица деток! У Вас, Жанна Витальевна есть чему учиться: радости общения с малышами, неиссякаемому творчеству, пониманию, мудрости,, знаниям, где-то наверняка, требовательности. Просто жить и радоваться своей работе, призванию - вот то, к чему нужно стремиться. Спасибо Вам за это.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Возможно, Марина, что Вы очень правы...работа - это часть моей жизни, бОльшая часть (как и многих из нас), и в один прекрасный момент, я поняла, что нельзя проводить эту бОльшую часть в неприязни, лени и скуке... вот и радуюсь вместе с малышами каждому дню, живу и познаю мир вместе с ними...
      Спасибо Вам огромнейшее за добрые слова!!! :-*

      Удалить
  17. Какие вы-молодцы вместе с ребятами!
    Очень важно наладить взаимоотношения с воспитанниками, установить благоприятную психологическую обстановку в группе.
    У Вас, Жанна, есть чему поучиться.
    Спасибо за Ваш опыт работы с малышами.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья! Рада Вас приветствовать!!! :)
      Спасибо за высокую оценку, добрые слова. Надеюсь, что материал будет востребован и принесет пользу.

      Удалить
  18. Вы знаете,вот я работаю с малышами уже 5 лет, а всё равно , когда приходят новенькие в группу, каждый раз понимаешь, что снова и снова необходимо искать что-то новое, чем увлечь малышей. И не всегда хватает своей фантазии и воображения. Очень прекрасно в этом мне помогает Ваш блог. У меня в группе малыши от 1.4 до 4 лет. Очень проблематично провести утренний приём. Хочется с большими больше поиграть, но приводят малышей,а для них это время самое болезненное. Почти всё утро уходит на то, чтоб их отвлечь. Но как всегда, есть дети, которых можно легко отвлечь, а другим можешь показывать что угодно- они всё равно плачут.Я очень рада, что нашла Ваш сайт и хочу пожелать, чтоб не иссякала Ваша фантазия, позволяло здоровье ,поддерживали коллеги, любили дети!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ого, какая у Ваших малышей разница в возрасте...да уж, малыши отнимают много времени, таких маленьких у нас нет... тяжело, конечно, в период адаптации с такими. И наверное, списочный состав большой? Держитесь, если продержались 5 лет, то это здорово, главное свою работу систематизировать, найти интересные приемы, методы и тогда всё будет легко. Удачи Вам, Инесса!
      А тем более Вы, насколько я помню, ещё и муз.руководитель, так вообще должно быть легко, Вы умеете играть на инструменте, знаете много музыкальных интересностей... :))

      Удалить