Часто родители затрудняются в правильной
оценке состояния речи своего малыша.
Многие не знают, как и когда ребенок должен
заговорить? В каких случаях стоит волноваться, а в каких просто подождать.
Как
не пропустить момент, когда ему, возможно, понадобится помощь специалистов?
На
эти вопросы легче ответить, когда вы знакомы с нормами речевого развития, т.к.
зная норму, можно выявить и задержку.
Ознакомившись с кратким обзором
речевого онтогенеза в работе Гвоздева А.Н. «Вопросы изучения детской речи» (издательство
Детство-Пресс, 2007), родители смогут точнее выявить актуальный уровень
речевого развития своего малыша.
В первый год жизни наблюдаются предпосылки речевого развития.
1-е полугодие – звуко-подражание (гуление).
2-е полугодие – лепет. В это время ребенком
приобретается пассивный словарь. Ребенок понимает отдельные слова, обращенные к
нему.
1 год. Появляются отдельные слова
(автономная детская речь). Она не понятна для окружающих, многозначна,
ситуативна, аграмматична.
На данном этапе речевого развития
следует обратиться к логопеду, если ребенок к году не произносит ни слова, не
выполняет простейшие просьбы (дай,
покажи, возьми), не реагирует на похвалу или порицание.
1 – 3 года. Активный и пассивный словари растут.
В полтора года – 100 слов, в 3 года – 1000 / 1500 слов. Ребенок начинает
говорить предложениями. К 3-м годам правильно произносит звуки (исключение
могут составлять сонорные звуки).
Вы должны быть обеспокоены, если у
ребенка в два года отсутствует фраза, он плохо понимает обращенную к нему речь,
произносит только усеченные слова (ба – собака, ма - машина). А в три года не
составляет фразу из 2-3 слов, не называет известные ему предметы, не знает
основных цветов, путает понятия «верх-низ».
3 – 7 лет. Словарный запас 2500 – 3000 слов.
Наблюдается словотворчество (слова создаются
по правилам грамматики). К семи годам ребенок должен уметь строить любое
предложение, правильно произносить все звуки. Речь становится родной. В этот
период появляется эгоцентрическая речь, не имеющая коммуникативной функции
(комментирует собственные действия), затем это переходит во внутреннюю речь. К 7
годам появляется контекстная речь (полная, развернутая).
В четыре года необходимо обратиться к специалисту, если ребенок не отвечает на
простейшие вопросы: «Кто?», «Что?», «Где?», неправильно произносит большую
часть звуков, употребляет фразы, состоящие не более чем из 4 слов, неправильно
использует падежные окончания имен существительных, предлогов.
Обязательно идите к логопеду, если
пятилетний ребенок неправильно строит фразы, искажает или не произносит звуки речи, пропускает согласные звуки там, где они стоят рядом - «говик» «снеговик», допускает в речи аграмматизмы (деревы, на деревах, окны,
лобы…).
И еще важно знать и помнить, что логопедический диагноз – это не повод
для паники, а руководство к ДЕЙСТВИЮ!
Комментариев нет:
Отправить комментарий