5 апреля 2013г. в Центральной детской библиотеке им. А.А. Дёшина
проходила историко-краеведческая конференция «Остановись и удивись»,
где были представлены рассказы о необыкновенных местах
Сахалинской области.
Наш сын, Шайдаров Андрей, был участником конференции, выступил с рассказом о маяке Анива (тут немного похвастаюсь: участниками были дети 5-11 классов, Андрей был один "малыш"- третьеклассник).
|
МАЯК АНИВА
Маяк Анива был установлен в период губернаторства
Карафуто в 1939 году на небольшой скале Сивучья, возле труднодоступного
скалистого мыса Анива (Нака-Сиретоко-мисаки). Этот район изобилует течениями,
частыми туманами, подводными каменистыми банками.
В XIX веке у японских рыбаков существовала легенда о
том, что невозможно обогнуть мыс Нака-Сиретоко морем.
|
Но тем неменее район мыса был весьма оживленным морским перекрестком. В конце ХIX века в течение навигации мимо него проплывало не менее 25 кораблей, идущих в Петропавловск-Камчатский или на остров Тюлений. |
После гибели германского парохода «Космополит»,
разбившегося недалеко от мыса Анива летом 1898 года, в печати стали появляться
предложения о строительстве на мысах Терпения и Анива маяков, подобных
Крильонскому.
Только исключительно тяжелый характер береговой линии
в этом районе долго не позволял осветить его. Сложность строительства
заключалась в том, что все необходимые материалы было необходимо доставлять
сюда кораблем в условиях всегда неспокойного здесь моря.
С этой задачей блестяще справился экипаж «Рошу-мару»,
единственного корабля, занимавшегося обслуживанием маяков империи и
обеспечением строительства маяков.
Это был бывший пароход общества Китайско-Восточной
железной дороги «Аргунь», захваченный японцами в корейских водах 25 января 1904
года и тогда же переданный маячному департаменту Японии. Прослужив почти сорок
лет, пароход 30 октября 1942 года был потоплен артиллерийским огнем
американской подводной лодки «Драм» южнее острова Хонсю.
Автором проекта маяка
Нака-Сиретоко мисаки был инженер Миура Синобу, выпускник технического колледжа
в Канагава.
Построенный маяк представляет собой круглую бетонную башню с
небольшой боковой «Тококай», Токио пристройкой, вписанной в овальное основание.
Высота башни 31 метр, высота огня 40 метров над
уровнем моря.
Башня имела 9 этажей.
На цокольном этаже располагались дизельная
и аккумуляторная.
Первый этаж с пристройкой занимали кухня и продовольственный
склад,
второй — радиорубка, аппаратная и вахтенная.
В третьем, четвертом и
пятом этажах башни были жилые комнаты, рассчитанные на 12 человек. В каждой
имелось по две пары двухъярусных коек и небольшие ниши для личных вещей. Жилые
помещения имели маленькие круглые окна-иллюминаторы.
На шестом этаже находилась кладовая,
на седьмом —
механизмы пневматической сирены,
на восьмом — склад горючего,
на девятом
располагался вращательный механизм.
Проблесковый осветительный аппарат 3-го
разряда приводился с движение при помощи часового механизма. В центральной
части башни проходила труба, внутри которой был подвешен маятник — гиря весом
270 килограммов, — заводимый каждые три часа для движения оптической системы.
Осветительный аппарат вращался в чаше, наполненной 300
килограммами ртути, используемой в качестве подшипника. Дальность действия
маяка составляла 17,5 мили.
Штат служащих на маяке состоял из
четырех человек. После окончания навигации обслуживающий персонал с маяка
снимался. Зимовали японские маячники в специально построенном для них поселке
Сатоо (ныне застава Южная), также созданном по проекту Миура Синобу. Здесь были
возведены 8 зданий из железобетона, в том числе четыре двухквартирных для
специалистов, склад, радиостанция и два двухквартирных дома для прислуги.
Последнее неудивительно, так как работники маяков в
Японии были причислены к категории государственных служащих, которым по статусу
полагалось иметь прислугу. Квартиры слуг отличались отсутствием ванных комнат и
меньшей площадью.
В конце 20 века люди покинули маяк, который был
переведен в автоматический режим.
В настоящее время маяк не работает и разграблен
мародерами. Сооружение всё больше разрушается под воздействием морской воды,
штормовых ветров и суровых климатических условий.
S.O.S. Сейчас маяку Анива требуется срочная помощь от человека.
Будет невосполнимой потерей, если Сахалинская область потеряет этот уникальный исторический объект и техническое сооружение.
О как у вас красиво! и как грустно...что такая судьба у маяка((
ОтветитьУдалитьА сынуля молодец!
Действительно, грусто... Сколько исторических достопримечательностей вот так разрушается по всей России.
УдалитьИ сегодня этот пост в честь Всемирного дня охраны окружающей среды!!!
Жанна, в каком чудесном месте Вы живете! Красота необыкновенная.....
ОтветитьУдалитьСпасибо, Алена! Красота ДА, необыкновенная! Я очень люблю свою малую родину, и сделала вывод, что правильно сделала, что начала писать не только о работе (ну совсем личное, это ни к чему), а вот разделы "Сахалин" и "Ни минуты покоя", как раз самое то...
УдалитьОчень интересно! Маяк такой красивый, так жаль что он разрушается :(.
ОтветитьУдалитьЖаль, конечно... Вроде бы начали в последнее время говорить об охране памятника.
УдалитьЧто ж, молодцы японцы. Не перестаю восторгаться трудолюбием этой нации.Не мешало хотя бы провести консервационные работы, чтобы маяк не разрушался. Глядишь, когда нибудь и найдутся деньги на его восстановление, как исторического памятника.
ОтветитьУдалитьА ещё как то напрягают 300 кг ртути...Жанна, не пугайте, может есть какие-то сведения о внутренних помещениях, какие-нибудь фотографии энтузиастов?
Все, что касается японского периода, стараются забыть. Есть несколько энтузиастов, которые не дают этого сделать, но их мало...
УдалитьА путь к маяку сложен и труднодоступен, не каждый может там побывать. Фото в слайд-шоу не личные, взяты из других источников. Доклад и презентацию Андрей готовил вместе с сотрудниками библиотеки.
Об экскурсии можно посмотреть здесь, а заодно прочесть обсуждение
http://www.sakhalin.info/news/77848/
http://virtual-ostrov.ru/rukotvornye-obekty/majak-aniva/
УдалитьБлагодарю за ссылку!
УдалитьЖанна,благодарю Вас за приглашение! Очень глубокий и насыщенный исторический материал,молодец,Андрюша! А какие великолепные места у Вас,какая природа! Очень жаль,что с нашими бездушными чиновниками мы всё чаще невосполнимо теряем наше историческое наследие. Хочется верить,что благодаря неравнодушным людям,как Вы,маяк Анива этого избежит!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Людмила! Спасибо, что откликнулись! Рада, что Вас заинтересовал материал.
УдалитьКонечно, хотелось бы верить в лучшее!!!