понедельник, 10 июня 2013 г.

Совершенствование речи педагогов

Детям очень много можно объяснить, 
лишь бы объясняющий сам понимал
ясно предмет, о котором взялся говорить
с детьми и умел говорить человеческим языком 
Н.Г.Чернышевский

Грамотная речь является основным элементом общей культуры человека.
 Речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка.
Насколько грамотно выражается педагог, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.
К сожалению, многие педагоги делают ошибки в произнесении элементарных повседневных словах…

К речи педагога сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка. 
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста.  Педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов. 
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его! 

Позвольте провести небольшой ликбез
«Пожалуйста, говорите правильно!»
Буквально несколько слов, которые встречаются в нашей речи ежедневно!
Класть, а не лОжить!
СозвонИмся, а не созвОнимся!
Не понялА, а не пОняла!
ПолдниЧать, а не полдниКать!
ТеЧёт кран, а не теКёт!
ПропылесоШу, а не пропылесоСю!
Протру пыль, а не протЕру!
И не В заде, а Сзади!


А теперь небольшой пример-анекдот из личной жизни

Пришла в поликлинику, заняла очередь в регистратуру. Стою. Подходит женщина лет 50-55, спрашивает: "Кто крайний?". Я отвечаю (с паузой между словами): " Я..., последняя..."
На что она мне говорит: "Ну, кто последний, а я крайняя, рано мне ещё в последний путь!" (и что-то еще в этом роде). Я ей спокойно отвечаю: "Вы не правы, обратитесь к словарю».
Так она не унимается, пытается меня учить: « Я знаю, что я говорю, иначе бы так не говорила!»
Я промолчала, ну что возьмешь с самоуверенных «грамотеев»? А в довершении ко всему этому, подходит молодой человек и очень громко спрашивает: «Кто крайний?»
Эта дама (ладно, ей простительно, она не педагог!), посмотрев гордо в мою сторону: «Я!»

ЛЮДИ!!! Пользуйтесь иногда толковым словарем!

14 комментариев:

  1. )))что тут скажешь: словари - сила! А мне еще нравятся словари Фразеологизмов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жаль только, что немногие считают нужным, хотя бы иногда, в них заглядывать...

      Удалить
  2. Замечательная статья! Иногда неправильная речь очень режет ухо (хотя моя речь тоже ооочень далека от идеала). Одна моя хорошая знакомая говорит "чижело" и не считает это не правильным :(.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да... согласна с Вами , Анна, на все 100%!

      Удалить
  3. Замечательный пост, я с Вами согласна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга, рада, что заглянули!!! Спасибо, что записались в ПЧ. Будем общаться!

      Удалить
  4. Меня всегда интересовали вопросы языка, речи. Ваш пост понравился. Согласна - над языком надо работать

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лариса Германовна! Приятно познакомиться! Добро пожаловать в блог "Ни минуты покоя"! Будем общаться!!! Спасибо!

      Удалить
  5. Можно добавить"звОнит - звАнит".
    Да наша речь нуждается в постоянной шлифовке. Но бывают ситуации, когда педагогу нужно сделать замечание. Девчата, в какой форме вы бы приняли такое замечание без обиды?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А бывает и так, что сделаешь замечание об ошибке в речи, педагог согласится, но все равно продолжает так говорить. Что это?
      А вообще люди редко адекватно относятся к замечаниям по поводу неправильного произнесения слов, начинают язвить: "А, ну-да, ты же филолог..."!И начинают уже за мной следить, подковыривать.

      Удалить
  6. Жанна Витальевна, перятянула Ваш пост к себе.
    У нас годовая задача прямо по этой теме. А Ваш материал - готовая памятка для педагога. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Перетягивайте, Надежда Степановна, не жалко. В свое время я тоже нашла этот материал в Интернете (кстати, внизу статьи указан источник), лишь немного сократила и добаила свое.
      Была бы польза.

      Удалить
  7. Замечательный пост, Жанна Витальевна! Постоянно обращаюсь к словарю, но знаю, что все равно встречаются ошибки. Борюсь постоянно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна!
      Благодарю, приятно, что зашли по ссылке.
      Конечно людям, которые работают с детьми необходимо постоянно совершенствоваться. И в этом нет ничего зазорного, если подзабыл что-то, то почему бы не заглянуть в словарь или не повторить правила...

      Удалить