Основная задача дошкольного учреждения и членов семьи ребенка заключается в его подготовке к школе, формировании у него таких личностных качеств, навыков и умений, которые помогут ему в учебе.
Подготовка к школе – процесс многоплановый.
Начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с раннего возраста.
Чтобы ребенок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно измениться.
Каждый ребенок – личность, и личность одаренная.
Полноценное образование и развитие ребенка с самого раннего возраста – залог его будущего благополучия.
Формирование у детей нужных личностных качеств, знаний, умений и навыков требует грамотного, бережного и умелого подхода.
Учитывая специфику работы дошкольного учреждения, я работаю с детьми раннего возраста, ежегодно принимая новых детей. Поэтому особое внимание я уделяю успешной адаптации детей к условиям ДОУ.
Сравнительный анализ адаптационного периода:
Адаптация воспитанников к условиям детского сада |
Степень адаптации
| ||
легкая
|
средняя
|
тяжелая
| |
2012-13 гг. |
58%
|
25%
|
17%
|
2013-14 гг. |
75%
|
25%
|
-
|
2014-15 гг. |
75%
|
17%
|
8%
|
Примечание: тяжелый уровень адаптации у детей был связан с тем, что два ребенка (17%) находились на грудном вскармливании, один ребенок (8%) был ослаблен (после сложного заболевания).
Учитывая основные трудности, которые возникают в период привыкания детей к режиму дошкольного учреждения, работниками ДОУ ведется четко спланированная работа.
Прием вновь поступивших детей ведется по графику, согласованному с родителями. Педагоги ведут адаптационные листы, в которых отмечается эмоциональное, физическое и психическое состояние воспитанников. Медицинским персоналом ведется контроль за адаптационным процессом малышей. Педагоги оказывают эмоциональную поддержку, как детям, так и их родителям, что способствует привыканию детей к ДОУ.
Успешное адаптирование детей, их психоэмоциональное благополучие – это залог успешного пребывания в детском саду, а значит, и подготовки к школе.
В своей работе широко использую водно-песочную терапию, направленную на психоэмоциональное развитие детей раннего возраста.
Для этого в группе созданы все условия: есть «Центр познавательно-исследовательской деятельности», фартуки, полотенца и необходимый дидактический материал, как традиционный, так и нетрадиционный. Разработана программа по психоэмоциональному развитию детей раннего возраста «Игры с водой и песком».
Вместе с детьми активно посещаем планетарий, зимний сад, русскую избу, музыкальный и физкультурный залы.
Использую разнообразные игры и пособия (в том числе, сделанные своими руками), направленные на развитие психоэмоциональной сферы и оздоровление детей раннего возраста: пальчиковые, дидактические игры, адаптационно-дидактическую юбку, музыкотерапию, «Веселую карусель», «Чудесный мешочек», дорожки здоровья и т.п.
Особое внимание уделяю развитию творческих способностей детей через театрализованную, изобразительную и музыкально-ритмическую деятельность.
Личностно-ориентированные технологии предполагают учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, т.е. дифференцированный подход в обучении к каждому ребенку с учетом его конкретных знаний, умений и навыков, а также такие критерии оценки, которые не только устанавливают уровень успешности обучения, но и оказывают воспитательное воздействие на детей, стимулируя их познавательную деятельность.
Уважаемые взрослые!
Разноуровневое обучение необходимо для того, чтобы предоставить ШАНС каждому ребенку развить свои потенциальные способности.
Все эти составляющие и их систематическое применение в работе с детьми дают положительные результаты по подготовке детей к школе.
Этот день в истории блога:
2013 год: Влияние музыки на ребенка;
2014 год: Развивающая игра за несколько минут;
2015 год: Как мы воробышков изучали.
Здравствуйте, Жанна Витальевна!
ОтветитьУдалитьВы меня извините, но я в шоке: ребенок в каком возрасте пришел в детский сад и тяжело адаптировался из-за того, что находился на грудном вскармливании????
Здравствуйте, Светлана Николаевна!
УдалитьВот и мы, педагоги раннего возраста, очень часто пребываем в легком шоке... Когда родители элементарно не соблюдают режим, что уже говорить о том, что ребенок не умеет есть самостоятельно, держать ложку, пить из чашки, не просится на горшок (до трех лет ходят в памперсах). Почему-то считают, что это наша прямая обязанность. Отсюда и тяжелая адаптация. :(
Этим малышам было по 1,8 и 1,9. Им всё время, как успокаивающий момент, нужна была мамина грудь, особенно при укладывании на сон.
Мда. В принципе, этим деткам не было еще 2 лет - грудное вскармливание еще нормально в этом возрасте, я бы тоже, может, кормила сына лет до полутора, но молоко закончилось аккурат к году.
УдалитьНо уж если вы планируете отдавать ребенка в садик, кто должен заботиться о его адаптации? Ведь только представить, как ужас для грудного (!) ребенка оказаться вдали от груди! Тем более если их приучили к "живой соске".
До 3 лет в памперсах - какой ужас! А потом винят врачей, что у детей опрелости на коже. Как-то с одной мамой разговарилась, я ей сказала, что сыну меняла подгузники каждые 1,5-2ч в младенчестве и сейчас стараюсь менять часто, потому что это ведь кожа и всё остальное. А она так удивилась: мол, еще памперсы тратить! Мало того, что до 3 лет у некоторых в подгузниках, так еще им памперсов мало! Я просто со стула медленно сползаю.... Извините, Жанна Витальевна, еще раз, просто я из тех, кто режет правду-матку(((
Ладно опрелости... У ребенка не сформирован элементарный навык - справлять нужду в положенном месте, т.е. для него норма ходить под себя в 3 года и даже по большому.
УдалитьЖанна, спасибо за подробный рассказ о Вашей работе.
ОтветитьУдалитьА у нас в ясли берут детей, достигших 2-х лет на 1 сентября. И строго запрещается приводить детей в памперсах.
А вот случаи грудного вскармливания были (аж до 3-х лет), и такие дети, действительно, очень тяжело адаптировались. Одна мама приходила кормить ребенка, но все равно пришлось снять его и держать дома, пока не отучили от груди. Повторная адаптация прошла уже намного легче.
Вот это я понимаю - с двух лет и без памперса и чтобы проблем с питанием и сном не было... А то - одного на руках качают, другого в коляске с бутылочкой, с третьим нужно лечь рядом. Это хорошо, что у нас списочный состав 12 человек, а где их гораздо больше? :(
УдалитьЗдравствуйте, Жанна Витальевна! К сожалению, не все родители готовят малышей к детскому саду, потом - к школе, да и в школе далеко не все участвуют в жизни маленького ученика... А про повзрослевших и говорить нечего:)) Вот так и живем - работаем и исправляем, по возможности, ошибки...
ОтветитьУдалитьЭхе-хе, Анна Анатольевна,вот и исправляем, потому что стереотипы о том, что это прямая обязанность педагогов укоренились в нашем общество крепко. :(
УдалитьКонечно грудное вскармливание и его резкое прекращение только усложнит период адаптации. Но мы стараемся :) консультируем, просвещаем на общих собраниях, которые проходят за долго до начала адаптации, о том чем могут помочь родители своему ребенку в период адаптации. В последние годы при такой форме работы адаптация проходит в более менее в гладкой форме.
ОтветитьУдалитьНо у нас другая проблема, даже при строгом соблюдении графика поступления детей, педагогу тяжело создавать благоприятную атмосферу в группе, когда 35 малышей от 1,8-2,5 возраста.
35 детей! Издевательство и над детьми , и над педагогом! :(
УдалитьИ я об этом хотела написать... 35 человек!!! А где же они все помещаются, где спят, едят, где горшков столько стоит, стульчиков, шкафчиков...А если они соберутся все 35??? Кто их одевает на прогулку - весь коллектив детского сада?
УдалитьИнтересно, что СанПин говорит по этому поводу... :(
Жанна Витальевна, спасибо, что поделились своими наблюдениями и интересной статистикой. Адаптация - это всегда не просто. А роль и труд педагога при этом колоссальные. Согласна с Анной Анатольевной, чужие ошибки исправляем
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, спасибо за поддержку. :)
УдалитьЗдравствуйте, Жанна Витальевна. Адаптация - очень сложный период, особенно если он ежегодный.Надо иметь огромное терпение пока приучишь РОДИТЕЛЕЙ видеть и слышать, понимать и выполнять. Детей адаптировать тоже сложно, но при "умненьких" родителях, которые заранее подумали о поступлении в детский сад, ребятишки привыкают быстро.
ОтветитьУдалитьСовершенно с Вами согласна, Тамара Степановна, при "умненьких" родителях, которые прислушиваются к рекомендациям педагогов, психологов, адаптация малышей проходит гораздо легче и быстрее. :)
УдалитьЖанна, какой разносторонний подход. Адаптация, действительно очень важно, и сложно для всех. У вас ведется великолепная работа!
ОтветитьУдалитьАнна, спасибо за поддержку и понимание! :-*
УдалитьЗдравствуйте, Жанна Витальевна! Даже по фотографиям без текста можно представить, насколько разнообразна игровая деятельность детей и сколько внимания Вы уделяете детям, - потому и адаптация проходит с такими хорошими показателями. Успеха вам в работе не только с детьми, но и с родителями!
ОтветитьУдалитьБлагодарю, Ольга Анатольевна, за похвалу и добрые пожелания. :x
УдалитьЖанна Витальевна, огромное спасибо за ваш нелегкий, но такой важный труд.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Лена! Приятны Ваши слова!:) Благодаря слаженной работе и системному подходу получаем хорошие результаты.
УдалитьУ нас было очень сложное привыкание к ДС... Как вспомню...
ОтветитьУдалитьКормила дочку год и восемь, в ясли пошла в 2,5. Ещё до этого два месяца весной ходили в спец. группу адаптации два раза в неделю по часу с мамой.
Вообще не понимаю почему так. Спокойный ребёнок, умеющий кушать и ходить на горшок самостоятельно, а такие истерики...
Здравствуйте, Татьяна!
УдалитьПриятно, что присоединились к обсуждению. Все дети индивидуальны и одного ответа нельзя дать на всех... Думаю, что в садиках обязательно должен быть психолог, который и поможет разобраться мамочке и облегчить привыкание ребенка к новым для него условиям.
Надеюсь, что у Вас этот период прошел и сейчас уже все хорошо. :)