среда, 20 мая 2015 г.

Соответствие пространственной предметно-развивающей среды группы реализуемой программе, задачам развития ребенка ЗОЖ

     В группе «Цыплята» созданы все условия для саморазвития и самовыражения детей, сохранения и укрепления здоровья. Это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий.

  Пространственная предметно-развивающая среда является не только условием жизнедеятельности детей, но и выступает потенциальным средством воздействия на формирование и развитие личности.
         При создании образовательной среды я соблюдаю следующие  требования:

благоприятный психологический климат (спокойная, доброжелательная обстановка, учитываю условия, необходимые для успешной адаптации, индивидуальные особенности детей);
безопасность предметно-пространственной среды для жизни и здоровья детей (соответствие возрасту детской мебели, игрового и дидактического материала, санитарно-гигиеническим требованиям);
организация работы с детьми на основе учета принципа «открытости – закрытости» (чередование деятельности детей в разных пространственных измерениях).

При создании пространственной предметно-развивающей среды я учитываю все факторы, которые прописаны в ФГОС ДО, а именно, что предметно-развивающая среда должна быть:
содержательно-насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной,
доступной и безопасной.
Ранний возраст - период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша, вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Особое удовольствие детям доставляют игры в Центре воды и песка.
Здесь мы проводим с малышами простейшие опыты. Дети очень любят вылавливать  предметы из воды, переливать воду в различные сосуды.  На песке мы выкладываем узоры, строим различные постройки, ищем мелкие предметы, просеиваем через ситечки.
В пластиковых контейнерах и других ёмкостях хранятся сосновые и еловые шишки, желуди, мелкие и крупные камни, ракушки, волшебные кристаллы, спилы, палочки, бутылочные пробки, которые мы не просто рассматриваем, но и используем практически.
Игра для малышей – основной вид деятельности. Малыши очень любят играть в Центре сюжетно-ролевых игр. Как девочки, так и мальчики с большим удовольствием надевают фартуки и поварские колпаки и готовят куклам обед.
Затем рассаживают своих гостей за кукольным столом и предлагают отведать угощение. Игровая среда постоянно пополняется и меняется в зависимости от времени года и игровых ситуаций.
Для создания в группе благоприятного психологического комфорта в течение всего дня, избегания обыденности обстановки, мы сформировали фонотеку со спокойной музыкой и веселыми детскими песнями, картотеку художественного слова на все режимные моменты.
Малыши любят проводить время в Центре художественно-эстетического развития. Больше всего им нравится лепить из пластилина и рисовать с помощью необычных трафаретов, печатей, раскрашивать камешки и ракушки.
Маленькие фантазеры создают свои первые шедевры, которые  демонстрируем родителям, организовывая выставки работ.
Большое внимание в работе с малышами я уделяю развитию речи.
Для более эффективной работы в этом направлении я использую, как традиционные игры и упражнения, так и  нетрадиционные дидактические игры, которые  создала своими руками по развитию речевого дыхания, по формированию слухового восприятия, по развитию мелкой моторики.
Развитие речи детей раннего возраста происходит и посредством драматизации, поэтому мы используем в своей работе и различные виды театров.
Есть у нас в группе  Центр по формированию здорового образа жизни «Здоровячок», в котором размещены разнообразные спортивные снаряды и атрибуты для подвижных игр: мячи разных размеров, обручи, скакалки, кегли, баскетбол, кольцеброс, мешочки  с разными наполнителями.

Здесь также хранятся массажные коврики, атрибуты для закаливания, изготовленные заботливыми руками наших родителей из подручных материалов. После сна маленькие спортсмены выполняют гимнастику с использованием этих предметов.
Огород на окне, в котором есть макет деревенского дворика с домом, огородом, домашними животными и птицами круглый год радует малышей! Они не только наблюдают,  как растет чеснок, лук, укроп, ухаживают, но и  с удовольствием его кушают.
Особое внимание мы обращаем на безопасность и доступность развивающей среды. Все игрушки хранятся на полках, к которым дети имеют свободный доступ, могут их брать в любое время.
Предметно-развивающая среда в группе «Цыплята» обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства для развития детей раннего возраста в соответствии с их особенностями, охраной и укреплением здоровья, возможностью общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможностью для уединения.
      Качество образовательной среды – это реализация принципов:
природосообразность;
системность;
полифункциональность и динамичность;
сомасштабность;
трансформируемость;
вариативность по содержанию;
эстетичность;
культуросообразность.

     Обстановка в группе «Цыплята» приближена к домашней, дети ощущают  заботу, любовь и тепло, с удовольствием бегут в детский сад.
      В нашем детском саду развивающей средой является практически все пространство.
      Каждый уголок несет свою функцию.

Гордость детского сада - зимний сад, который  вносит своеобразный колорит в психоэмоциональное состояние детей и взрослых, радует не только  своей растительностью, но и приглашает отдохнуть в уютной беседке, под звуки нежной музыки или пения птиц. Для трудовой деятельности  найдется все необходимое (лейки, фартуки, совочки, лопатки и др.), расположенное на оригинальных полочках в виде фигурок озорных мальчишки и девчонки.
Спортивный зал - всегда   ждет своих маленьких спортсменов.
Для профилактики плоскостопия  служат дорожка с камнями, шишками, ракушками, мостики, грибочки, чудо-черепашки, разнообразные пуговки, бобинки, дорожки-карандашики, сухой бассейн для снятия психического напряжения, мячи разных размеров.
Такое оборудование  увлекает и оздоравливает детей.
Спортивный зал мы используем  для свободной двигательной активности детей  при неблагоприятных погодных условиях.

Музыкальный зал  - эстетический центр, место  чудесных  театрализованных представлений. Он всегда  оформляется   по-новому: яркий, красочный, оригинальный.
Имеется  электронное пианино, синтезатор, музыкальный центр,  аудио, видео-двойка и, конечно  же, мультимедийный проектор, позволяющий осуществлять современный подход к проведению мероприятий.
Светящийся  шар и ионовая  подсветка  придает своеобразность, сказочность и неповторимость сюжетным мероприятиям.
При организации предметно – развивающей среды в группе я учитываю  возрастные особенности и потребности детей, которые имеют свои отличительные признаки.
 Для детей третьего года жизни является свободное и большое пространство, где они могут быть в активном движении – лазании, катании.

Уважаемые взрослые!
Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т.е. обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности.
Она создает для ребенка условия творческого, познавательного, эстетического развития. 
При правильной организации предметно-развивающей среды ребенок чувствует уверенность в себе, стимулирует проявления самостоятельности, творчества.

36 комментариев:

  1. Жанна, спасибо за демонстрацию среды в группе. Каждый ребенок может найти себе занятие по интересам.
    В детском саду не должно быть предметов или оборудования "просто так", "для красоты" "для комиссии"), Все должно работать. Я всегда говорю воспитателям: "Поставили стол, повесили картину - для чего? Что дети будут с ней делать?" Все должно работать на развитие детей.
    У Вас в группе работает каждая мелочь. Здорово! Счастливые дети, у которых такой воспитатель!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Елена, за одобрение! :x
      Совершенно согласна - всё должно работать на развитие детей. Я знакома с такими "воспитателями", у которых всё для красоты, детей в уголки просто-напросто не пускают, там всё выглядит как в музее... :((

      Удалить
  2. Жанна Витальевна, как же хорошо у вас!

    ОтветитьУдалить
  3. У вас, Жанна, все предметы создают неповторимую развивающую среду, даже те, на которые не подумал бы никогда! Но даже если комнату набить доверху развивающими пособиями и игрушками, они не создадут сами по себе развивающую среду, как ни крути, ее задает педагог, который играет. Ауру занятия создает воспитатель, волшебство заинтересованности создает педагог, условия создает педагог.
    В вашей группе создана настоящая развивающая среда.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Олечка, спасибо огромнейшее за добрые слова и поддержку!
      Вы правы, если хочешь заниматься и развивать детей, то можно и в пустой комнате найти занятие. :)

      Удалить
  4. Жанна, здравствуйте! Предметно-развивающая среда профессионально организована, учитывает и возрастные особенности, отлично варьируется и удобна в использовании, соответствует образовательным задачам. Видно что детям в ней комфортно и безопасно. Жанна, а мостик из бревнышек - это производственное изготовление? А еще очень милые колпачки и фартуки ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория! Благодарю за поддержку!!! :)
      Мостик самодельный, человек,который его изготовил, к сожалению, уже не с нами, а руки были золотые. :((
      Колпачки и фартучки - мое рукоделие. ;)

      Удалить
  5. Идеально всё устроено! Очень нравится ваш центр "Здоровячок" и макет деревенского дворика с огородом:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Оксана!!!
      И домик с двориком тоже делал человек, что и мостик...

      Удалить
  6. Жанна, успехов в конкурсе! Все такое настоящее, что дух захватывает!











    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, спасибо за пожелание! Результаты будут известны только в июне... :(

      Удалить
  7. Я в восторге от Ваших детей, Жанна Витальевна, потому что они счастливы, от того, что у них все это есть!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, спасибо! Мне очень приятны Ваши слова! :-*

      Удалить
  8. Жанна Витальевна, очень рада знакомству!
    Мало того, что мы живем в одном городе, так мы еще и коллеги и если вы принимали участие в конкурсе Учитель Года, значит мы знакомы) если еще нет, то познакомимся обязательно)
    Давайте дружить? Приглашаю в мой блог gnomushka.ru. Буду очень рада видеть вас среди постоянных читателей!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Евгения!
      Спасибо за приглашение, обязательно загляну к Вам в гости, судя по комментарию, Вы очень общительный человек. :))

      Удалить
  9. Жанна, ну, как у вас чудесно! Уютно, по-домашнему, полезно и интересно, разнообразно и доступно! Столько старания, сил и душевной теплоты вложено в этот мир!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анечка, благодарю!
      Мы стараемся, меняемся, не сидим на месте. :)

      Удалить
  10. Здравствуйте, Жанна Витальевна! Красота красотенская! Не могу не согласиться с Анной Борисовной по поводу детей. Счастливые вы люди! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда Александровна, благодарю! Вот мы от них и подпитываемся счастьем. Детки маленькие, им игрушку на пальчике покажи - они уже счастливы. :))

      Удалить
  11. Жанна, как же здорово там у вас, очень много интересного,и познавательного, в такой среде детишкам скучать не приходится, не захочешь, а рука сама потянется поиграть. Спасибо за замечательный и познавательный пост. А какие работы делают эти маленькие горошинки, с таким старанием. Спасибо Вам)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, здравствуйте!
      Огромное спасибо за высокую оценку, очень приятно!
      Если с детьми заниматься систематично, то результат не заставит себя ждать. И думаю, что именно это читатели и увидели.

      Удалить
  12. Жанна, так здорово все обустроено и такое разнообразие интересных и полезных занятий для малышей - просто мечта! Для себя отметила фартучки и поварские колпачки. Такие симпатичные поварята получились! Спасибо, взяла на заметку))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана, здравствуйте!
      Спасибо за теплые слова! :)
      С Вашими-то золотыми руками, у Вас получатся колпачки и фартучки ещё краше.
      А эти я шила из габардина уже лет 8 назад, а они всё как новенькие.

      Удалить
  13. Здравствуйте, Жанна Витальевна! Спасибо за такую детальную демонстрацию предметно-развивающей среды в вашем детском саду! Представляю, сколько труда вложено в ее создание! Я в полном восхищении!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Владимировна, благодарю!
      У нас уютно в садике, в каждой группе свой индивидуальный стиль, все стараются, работают. :)
      Ещё раз спасибо за поддержку! :)

      Удалить
  14. Здравствуйте, Жанна Витальевна! Есть где разгуляться и разыграться деткам, все продумано с умом и с любовью! Мне очень все понравилось! Спасибо за Ваш труд!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Владимировна! Приятно, что заглянули, положительно оценили. Спасибо!!! :)

      Удалить
  15. Я хочу к вам в группу=((( Опять маленькой - и к вам...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Инга, здравствуйте!
      :)) Спасибо огромное! Очень приятен Ваш шуточный отзыв! Значит, мы всё делаем правильно, коль даже взрослому захотелось поиграть, окунуться в детство, по крайней мере, стараемся. :)

      Удалить
  16. Приятно находиться в группе, где все продуманно до мелочей: ничего лишнего, а все, что имеется пропитано теплом и любовью. Ваш зимний сад - действительно гордость, с удовольствием бы его посетила. Думала, что это объект труда взрослых, а оказывается, ошиблась.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Нелли! Спасибо за поддержку и понимание. У нас в группе очень скромненько, обходимся тем, что имеем, многое делаем своими руками.
      За зимним садом ухаживает, конечно же, определенный человек, но дети туда часто ходят на экскурсии, сделать какие-то наблюдения, небольшое посильное участие по уходу- полить, протереть листочки... :)
      Вот сейчас собрали урожай аравийского кофе - сушится...

      Удалить
  17. Жанна Витальевна, я снова в восторге, восхищении от вашей жизни... на работе. Спасибо за пост: многое для себя снова почерпнула (особенно по работе с природным материалом) и играми на развитие речи. Мне очень нравится ваш подход к делу: с любовью и знаниями (редкое соединение: встречала в жизни или знание методики или просто интерес к делу). Увлекаюсь постоянно вашими рукотворными пособиями (перчатка-уточки, развивающий коврик, костюмчики и многое другое, увиденное в предыдущих постах), столами для экспериментов (уже отмечала). Одним словом, СПАСИБО, Жанна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Марина! Огромное спасибо за теплые слова. Мне приятно, если что-нибудь для Вас окажется полезным.
      Кстати, перчатка-уточка - обыкновенная детская мочалка. :)

      Удалить
  18. Жанна, спасибо большое за подробное описание, для молодых педагогов - неоценимая помощь! Ваша обстановка действительно по-домашнему уютная и приветливая :) С удовольствием доверила бы Вам своего ребенка!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Елена, за добрые слова!
      А у Вас тоже очень симпатично и уютно в группе, всё новенькое и яркое! :)

      Удалить