понедельник, 6 мая 2019 г.

Не мыслить «как все», или Проблемы творческих детей

 «У человека с независимым мышлением проблемы начинаются уже в школе»
Татьяна Черниговская

Вновь хочу поделиться с читателями блога интересной статьей известного российского нейролингвиста и психолога Татьяны Владимировны Черниговской. 
"Многие творческие люди говорят, что озарения приходят неожиданно, во время рутинных действий, никак не связанных с решаемой задачей: я смотрю телевизор, читаю книгу — и вдруг у меня образуется эта долго не появлявшаяся связь! 
История науки свидетельствует: открытие нельзя спланировать, кроме технических достижений (их может совершать и компьютер), и идеи приходят в голову, когда человек совершенно к этому не готов.
Говоря в общем, для творчества необходимо снять когнитивный контроль и не бояться ошибок. Ошибки — это прекрасно. Да и кто скажет, что такое ошибка?

Не мыслить «как все», или Проблемы творческих детей

Независимость мышления — очень важное качество. Есть известное  выражение — «Think different»
Творческие люди обучаются сами и начинают это делать очень рано. Свои необычные идеи, свои открытия они никогда не считают чем-то экстраординарным. Это для них самая обычная и очевидная вещь. Они часто не понимают, в чем, собственно, состоит их заслуга, если всё так очевидно. Очевидно ИМ…
У таких людей, как правило, неприятности в школе, большая их часть умнее учителей. Они, конечно, не знают того, что знают учителя, но они могут быть умнее. И поэтому попадают в очень сложную ситуацию, оказываясь под прессингом общества.
У меня был коллега, детский врач-терапевт, он рассказал такую историю: 
"Один мальчик — тотальный двоечник в школе, сидя дома, будучи семи лет от роду, изобрел паровой двигатель. И не просто его изобрел, а собрал".
Представьте себе: паровой двигатель на подсолнечном масле, брызгая этим самым раскаленным маслом, носится по квартире! При этом мальчика все считают дурачком.
Так что творческие люди ведут свою жизнь в тяжелой конкурентной борьбе.

Почему необходимо читать

Чтобы развиваться, надо читать сложную литературу. Важно линейное чтение — от начала до конца. Гипертекст, вынуждающий кликать на выделенное слово и как бы проваливаться в него, порождает нестройность мысли.
Люди, которые выросли на таком типе чтения, не в состоянии прочесть большой текст целиком. У них рваное сознание — кое-что отсюда, оттуда. Когда спрашиваешь ребенка, про что был этот рассказ, он вам его не может пересказать.
Прогнозы ученых о будущем чтения неоптимистичны — предрекают серьезный раскол между возможностями интеллектуальной элиты и основной массы населения земного шара.
Но если дети будут только комиксами заниматься, у них не выработается не только алгоритм для чтения сложной литературы, которая формирует сознание, но и алгоритм сложного думания — они будут думать только на какую кнопку нажать, чтоб тебе гамбургер привезли.

Мозг пластичен не только в детстве, как считали раньше.
Доказано: он образует новые нейронные связи до конца жизни. 
Любая работа, кроме скучной и рутинной, приносит пользу для мозга. 
Главное — иметь дело с постоянно меняющейся, сложной информацией".
фото из интернета

11 комментариев:

  1. Здравствуйте, Жанна Витальевна!
    Какие правильные мысли!
    И как часто приходится доказывать, что ты не дурак, просто думать умеешь. А это так ломает психику, особенно в раннем возрасте, когда человек не в состоянии сам защитить себя, когда он зависим от других, когда просто НЕЛЬЗЯ быть не таким как все.
    Я это по себе знаю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна.
      Рада, что и Вам оказались близки эти мысли. У нас не понимают тех, кто хоть чуть-чуть выделяется из толпы.
      Меня всегда удивляло (сейчас к этому отношусь спокойнее), не понимала - то, что для тебя просто, обыкновенно, другому никогда и не придет в голову сделать...

      "Ход не давая идеям талантов,
      Сами себя утопили в стандартах"- помните песню старую, пел ее Женя Куликов.

      Удалить
  2. Жанна, мне очень грустно от того, что прогнозы ученых неопримистичны на счет интеллектуального будущего, но что поделать, мы не властны изменить мир в целом, но зато сами способны в своей семье прививать любовь к чтению.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, меня тоже беспокоит будущее бумажной книги, и чтения, в принципе. Я люблю читать, постоянно беру книги в библиотеке, дочь (24 года) тоже читает с большим интересом, а вот сын уже... Маленький читал, постоянно книги брали-покупали, а вот сейчас не заставить; мужа, честно сказать, вообще с книгой никогда не видела. :(

      Удалить
  3. Спасибо, Жанна Витальевна, за эту публикацию. Сохранила себе в закладки, вернусь еще и не раз.
    Главное в жизни не останавливаться на достигнутом, а всегда двигаться вперед, иначе неминуемо наступит деградация

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В последнее время с интересом читаю публикации Т. Черниговской, маленькие тексты удобны моему пониманию, восприятию.
      Да, Анна Борисовна, согласна, без обучения и тренировки, без движения бытовое болото быстро засасывает. А что впереди? Деградация.

      Удалить
  4. Интересная публикация, Жанна Витальевна! Таких детей много! Проблемы творческих детей есть в каждой школе. И у нас были такие учащиеся.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна.
      Мне нравятся подобные небольшие тексты мудрых людей, профессоров. Сохраняю себе в копилочку, некоторыми делюсь с читателями блога, вдруг кто-то не читал, ведь невозможно всё охватить. И сама периодически люблю перечитывать.

      Удалить
  5. Очень интересная статья, такие сложные вопросы поднимаются. У нас в школах прививают шаблонное мышление. Если ты не вписываешься в рамки, ты дурак. У меня оба сына левши и ко всем вопросам они творчески подходят. И я вижу, как школа их ломает, говоря, что только так правильно и никак по другому :(.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Подход к таким детям в образовательных учреждениях еще долго не поменяется.
      А сейчас в школах же не переучивают левшей?

      Удалить
    2. Да, сейчас не переучивают, но вся программа рассчитана на правшей. Прописи, вязание крючком, вышивка - это лишь часть того с чем мы столкнулись за четыре года обучения старшего сына. Все приходилось подстраивать под левую руку, учиться самой, а потом уже учить ребенка как класть тетрадь, куда смотреть, как держать крючок и т.п. Большинство учителей даже не понимают в чем разница между левшой и правшой. Но зато мне теперь проще с младшим, я уже почти специалист по левшам :).

      Удалить