Причину того, что ребенок не
начал говорить в определенный (положенный) период времени не всегда бывает
просто определить. Ваш малыш хорошо развивается , вовремя начал сидеть, ходить,
он здоров и весел, понимает, о чем говорят окружающие, и все-таки упорно
молчит. Если после 2-х лет ребенок так и не заговорил, необходимо обратиться к
специалисту, чтобы понять причину проблемы и постараться ее устранить.
Проверить слух ребенка
Если есть малейшие подозрения,
что у ребенка проблемы со слухом (слишком близко подходит к источнику звука, не
сразу реагирует на обращенную к нему речь), не откладывайте в долгий ящик посещение
поликлиники. Вашему малышу нужно снять аудиограмму. Установлено, что даже
незначительное снижение слуха мешает развитию речи.
Больше разговаривать с ребенком
Комментируйте все свои и его
действия, обсуждайте все, что происходит вокруг, задавайте малышу как можно
больше вопросов и внимательно «выслушайте его ответы», даже если они выражены
не словами. Отвечайте за него, используя простые короткие фразы, состоящие из
повторяющихся ключевых слов.
Развивать мелкую моторику
Уровень развития речи и качество
тонкой моторики тесно взаимосвязаны. Тренировка движений пальцев рук является
стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для его речи. Активное
формирование речи начинается, когда движения пальцев малыша достигают
достаточной точной силы. Начинать тренировать моторику нужно как можно раньше.
Читать ребенку
Каждую прочитанную книгу
обязательно обсудите с ребенком, рассмотрите иллюстрации, найдите всех героев,
уточните, что и как они делают, какие они. А ещё лучше – поставьте по мотивам
сказки маленький спектакль, нарисуйте или слепите героев.
Теперь Вы знаете, что нужно и можно делать. Но этого мало, важно знать,
чего делать нельзя:
- Не требуйте от ребенка невозможного. Не надо постоянно просить: «Скажи», «Повтори», «Назови». Это совершенно точно не поможет малышу заговорить.
- Не упрекайте его за то, что он все ещё молчит. Ни в коем случае не наказывайте малыша за это. Наказание не стимулирует развитие речи, а отношения между Вами и ребенком будут испорчены. Кроме того, ощущение неуспеха порождает у малыша чувство тревоги.
- Не ставьте ему в пример других, уже хорошо говорящих детей. У каждого свой темп развития. Ребенка можно сравнивать только с ним самим, замечая именно его успехи и радуясь даже незначительным достижениям.
- Не прибегайте к шантажу и не запугивайте ребенка
ужасными последствиями его временных неудач. Взрослые иногда даже не
подозревают, какую психическую травму может нанести малышу даже одна
неосторожная фраза.
Удачи Вам!
Советы логопеда из журнала "Дошкольное воспитание"
Прекрасная статья! "Ребенка можно сравнивать только с ним самим, замечая именно его успехи и радуясь даже незначительным достижениям." очень верная фраза и не только для развития речи!
ОтветитьУдалитьСтатья, действительно, прекрасная, и приносящая пользу!
УдалитьДа, всё, что здесь сказано верно. Но иногда, советы, типа, каждый развивается в своём темпе, на мой взгляд, могут принести не совсем пользу. Я могу сказать на своём жизненном примере. Мой сын тоже отставал от других деток. делал всё медленно, жил каким-то своим мирком, но воспитатели, и все окружающие успокаивали, что каждый развивается по-своему. Ну и так шло время.И тогда, когда нужно было уже идти в школу, воспитатели стали говорить, что на самом деле всё не так хорошо. И тогда мы начали ездить к разным специалистам.Но врачи так ничего не нашли, ведь никаких патологий не было. Сейчас он уже в 8 классе,но я постоянно себя корю, что будучи педагогом, и направляя других родителей, не смогла увидеть проблемы своего ребёнка.Вот после этого, когда я вижу, когда родители слишком уверенны в своих действиях, мне хочется им "кричать", не опоздайте! У нас в группу, из дома, пришла девочка, которой 3.5 года. Она не молчит, но разговаривает на выдуманном , как мы говорим, "китайском языке "(в прямом смысле этого слова). Родители не напрягаются, потому как полностью уверены, что всё произойдёт само собой. Я имела такую неосторожность намекнуть родителям, что некоторые детки не говорят долго из - за нарушений слуха. Родители посетили отоларинголога, и вернулись торжествующе показывая мне справку, о том , что со слухом всё в порядке, что зря я ищу у ребёнка проблемы.Ещё пару раз я предлагала посетить консультации специалистов, но , странно, что у девочки ничего не нашли, а только успокоили, что всё само собой начнётся. Ну и , конечно, с тех пор родители больше не напрягаются, я тоже больше " не ищу у детей болячки" (что мне вменяли как мой недостаток), но воз и ныне там.Сейчас девочке 4.5 года, а она говорит только отдельные фразы, и все ждут, что когда-то всё будет. Наверное я не права. не умею промолчать, это мой бич, и ничего не могу с собой поделать.
ОтветитьУдалитьЗнакомая ситуация, Инесса. Я думаю, что всё дело в том, что родители на приемах у врачей и специалистов многое утаивают, мол, у нас нет проблем, нас всё устраивает, это всё воспитательница выискивает... А поступают они так от неведения, незнания психологии, педагогики, логопедии и пр. Да и специалистам это не очень-то и надо...
Удалить