Одним из показателей и условий
хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие
его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
По умелости детской руки специалисты
делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее «святая
святых» - мозга.
Исследователи ХХ века доказали, что
сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент
умственного развития.
Психологи отмечают, что умственные
способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по
мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.
Первый этап мышления называют наглядно- или предметно-действенным. С полным основанием такое мышление
можно назвать «ручным» - ведь только манипулируя предметами, ребенок познает их
свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает
руками, действиями.
Чем больший запас действий и проб
накопит в своем опыте ребенок, тем скорее он перейдет ко второму этапу – наглядно-образному, когда будет оперировать уже
не самими предметами, а их образами: «Печенье круглое, как колесо», «Дай такую
букву, как баранка».
Третий этап – словесно-логическое или абстрактное мышление. Здесь даже практические задачи будут
решаться не руками, а в уме.
Мышление оперирует понятиями,
суждениями, умозаключениями, обычно формируется в речи и сопровождается речью.
В итоге приходим к выводу: начало развитию мышления дает рука. Как писал физиолог И.Н. Павлов: «Руки учат
голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют
развитию мозга».
Рука дает очень много информации: о
весе, мягкости-твердости, гладкости-шероховатости, теплоте-прохладе,
сухости-влажности и о многом другом.
В детстве движения доставляю кроме всего прочего, и мышечную радость. Чем младше ребенок, тем сильнее его
желание двигаться, хватать все руками, переставлять, а значит исследовать.
В процессе деятельности мышцы рук
выполняют три основные функции:
органов движения;
органов
познания;
аккумуляторов
энергии ( и для самих мышц, и для других органов).
Если ребенок трогает какой-либо
предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать,
запоминать.
Как же рука изучает, обследует предметы?
В специальной литературе принято
выделять пять основных движений: 1)
легкое прикосновение; 2)
постукивание; 3) взятие в руки
(хватание); 4) надавливание; 5) ощупывание.
1. Прикосновение
взрослые
используют чаще, постепенно приучают к этому и детей. Люди прикасаются, когда
хотят убедиться в наличии предмета, его температуры (горячий, холодный,
теплый), влажности и т.д.
2. Постукивание
(удары одним
или несколькими пальцами) дает возможность взрослым получить информацию о
свойствах материалов. Например, постучать по стеклу, дереву, металлу, то по
характерным звукам можно распознать материал даже с закрытыми глазами.
3.
Взятие в руки начинает формироваться с хватания. Когда ребенок
научится не хватать, а брать в руки, то обнаруживает многие интересные свойства
предметов: вес, особенности поверхности, формы и т.д.
4.
Надавливание дает возможность определить, мягкий или твердый
предмет, из какого материала сделан. Малышам надавливание доставляет
удовольствие, если оно еще и вызывает звучание.
5.
Ощупывание (обхватом, потиранием, поглаживанием, круговыми и
мнущими движениями). При ощупывании используются движения с учетом величины
предмета и его особенностей.
Таким образом, рука познает, а мозг фиксирует
ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными
в сложные интегративные образы и
представления.
По материалам пособия для психологов
Комментариев нет:
Отправить комментарий