Без развития мелкой моторики невозможно
нормальное развитие интеллекта ребенка.
Чем лучше малыш работает пальчиками,
тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает.
Е. А. Янушко
7. Пальчиковые игры с использованием природного материала
Можно и шишку в руках покатать, и палочку...
И ведь для этого совсем не нужно какое-то дорогостоящее оборудование, какая-то специальная подготовка.
Для этого можно использовать то, что есть под руками: пластилин, вода, песок, крупы, бумага, природный и бросовый материалы.
Итак, чем и как мы занимаемся с малышами в повседневной жизни и для чего мы это делаем?
1. Пластилиновые комочки
Об этой находке в работе с малышами я уже писала неоднократно, но хочется в очередной раз напомнить. Малышам еще сложно отщипывать самостоятельно маленькие кусочки пластилина от большого куска, поэтому я всегда имею в запасе заготовки в виде разноцветных комочков. При любом подходящем моменте, делаю шаблоны из картона по теме... и дети заняты увлекательным и полезным делом.
Для чего это делается?
1. Снятие эмоционального напряжения;
2. Развитие творческого воображения; познавательного интереса;
3. Развитие речи через развитие мелкой моторики рук и пальцев.
Для чего это делается?
1. Снятие эмоционального напряжения;
2. Развитие творческого воображения; познавательного интереса;
3. Развитие речи через развитие мелкой моторики рук и пальцев.
То мы кормим цыплят зернышками,
то украшаем осенние листочки,
то делаем из шишек новогодние елочки,
то ловим змеек и делаем им красивые узоры,
то украшаем елочку шариками и фонариками.
Пользу приносит не только сам прием надавливания, но и "пинцетное" хватание, для детских пальчиков это сложная задача. Многие дети пытаются захватить сразу несколько комочков и прилепить их "кучкой".
2. Природный и бросовый материалы
Сколько вокруг предметов, которые окажут неоценимую помощь в развитии малыша! Порой, мы даже об этом и не знаем.
Палочки, коряжки, спилы, картонные заготовки, циновки, баночки, бечевка...
Дома тоже можно сделать подобную коробочку и давать ее периодически ребенку. Но обязательно под присмотром взрослых, во избежание несчастных случаев.
А камешки, сколько восторга и интереса они вызывают у малышей, особенно у мальчиков. Они подолгу могут нагружать их в машины...
Из ракушек строить паровозы, машины...
3. Природный материал и песок!
Добавив к природному и бросовому материалу ПЕСОК, развивающий эффект удвоится!
Добавив к природному и бросовому материалу ПЕСОК, развивающий эффект удвоится!
4. Природный и бросовый материалы и вода!
Дети купают ракушки, камешки, взбивают пену, переливают воду из стаканчика в стаканчик, что вызывает у них огромное удовольствие и положительные эмоции.
5. Крупы, орехи, косточки
Эта свободная деятельность настолько любима малышами! Они пересыпают фасоль из ладошки в ладошку, набирают ложечкой и высыпают в маленькие стаканчики, в баночки.
Возраст детей два года, это тот возраст, когда они уже не пробуют ничего на зуб, поэтому можно не бояться, что фасоль и прочие "вкусности" будут отправлены в рот.
Я располагаю большой поднос, то на полу, то на столике.
Особой популярностью пользуются баночки с маленькими отверстиями. Как малыши стараются протиснуть в это отверстие, например, финиковую косточку или фасолинку...
В процессе этого действия они четко усваивают понятия: большой и маленький!
В процессе этого действия они четко усваивают понятия: большой и маленький!
А можно и предложить ребенку маленькую емкость с крупой, спрятать туда несколько предметов. Получается успокаивающий самомассаж, самотерапия.
6. Сочетание красок и пластилина с природным и бросовым материалом
Это самая доступная для малышей продуктивная деятельность, которая не требует навыков, здесь радует и процесс и результат.
Дети получают полное морально-эстетическое удовольствие!
Эльза, 2 года |
Можно и шишку в руках покатать, и палочку...
8. Искусственный снег!
Его можно сделать из крахмала или из соды.
Уважаемые взрослые!
Все приемы, которые были описаны выше, развивают не только пальчики малышей. Они охватывают куда бОльший спектр развития ребенка: это психоэмоциональное благополучие, умение мыслить, фантазировать и воображать, изучение сенсорных эталонов (цвет, форма, величина, количество), умение общаться со сверстниками и многое другое.
Все эти упражнения можно применять в домашних условиях, несколько минут в день вполне будет достаточно. Если малыш не проявляет интерес - не настаивайте, всему свое время!
Ни в коем случае не оставляйте ребенка наедине с этими предметами, это может быть опасно для его здоровья и жизни.
Все эти упражнения можно применять в домашних условиях, несколько минут в день вполне будет достаточно. Если малыш не проявляет интерес - не настаивайте, всему свое время!
Ни в коем случае не оставляйте ребенка наедине с этими предметами, это может быть опасно для его здоровья и жизни.
Большое спасибо. Очень интересно и актуально.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Елена.
УдалитьРада буду, если идеи пригодятся.
Камушки для мальчиков - да, это просто магнит какой-то)) А вообще все материалы великолепные, очень приятные и завораживают детей надолго. Перелить, пересыпать, сложить, вывалить...красота! С шариками хорошо придумано, Жанна Витальевна, детям зато как в помощь, да и работа мелкая, они увлечены - не оторвать. Очень хорошая публикация, спасибо!
ОтветитьУдалитьНам же чаще выдают пластилин самый дешевый - он всегда очень твердый, бывает, что не только детям трудно его размять, но и взрослому. Вот и пришла идея - делать заготовки в виде шариков, дабы у детей оставалось от творчества только позитивное настроение.
УдалитьСпасибо, Ирина. Приятно, что публикация пришлась Вам по душе.
Жанна, ловлю себя на мысли, что это все происходит в домашнем детском саду -- все делается с огромной любовью к детям! Таз - прелесть! Что это?
ОтветитьУдалитьЭто поддон, Алена, от огромного цветочного горшка...
УдалитьЖанна Витальевна, здравствуйте. Какая огромная "картотека" игр для мелкой моторики. Просто готовое методическое пособие. Мы многие игры переняли у Вас, но вот нечасто их использую девчонки, т.к. ребятишек много и тяжело уследить за безопасностью. А по утрам и вечерами дети с удовольствием копошатся, им очень нравится играть не с машинками и куклами, а с чем-то нетрадиционным.
ОтветитьУдалитьСоглашусь, Тамара Степановна, с большим количеством малышей трудно уследить за безопасностью, потом не будешь знать, в каких углах искать... И какие молодцы воспитатели, что нашли выход из ситуации!
УдалитьЖанна Витальевна, спасибо за интересную подборку. Многое из Вашей подборки мы уже используем, но у Вас такая фантазия!-не угнаться!
ОтветитьУдалитьЕлена Викторовна, так занимаясь со всеми этими материалами практически ежедневно, мы (вернее я, дети-то каждый год новые)уже ими пресытились, вот и придумываю постоянно новые варианты. Идей - море, не все успеваю реализовать...
УдалитьПриятно, что коллеги из Вашего ДОУ перенимают наш опыт, используют на практике игры и упражнения.
Занна, как же повезло вашим малышам! Воспитатель, не боящийся просыпать на пол песок или пролить пару капель воды - такая редкость. У нас в городе, наверное, реальнее встретить мамонта )))
ОтветитьУдалитьи у нас мамонты встречаются чаще.. Жанна- уникум..
УдалитьНе боюсь, потому что знаю, что сама же и уберу. Да и помощницы у нас умнички, всегда помогут, никогда не ворчат. Либо я веду детей мыть руки, помощники убирают на полу, либо они ведут детей мыть руки, я - убираю. Без разницы.
УдалитьНу про мамонта, девочки, рассмешили...
Дома мы всё это практикуем каждый день. Недавно делали искусственный снег, сегодня замораживали воду в разных ёмкостях. Но вот чтобы тоже самое было в садике, разве что пластилин. Завтра первый день идем в сад после длительной отсидки, Полина не испытывает особого энтузиазма.
ОтветитьУдалитьМаша, возможно, что не все уж так и плохо в группе у Поли. Пластилин - это уже хорошо! А Вы возьмите и сами принесите воспитателям немного природного материала в какой-нибудь красивой коробочке, предложите это использовать в играх, в продуктивной деятельности... Вдруг они заинтересуются, увлекутся!
УдалитьДа я не жалуюсь. У нас с детьми занимаются, может быть, не так разнообразно, но всё-таки. А то последнее время очень часто слышу, что детям в детском саду включают мультики.
УдалитьК сожалению, да, бывает и такое...😟
УдалитьЗдравствуйте, Жанна. :) Отличная подборка из личного опыта! Любовалась...
ОтветитьУдалитьКатерина, благодарю! Я знаю, что Вам все это близко и знакомо, что сами все используете... Обнимаю!
УдалитьЖанна Витальевна, все-все стараюсь применить на занятиях с Милашей, советую друзьям, знакомым. Спасибо за Ваши всегда актуальные публикации
ОтветитьУдалитьВы такая молодец, Анна Борисовна! Вас уже можно отправлять лекции читать на курсах повышения квалификации для педагогов ДОУ... Мне приятно, что материалы блога приносят пользу, применяются на практике.
УдалитьКак же много замечательных идей. Я все никак не соберусь снег искусственный сделать, а надо бы! Спасибо Вам, Жанна Витальевна!
ОтветитьУдалитьВы идеальный воспитатель!
А ведь все, на самом деле, проще простого! Согласны, Анжелика? Все это есть под рукой. Воспитатель всегда может привлечь родителей к созданию коллекции природного и бросового материала, но здесь не это самое главное, главное в том, чтобы воспитателю все это было самому интересно... Мне просто самой все это интересно, нежели игры с куклами и машинками. С куклами девочки умеют играть, это у них на инстинктивном уровне, а мальчики умеют играть с машинками - это тоже у них в крови...
УдалитьА снежок сделайте обязательно, он понравится не только Леве, но и Яне.
Согласна!
УдалитьПрисоединюсь к словам Анжелики!
ОтветитьУдалитьСколько всего у Вас - и палочки,и камешки (наш Лёва обязательно оценил бы!), и даже снег!
Жанна Витальевна, а в следующем году опять малышей возьмете? Представляю,как скучают о Вас детки, которые в прошлом году с Вами были...
Да, в следующем году снова новые дети. Специфика нашего ДОУ такова, что комиссия из тубдиспансера дает путевки на год. Кого-то выписывают, кто-то остается и переходит в другую возрастную группу. Те, кто остается, у нас участки через заборчик, так они все время подбегают к нам, здороваются, ручкой машут, просятся погулять на нашем участке. :))
УдалитьСпасибо, Алеся!
Какие великолепные занятия и очень полезные материалы! Как жаль, что родителям чаще проще не дать, спрятать, чем следить и убирать. А ведь такие занятия просто невероятно полезны для детей!
ОтветитьУдалитьА ведь за одним ребенком легче уследить, чем за группой...😉И тем более - ведь это единственное, свое, родное... но претензий к воспитателям, учителям у таких родителе, хоть отбавляй...
УдалитьДобрый вечер, Жанна! Какие интересные и полезные занятия для детей! У меня есть сыночек, я обязательно попробую сделать с ним искусственный снег.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Наталья Владимировна. Рада видеть Вас в гостях.
УдалитьЭто лишь малая часть показана, чем и как мы занимаемся с малышами...
Приятна Ваша оценка. А снег, конечно, попробуйте. Думаю, такие игры в любом возрасте полезны, интересны.
Спасибо вам за вашу работу. Попав к вам на сайт нашла много идей попробую сделать не что подобное дома для своих детей!!
ОтветитьУдалитьСветлана, спасибо за прогулку по блогу, комментарии, добрые слова. Рада, что материалы, оказались полезными.
УдалитьКаталог для развития мелкой моторики! Все-все здорово! Спасибо Вам, Жанна, особенно видео вдохновляет: такие игрушки-заместители стоит только дать и наблюдать,а дети столько действий с ними придумают! А тактильная польза от взаимодействия с природным материалом чего стоит!
ОтветитьУдалитьСогласна, Елена - дети сами придумают игры, нам нужно только им предлагать разные материалы...
УдалитьЗдравствуйте, Жанна Витальевна ! Очень интересный блог. Спасибо за возможность познакомиться с вашим опытом.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Лилия.
УдалитьРада, что материал Вам понравился, надеюсь, что окажется полезным. :)
Спасибо.
Большое спасибо, Жанна! Очень полезный и интересный материал для коллег и родителей! А сколько пользы деткам от этих игр! Бесценный опыт!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Наталья.
УдалитьХочется верить, что материалы блога приносят и коллегам, и родителям пользу.🙂
Игры просты, но очень эффективны.
Спасибо за поддержку.