суббота, 9 февраля 2013 г.

Рука развивает мозг

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

По умелости детской руки специалисты делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее «святая святых» - мозга.

Исследователи ХХ века доказали, что сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития.

Психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.

Первый этап мышления называют наглядно- или предметно-действенным. С полным основанием такое мышление можно назвать «ручным» - ведь только манипулируя предметами, ребенок познает их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками, действиями.

Чем больший запас действий и проб накопит в своем опыте ребенок, тем скорее он перейдет ко второму этапу – наглядно-образному, когда будет оперировать уже не самими предметами, а их образами: «Печенье круглое, как колесо», «Дай такую букву, как баранка».

Третий этап – словесно-логическое или абстрактное мышление. Здесь даже практические задачи будут решаться не руками, а в уме.

Мышление оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями, обычно формируется в речи и сопровождается речью.

В итоге приходим к выводу: начало развитию мышления дает рука.  Как писал физиолог И.Н. Павлов: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Рука дает очень много информации: о весе, мягкости-твердости, гладкости-шероховатости, теплоте-прохладе, сухости-влажности и о многом другом.

В детстве движения доставляю кроме всего прочего, и мышечную радость. Чем младше ребенок, тем сильнее его желание двигаться, хватать все руками, переставлять, а значит исследовать.

В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции:

                                    органов движения;
органов познания;
аккумуляторов энергии ( и для самих мышц, и для других органов).

Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Как же рука изучает, обследует предметы?

В специальной литературе принято выделять пять основных движений: 1) легкое прикосновение; 2) постукивание; 3) взятие в руки (хватание); 4) надавливание; 5) ощупывание.

1.       Прикосновение взрослые используют чаще, постепенно приучают к этому и детей. Люди прикасаются, когда хотят убедиться в наличии предмета, его температуры (горячий, холодный, теплый), влажности и т.д.
2.       Постукивание (удары одним или несколькими пальцами) дает возможность взрослым получить информацию о свойствах материалов. Например, постучать по стеклу, дереву, металлу, то по характерным звукам можно распознать материал даже с закрытыми глазами.
3.       Взятие в руки начинает формироваться с хватания. Когда ребенок научится не хватать, а брать в руки, то обнаруживает многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы и т.д.
4.       Надавливание дает возможность определить, мягкий или твердый предмет, из какого материала сделан. Малышам надавливание доставляет удовольствие, если оно еще и вызывает звучание.
5.       Ощупывание (обхватом, потиранием, поглаживанием, круговыми и мнущими движениями). При ощупывании используются движения с учетом величины предмета и его особенностей.

Таким образом, рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в  сложные интегративные образы и представления.
По материалам пособия для психологов

Комментариев нет:

Отправить комментарий