вторник, 26 февраля 2013 г.

Нормы речевого развития дошкольника


Часто родители затрудняются в  правильной  оценке состояния речи своего малыша.
Многие  не знают, как и когда ребенок должен заговорить? В каких случаях стоит волноваться, а в каких просто подождать.
Как не пропустить момент, когда ему, возможно, понадобится помощь специалистов?
На эти вопросы легче ответить, когда вы знакомы с нормами речевого развития, т.к. зная норму, можно выявить и задержку.

Ознакомившись с кратким обзором речевого онтогенеза в работе  Гвоздева А.Н.  «Вопросы изучения детской речи» (издательство Детство-Пресс, 2007), родители смогут точнее выявить актуальный уровень речевого развития своего малыша.


В первый год жизни наблюдаются предпосылки речевого развития.

1-е полугодие – звуко-подражание (гуление).

2-е полугодие – лепет. В это время ребенком приобретается пассивный словарь. Ребенок понимает отдельные слова, обращенные к нему.

1 год. Появляются отдельные слова (автономная детская речь). Она не понятна для окружающих, многозначна, ситуативна, аграмматична.
На данном этапе речевого развития следует обратиться к логопеду, если ребенок к году не произносит ни слова, не выполняет простейшие просьбы  (дай, покажи, возьми), не реагирует на похвалу или порицание.

1 – 3 года. Активный и пассивный словари растут. В полтора года – 100 слов, в 3 года – 1000 / 1500 слов. Ребенок начинает говорить предложениями. К 3-м годам правильно произносит звуки (исключение могут составлять сонорные звуки).
Вы должны быть обеспокоены, если у ребенка в два года отсутствует фраза, он плохо понимает обращенную к нему речь, произносит только усеченные слова (ба – собака, ма - машина). А в три года не составляет фразу из 2-3 слов, не называет известные ему предметы, не знает основных цветов, путает понятия «верх-низ».

3 – 7 лет. Словарный запас 2500 – 3000 слов. Наблюдается словотворчество (слова  создаются по правилам грамматики). К семи годам ребенок должен уметь строить любое предложение, правильно произносить все звуки. Речь становится родной. В этот период появляется эгоцентрическая речь, не имеющая коммуникативной функции (комментирует собственные действия),  затем это переходит во внутреннюю речь. К 7 годам появляется контекстная речь (полная, развернутая).

В четыре года необходимо обратиться к специалисту, если ребенок не отвечает на простейшие вопросы: «Кто?», «Что?», «Где?», неправильно произносит большую часть звуков, употребляет фразы, состоящие не более чем из 4 слов, неправильно использует падежные окончания имен существительных, предлогов.

Обязательно идите к логопеду, если пятилетний ребенок неправильно строит фразы, искажает или не произносит  звуки речи, пропускает согласные звуки  там, где они стоят рядом  - «говик» «снеговик», допускает в речи  аграмматизмы (деревы, на деревах, окны, лобы…).

И еще важно знать и помнить, что логопедический диагноз – это не повод для паники, а руководство к ДЕЙСТВИЮ!

Комментариев нет:

Отправить комментарий