понедельник, 10 марта 2014 г.

Воспитание у детей 2-3 лет правильного произношения

Консультация для родителей

В период от двух до трёх лет у ребёнка бурно развиваются словарь и фразовая речь. Вместе с тем развитие речи у разных детей в зависи-мости от разных причин (уровня физического и психического развития ребёнка, окружающей среды и др.) протекает по-разному. 
Именно в этой группе важно выявить детей с отставанием в развитии речи или с различными речевыми нарушениями.
Необходимо использовать дидактические игры, занятия по картинкам, индивидуальное общение с ребёнком для того, чтобы  выяснить следующее:
  1. Служит ли речь для ребёнка средством общения или он прибегает в основном к жестам, мимике?
  2. Общается ли ребёнок посредством фразовой речи или произносит только отдельные слова, слоги? 
  3. Понятна ли речь ребёнка окружающим?
  4. Охотно ли он повторяет за взрослым слова, фразы, исправляя тем самым своё произношение?


Особое внимание необходимо обращать внимание на тех детей, у которых очень медленно протекает накопление словаря и развитие фразовой речи.
Чем раньше  обратить внимание на таких детей и помочь им, используя индивидуальный подход, а также привлекая родителей к занятиям  дома, тем скорее начнётся правильное развитие речи ребёнка, формирование правильного произношения.

Если же эти речевые недостатки не удастся исправить в течение длительного времени, детей следует направить на консультацию к логопеду и психоневрологу.

Предлагаю несколько игр, которые можно проводить родителям с детьми дома:
Для этого необходимо вырезать из бумаги несколько птичек (бабочек). Разложить их по краю стола. И по команде дунуть на них.
Цель: Добиваться от ребёнка умения делать длительный, непрерывный, направленный выдох.
Для этого понадобится таз с водой и бумажные кораблики.
Цель: Добиваться от ребёнка умения длительного произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе.
Ребенку показать приготовленные предметы и произвести с ними различные действия: ударить деревянным молоточком по столу, позвонить в колокольчик, перелить воду из одного стакана в другой. Ребёнок смотрит и слушает. Потом убрать за ширму и там повторить эти действия, а ребёнок по звуку должен угадать, что делают.
Цель: учить ребенка определять действие по звуку.
4) "Дует ветер"
Расскажите ребёнку небольшую историю: "Пошли мы летом на прогулку в лес. Идём полем, светит солнышко, дует лёгкий ветерок, колышет травку. Он дует тихо, вот так: "у-у-у" (тихо и длительно произносите звук у).  Пора идти обратно. Вдруг подул сильный ветер. Он громко загудел: "у-у-у..." (громко и длительно произносите звук)". Ребенок повторяет, как дует лёгкий ветерок и как гудит сильный ветер.
Цель: учить ребёнка в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.

5) "Кто внимательный?"
Подберите игрушки, с которыми легко производить различные действия. Говорите ребенку спокойным тихим голосом, например: "Возьми мишку и посади в машину, поставь матрёшку на кубик и т.д.". Задания нужно давать короткие и простые.
Цель: учить ребёнка правильно воспринимать словесную конструкцию независимо от силы голоса, которым её произносят.
Учите, играя!!!
Материал подготовлен по пособию для воспитателей М.Ф. Фомичёвой "Воспитание у детей правильного произношения"

35 комментариев:

  1. Класс! Попробуем=) Тьфу-тьфу, проблем нет у детей. Но, все равно такие занятия очень полезные. Единственная проблема это буква Р.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елизавета, важно не только воспитывать правильное произношение у ребёнка , но и умение говорить связанными фразами, предложениями из нескольких слов. Играйте, читайте, заучивайте стихотворения наизусть, добивайтесь, чтобы дети повторяли за вами слова, звукоподражания чётко и внятно.
      Вы молодцы, что занимаетесь! Успехов!!!

      Удалить
  2. Жанна, очень четкий, интересный материал. Еще хочу обратить внимание родителей, что никакой планшет не заменит игры с мамой. Часто встречаю детей, которых асы в играх на планшете, а вот говорить совсем не умеют, да и необходимости такой нет (в планшете нет эмоционального общения). Мотивация общения - вот одна из главных проблем современных неговорящих детей (по моим наблюдениям).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хочу отметить, Алёна, что пособие, на которое я опиралась при написании поста, 1981 года выпуска... И конечно же, планшетов тогда не было...и было много проблем с развитием речи у детей... А что говорить сейчас? Вы правы, многие дети совершенно не могут связать и пары слов...У нет необходимости говорить, в компьютере это не так важно...нажал пальчиком и всё готово...
      Поэтому необходимо проводить работу, прежде всего, с родителями.

      Удалить
    2. Я сыну ни какие планшеты и прочие девайсы не даю, но тут вдруг стала задумываться, а может зря. Ведь мы живем в век цифровых технологий, никуда нам от этого не уйти. Может стоит и разную технику давать в познавательных целях. Многие наши друзья уже с планшетом почти "на ты", легко могут запустить нужную им программу, легко перелистывают страницы, музыку запускают, игры. Мы же от этого совсем далеки.

      Удалить
    3. Вообще, я тоже не против планшетов! Но! в меру! Если соблюдать время игры и вместе со взрослым. Ведь сейчас столько познавательных развивающих игр. Даже для 2-х летнего ребенка можно подобрать обучающие игры, упражнения, рисовалочки и пр.

      Удалить
  3. Спасибо, Галина! Рада буду, если простые дидактические игры помогут Вашим детям в развитии речи! Успехов!

    ОтветитьУдалить
  4. Ответы
    1. Пожалуйста, Светлана! Рада буду, если информация будет для Вас полезной.

      Удалить
  5. А что делать если с тремя пунктами все в порядке, но повторять что либо за взрослым по просьбе, ребенок отказывается напрочь

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга! Рада, что заглянули!
      Попробуйте подобрать другой материал для повторения, более интересный, например, очень хорошо дети повторяют потешки, небольшие стишки о животных, звукоподражание. Используйте иллюстрации. И не настаивайте, иначе отобьёте всё желание у ребенка, используйте игру. Если всё-таки ребёнок не хочет повторять, отложите на некоторое время занятия и вернитесь к этому позже. Успехов!

      Удалить
    2. Простите, что включилась в Ваш диалог. Ольга, а может попробовать куклу-помощницу взять. Дети иногда лучше повторяют не за мамой, а за куклой (на руку которые или кто-то, кого ребенок любит).

      Удалить
    3. Спасибо за совет, попробуем обязательно)))

      Удалить
  6. Спасибо нужный материал! Как раз пищу дипломную работу на тему
    Активизация словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых. По данным исследованиям беседа дома родителей с детьми не заменяет современные технологии! Не знаю нехватка времени родителей. нежелание!
    Да много детей с этой проблемой поступают в наши детские сады! У родителей одно требование садик, школа должна обучать. ПРЕЖДЕ всего первые воспитатели родители а мы их только направляем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна с Вами, Мастона. Вот поэтому новый закон об образовании и направлен на то, чтобы родители больше занимались с детьми дома, приоритетным будет (и уже есть) проектно-исследовательская деятельность.

      Удалить
    2. А как можно больше заниматься с ребенком дома, если я например прихожу домой в 20-00, а в 21 - мы уже спать ложимся, когда заниматься? Мне кажется, тут должна быть какая-то золотая середина, но как ее найти? Я боюсь, что сейчас в садах вообще с детьми перестанут заниматься. У нас еще очень во многих садах платные занятия отменяют. Я бы с огромным удовольствием сидела и занималась с ребенком дома, но , к сожалению, материальную часть жизни никто не отменял.

      Удалить
    3. Вот на счёт золотой середины, Екатерина, Вы абсолютно правы!
      Под словами "занимались дома" не подразумевается заниматься весь день, сидя за столом, 10 минут перед сном вполне будет достаточно для чтения книжки. Это уже занятие. По дороге из детского сада - обязательно спросите у ребёнка, как он провёл день, чем занимался, во что играл? Это тоже занятие. Пока купаете малыша, тоже можно несколько минут поиграть, например, рассмотреть и понюхать пену, порисовать мелками. Это тоже занятие. В обычных домашних хлопотах.

      Удалить
    4. Это все есть и так в нашей повседневной жизни, просто хочется, чтобы в саду как-то более основательно подходили к занятиям. Я сравниваю ваши занятиями с теми, что у нас сейчас проводят воспитатели. Я понимаю, что первый год в саду сложный, адаптация и все такое. Но у меня складывается такое впечатление, что моему ребенку в саду не интересно!

      Удалить
  7. Как всегда: нужный и полезный пост. Сегодня всё больше детей не могут связно и логически чётко рассуждать...Прежде всего родители должны любить своё чадо и разговаривать, разговаривать с ним, читать детские книжки, заучивать различные потешки... и всё получится.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А Вы, Лариса Германовна, как всегда правы! И абсолютно правы - РАЗГОВАРИВАТЬ И РАЗГОВАРИВАТЬ!!! И всё получится!
      Спасибо, рада, когда Вы заглядываете в гости!!!

      Удалить
  8. Здравствуйте, Жанна Витальевна!
    Спасибо Вам за сообщение!
    Не могу сказать, что моя дочь плохо разговаривает, но не произносим некоторые звуки ([р], [л] твёрдый), над чем работаем с логопедом.
    Да, играет она и в компьютерные игры (куда без этого сегодня), но самое главное (что было отмечено многими специалистами) - мы разговариваем с ней: беседуем по прочитанным текстам, рассказываем, что делали в течение: я - на работе, Лиза - в саду. Общение не заменить ничем.
    Наблюдаю над детьми в группе (у дочки): в 5-6 лет многие испытывают трудности не просто в произношении звуков, а в общении.
    Школьники тоже не умеют разговаривать. Устная речь бедная.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Спасибо, что поделились своим опытом. Рада за Вашу дочь, у неё мама учитель русского языка и литературы - самый лучший для неё учитель!
      Думаю, что нам воспитателям, необходимо работать с родителями: объяснять, консультировать, приводить примеры и пр., может быть, тогда и будет толк.

      Удалить
  9. Жанна, спасибо, за подборку упражнений. Очень переживаю, что сын у меня говорит не очень четко, часто проглатывает первые буквы. Говорит очень много, буквально как радио, но старается говорить быстро. И еще у нас проблема с р-л, и некоторыми другими согласными. В саду нам говорят, что к логопеду еще рано, и с речью все само собой нормализуется. Что до 3-х лет можно не волноваться. Подскажите, в каком возрасте стоит идти к логопеду? Сыну 2г3м сейчас.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Екатерина! Спасибо за вопрос.
      Обычно, да, логопеды берут детей с 3-х, а то и с 4-х лет. Но проконсультироваться Вам никто не запретит со специалистом: он может дать рекомендации, советы, подсказать литературу.
      Вашему сынишке 2,3 года - действительно, до 3-х лет можно не переживать особо. А пока читайте ему вслух чётко и внятно, медленно проговаривая слова. И когда просто с ним разговариваете, следите за своей речью и правильным произношением. Используйте предметные картинки, проговаривайте лёгкие чистоговорки, типа: ра-ра-ра - на улице жара, та-та-та- какая красота и т.д. Обязательно занимайтесь в игровой форме!
      И никогда не произносите вслух, что Вы ничего не понимаете, что он говорит, хвалите, выслушивайте, поддерживайте. Успехов!

      Удалить
    2. Жанна, спасибо за ваше внимание! Спасибо про напоминание о чистоговорках.

      Удалить
  10. Может быть ссылка будет полезна кому-нибудь, там очень много простых чистоговорок с картинками ;) http://www.razumniki.ru/chistogovorki_s_kartinkami.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как здорово! Спасибо за ссылку - мне ссылка будет полезна, т.к. особо времени нет искать информацию в Интернете, а новенькое - это всегда здорово!!!
      Обязательно загляну, спасибо, Екатерина!

      Удалить
  11. Жанна, спасибо Вам за материал.
    Сыну сейчас 2 года, активный словарный запас очень маленький (как мне кажется), пассивный вроде нормальный - все понимает, действия выполняет. Но произносить за мной звуки, повторять не хочет. Есть любимое слово "маки" - им он обозначает почти все, и предметы и действия.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, рада, что материал оказался полезным. Значит, у Вашего малыша сейчас идёт период накопления пассивного словаря. И чем богаче он будет, тем богаче будет его активная речь. Не стоит беспокоиться, ведь сынок всё понимает, всё показывает!
      А попробуйте показать ему картинку с маками " Это - маки", рассмотрите, нарисуйте, а затем сравните с другими картинками, назовите их.
      Думаю, что всё будет хорошо, ведь Вы столько занимаетесь со своим любимым Щекастиком! Успехов!

      Удалить
    2. Спасибо за совет с маками (мы частенько посмеивались над ним, что ему только Mac (Apple) подавай), так что постараюсь в ближайшее время "материализовать" его маки (цветы).

      Удалить
    3. Приятно, что немножко Вам помогла, спасибо!

      Удалить
  12. Какие замечательные игры, думаю в них будет весело играть деткам не только 2-3 лет (особенно кораблики и бабочки) :). Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И что самое интересное - их легко и быстро можно организовать!
      Спасибо, Анна!

      Удалить