среда, 25 сентября 2013 г.

Здравствуй, песочек!


Итак, ребенок начал ходить в детский сад.
Первые дни и даже недели у всех проходят по-разному. Кто-то уже с первых дней с радостью бежит в группу, но чаще всего расставание с самым близким человеком-мамой - сопровождается слезами. 
Одни  дети быстро отвлекаются и успокаиваются в группе, другие плачут до самого прихода мамы.

Задача педагога помочь малышу адаптироваться к новым для него условиям, чтобы он смог почувствовать, что в детском саду его любят и  всегда помогут.

Наладить доверительные отношения между педагогом и ребенком помогут организованные игры с  песком.

В адаптационный период, когда дети особенно нуждаются в поддержке взрослого, в его понимании - целесообразно проводить с детьми  контактные игры, разогревающие упражнения с  сухим песком, игры-развлечения и  игры-эксперименты с  песком.

Дети быстрее успокаиваются, расслабляются, забывают о разлуке с близкими людьми, идут на контакт с воспитателем.
Во время игры создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка,  происходит его спонтанная  «самотерапия».

Дети раннего возраста с удовольствием играют с  песком, потому что такие игры насыщены положительными  эмоциями: восторгом, радостью, удивлением.

А это очень важно для них, так как многие из них имеют проблемы с речью: кто-то плохо произносит звуки, кто-то мало говорит, а кто-то вообще не разговаривает. 
Через игру развивается речь, рождается или усиливается чувство доверия, приятия, успешности.


Разогревающие упражнения с сухим песком:
«Здравствуй, песочек!»;
«Сделаем себе массаж»;
«Пересыпание песка с ладошки на ладошку»;
«Самый сильный»;
«На прогулку»;
«Зайчики»;
«Пианино»;
«Змейка».



Контактные игры с сухим песком:
 «Сюрприз», «Кто спрятался в песке?», «Откопай отгадку», «Картина», «Пересыпь песок», «Рисуем пальчиком», «Польем песок», «Построим горку», «Посадим цветочки»,  «Сеем, сеем, просеваем!» (Игра с ситечками).
Цель:  стабилизировать психоэмоциональное состояние у детей.
Задачи:
·   снизить  психофизическое  напряжение;
·   создать у ребенка положительные эмоции с помощью игр с песком;
·   помочь адаптироваться к условиям детского сада;
·  наладить доверительные отношения между ребенком и воспитателем.

P.S. В сообщении использован материал из авторской программы по психоэмоциональному развитию детей раннего возраста "Игры с водой и песком" Шайдаровой Жанны Витальевны.

24 комментария:

  1. Жанна, Вы используете волшебные методы работы! Что может быть лучше для детей в адаптационный период: песок,вода и ЛЮБЯЩИЙ ВЗРОСЛЫЙ РЯДОМ! Вашим деткам несказанно повезло!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Алена, Вы, как всегда, очень любезны!
      С песком мы играем во время утреннего приема (очень удобное время) и в последние дни чаще, чем с водой, т.к. в помещении холодно, ещё нет отопления. А сфотографировать тоже не всегда удается качественно и удачно, дети все делают с такой скоростью... Хорошо, что есть помощник воспитателя!

      Удалить
    2. Жанна, у Вас песок такой необычный - откуда он? Морской наверно. Когда я проходила обучение по песочной терапии в нашем классе была песочница с похожим - сказали мелкая галька с моря. А что няня есть - это здорово! Наши сами и няни, и педагоги (на две смены). А такой столик используют для игр с манкой (альтернатива песку).

      Удалить
    3. И крупный и мелкий песок - морской. Правда детишки его уже поперемешали, но это не страшно - можно просеить.
      А использовать в нем манку я как-то и не додумалась... Спасибо!

      Удалить
  2. Оооо, релакс!... :-) И все переживания уходят....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, релакс в полном смысле слова! И именно игры с сухим песком дают такой волшебный результат - детские страхи и переживания уходят.
      Спасибо, Юля, что заглядываете в гости, мне всегда приятны Ваши комментарии!

      Удалить
    2. А мне у Вас интересно! ;-) Было бы время всё перечитать :-)

      Удалить
    3. Да, в этом Вы правы! Хочется не пропускать посты, погулять по блогам, познакомиться поближе, а времени катастрофически не хватает...

      Удалить
  3. Здорово! Я раньше тоже мечтала дома устроить ящичек с песком,но так и не сделала.А у нас в садике есть тоже такой яркий стол,но детей к нему пускают неохотно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну да, это же следить за детьми надо, одних их с песком не оставишь...
      Но, если их научить правилам поведения во время игры, то они будут их соблюдать!
      А у нас в России многие делают всё неохотно... Менталитет русского человека.

      Удалить
  4. Игры с песком - это здорово! У Вас, Жанна, очень удобный столик, а нам делали деревянный на заказ, он, конечно, тоже неплохой, но когда поливаешь песок, вода протекает на пол. Но это - мелочи, ведь детей просто не оттащишь, так им нравится играть с песком, да и польза какая! Мы обычно играем с влажным песком, а у Вас столько игр с сухим. Взяла на заметку!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А у нас тоже раньше был столик самодельный, в центре которого был пластмассовый таз. И он мне больше нравился - бортик песочницы был большой и песок меньше попадал на пол.
      В начале года знакомим детей именно с сухим песком: свойствами, способам обследования, постепенно включаем воду - поливаем из леечек, т.о. дети узнают о влажном песке и т.д.
      Рада, Елена, что смогла Вам быть полезной! Если возникнет желание, могу скинуть Вам по эл. почте программу, она, конечно, для раннего возраста, но думаю, что и для других возрастов можно что-нибудь взять.

      Удалить
    2. Замечательный у вас сайт. Я столько нового и интересного для себя узнала. Работаю с маленькими 2-3 г. Уже 2 года, нигде не могу найти Вашу программу целиком, я бы с удовольствием по ней работала.

      Удалить
    3. Здравствуйте, Анна! Спасибо за доброжелательность.
      А программу ни где и найдёте в продаже, я её издавала всего в 20 экземплярах для ИРОСО. Сейчас пытаюсь найти сотрудничество с Российским издательством, возможно, что-нибудь да получится...
      Заходите в гости ещё, буду рада!

      Удалить
    4. Жаль((((( я работаю в Санкт-Петербурге и у нас подобных программ нет в продаже. Простите за вопрос, а у вас книжки не осталось, я бы предложила руководству по ней работать и о Вас многие бы узнали. Нам к сожалению без готовых программ не дают работать с песком, проверками замучают.

      Удалить
    5. Здравствуйте, Анна. Рада видеть Вас вновь!
      Странно, почему для работы с песком обязательно требуется программа...
      Если уж так всё обстоит, то попробую Вам помочь. Напишите мне на эл. почту свои данные.
      jeannvuit@gmail.com

      Удалить
  5. Столик какой у Вас в группе классный! Очень, наверное, удобный. Летом у нас песочница во дворе, а вот зимой такой столик был бы как нельзя кстати.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, удобно! А как помогает в период адаптации! Тем более, что им предлагается не лопатка с формочкой, а найти клад в сухом песочке или пересыпать из одного стаканчика в другой, рассмотреть через увеличительное стекло...
      Спасибо, Ирина!

      Удалить
  6. Захожу к вам в гости, Жанна Витальевна, и ловлю себя на мысли, что хочу в "детство"... Какая красота: и столик специальный, и песочек морской... Даже не пугает уборка после такой веселой игры?! Я к Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Анатольевна! Все мы родом из детсва, а уборка... дело житейское, песок с пола убрать минутное дело, а малыши довольные!
      Заходите в гости - всегда рада!

      Удалить
  7. Жанна Витальевна, посмотрела ваши дидактические игры. Просто здорово, вашим воспитанникам повезло с воспитателем. Я хоть и работаю на подготовительных группах, но кое что взяла себе на заметку. Успехов вам. С наступающим праздником!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Александровна! Спасибо Вам огромное за добрые слова!!!
      Примите и Вы от меня искренние поздравления с Днем дошкольного работника! Всего Вам самого хорошего!

      Удалить
  8. Удивительный детский сад и, конечно, удивительная Жанна!!!! ))) Остается только завидовать по-доброму )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, Леночка, спасибо огромное! Вы мне льстите, думаю, все так воспитатели работают.

      Удалить