суббота, 17 августа 2013 г.

Секреты мотивации: зачем учиться?



Вот и подходят летние каникулы к концу...
1 сентября не за горами.
И сегодня мы поговорим о секретах мотивации.
Зачем ребенку учиться?
И какова роль взрослого в этом?



Педагоги отмечают, что у современных детей большие проблемы с мотивацией. 
Раньше основным стимулом к учебе были хорошие оценки, признание в среде сверстников, желание угодить родителям или даже получить медаль.

Теперь золотая и серебряная медали не дают пропуск в ВУЗ с успешно сданным одним экзаменом, и хорошие оценки в аттестате на будущее тоже не повлияют, главное – результат ЕГЭ. 
В связи с этим у учеников нет стремления к познавательной активности, школьные задания выполняются больше по шаблону и для отписки, мало кто интересуется сутью, желает копнуть вглубь и дойти до природы вещей. 

«Знания пригодятся тебе в жизни, они расширяют кругозор» – эти слова не несут никакого смысла для детского восприятия. «Когда-нибудь в жизни» – все это очень умозрительно. Ребенку же интересно существовать в моменте. А значит, тяга к знаниям должна быть внутренней потребностью. И развивать ее необходимо задолго до школы.

«Какие книжки? Какие задачки? У ребенка детство – так пусть наиграется!» – не такая уж редкая реакция родителей на дошкольное развитие. И кто будет отрицать, все так: детство, игры – это действительно основной приоритет дошкольника.

Но каково приходится ребенку, который был свободен в выборе занятий,  не приучен к режиму дня, не был знаком с детским садом и вдруг попал на школьную подготовку, а потом и в первый класс, где необходимо высиживать положенные 40 минут и выполнять все, что говорит учитель.

Можно было бы махнуть рукой, если бы мы жили в иллюзорном мире – без современных школ, к которым и у учителей, и у родителей масса претензий. Но мир таков, какой есть, и наши дети в положенном возрасте идут в школу с ее утвержденными стандартами, учебной программой, с не всегда чуткими педагогами, которые,  тем не менее, стараются выполнять свою работу. И вот здесь очень важно, чтобы дети даже не в самых комфортных условиях сохраняли интерес к учебе. Мотивация к получению знаний – это то, чем родителям будущих школьников стоит озаботиться заранее.

Создайте атмосферу

Книги, развивающие игрушки, посещение музеев и театров – все это возможность узнавать новое. Атмосфера, в которой учеба – образ жизни, создается родителями, и они же могут подать детям лучший пример. Родители сами должны быть открыты новому!  Читать,  делиться прочитанным, путешествовать, открывать новые места в родном городе!

Дошкольный возраст – это возраст любопытства, главная детская эмоция в это время – удивление, поэтому сейчас, когда дети в самом расцвете периода «как?» и «почему?», большой ошибкой будет игнорировать их вопросы. Родитель для маленького ребенка – главный источник знаний. Второй такой источник, конечно, книга. Ребенок должен видеть в доме и родительских руках разную литературу и печатные материалы. Всегда должно быть на виду что-то, что можно прочитать.
Из этих же познавательных соображений не стоит запрещать ребенку разбирать (по мнению взрослых – ломать) игрушки: это один из способов ребенка понять, как устроен мир.

Добавляйте учебный элемент в игру

Учиться – не означает сесть за письменный стол, достать учебник и выполнять задания по образцу. К этому постепенно можно прийти, но начинать занятия с маленькими детьми стоит только в игровой форме. Считать, повторять цвета, узнавать свойства предметов гораздо интереснее на прогулке, трогая и сравнивая. Изучить право и лево можно легко во время регулярной зарядки.

Развивать память – во время простой игры: накрываете несколько игрушек платком (лучше, если это будут знакомые и связанные между собой предметы, например,  фигурки персонажей любимого мультфильма), просите ребенка запомнить игрушки и закрыть глаза, убираете один предмет за спину и спрашиваете: кто исчез? В эти своеобразные прятки дети могут играть очень долго, если то, что прячется под платком, им нравится. Таким образом, в любую игру можно внести небольшой учебный элемент.

Научите детей добывать информацию

Рано или поздно у ребенка возникнет вопрос, на которой вы не будете знать ответа. И тогда у вас появится отличная возможность продемонстрировать, как вы сами ищете ответ на вопрос в энциклопедиях, словарях, интернете. Подогревайте интерес к тому, чем ребенок уже заинтересовался. Он увлекся Древним Египтом? Сходите вместе в книжный магазин и выберите новую литературу по этой теме, смастерите вместе пирамиду, найдите в сети документальные фильмы и вместе посмотрите их. Дайте ребенку понять, что чем больше информации он узнает, тем лучше разберется в предмете.

Важно научить ребенка выражать свое мнение, задавать вопросы, делать выбор. Для этого возможность выбора нужно предоставлять с раннего возраста: в чем ребенок сегодня хочет идти в детский сад, какую книгу почитать перед сном, какой кружок ему было бы интересно посещать: ИЗО или ритмику. Пусть младший член семьи принимает участие в обсуждении семейных вопросов, даже если он пока только слушатель. То, что он сидит рядом с вами, повышает значимость его мнения и присутствия.

Подстраивайте учебные пособия под ребенка

Если ребенок отказывается выполнять какой-либо тип заданий, не настаивайте, переходите к следующим.  До некоторых вещей нужно дорасти. Возраст, указанный на учебном пособии, не должен быть маяком, означающим, что ваш пятилетка не справляется с заданием, данным для возраста 4-5.

Занимайтесь вместе

Многие дела можно и нужно делать вдвоем: рисовать одну на двоих картину, раскрашивать, мастерить поделки. Даже задания в развивающих пособиях можно разделить. Во-первых, самое ценное для ребенка – родитель рядом с ним, во-вторых, он видит результат совместной деятельности, а в-третьих, просто оставаясь рядом, вы развиваете усидчивость, которая будет необходима в школе.
Играя вместе, вы можете проследить за настроением ребенка, увидеть, что вызывает у него трудности. Но важный момент: почувствуйте, с какими заданиями ребенку важно справиться самостоятельно, а в какой момент можно подключиться с помощью. Некоторые, даже очень маленькие дети, расстраиваются, когда родители им подсказывают слово, не дожидаясь, когда малыши сами найдут ответ, и тем самым лишают их радости от внезапной догадки.

Придерживайтесь режима дня

Режим нужен не только для того, чтобы упорядочить день, но и выработать привычку чередовать активные игры и занятия – это такая репетиция будущей схемы «урок-перемена». Например, после обеда у вас традиционные полчаса чтения, потом ребенок смотрит мультфильм, затем вы идете на прогулку, а после улицы садитесь рисовать или играть с азбукой и т.д.

Развивайте таланты

Если вы заметили у ребенка склонность к определенной деятельности, будь то спорт, танцы, лепка или конструирование, если в его жизни есть большое увлечение, обязательно развивайте его в этом направлении. Даже если впоследствии какие-то школьные предметы будут вызывать сложности, у ребенка будет свое «зато», свой конек, любимое дело, которое придает уверенности в себе и дает силы учить даже не самые легкие предметы.

Создавайте небольшие сложности

Настойчивость и целеустремленность развиваются, когда есть мотив к преодолению трудностей. Так младенец начинает ползать, когда хочет дотянуться до привлекательной игрушки. В жизни любого ребенка должен быть вызов, побуждающий его приложить усилия. Справляясь с поставленной задачей, ребенок получает большое удовлетворение, и это чувство, к которому он стремится в дальнейшем, берясь за новые задачи.

Но давая новое, чуть более сложное задание, убедитесь в том, что ребенок усвоил пройденный материал. Большинству детей нужно закрепить материал несколько раз, чтобы хорошо его понять. Поэтому начните свой домашний урок с того, что ребенку хорошо знакомо. Правильно ответив на ваши вопросы, он положительно настроится на занятие.

Не преувеличивайте роль наград

Однажды сладости и игрушки, обещанные за выполнение родительской просьбы, перестают работать, их становится недостаточно. Ребенок должен испытывать внутреннее удовлетворение от сделанного, поэтому не стоит все успехи оценивать материальным призом. В идеале мотивированный ребенок выполняет задание не потому, что он ждет награды, а потому, что ему это интересно. И улыбка родителя и добрые слова похвалы от них – не меньшая награда, чем новая игрушка.

Ориентируйте ребенка на успех

Когда спортивные тренеры и психологи настраивают игроков перед матчем, они произносят емкие фразы, позволяющие спортсменам сконцентрироваться и поверить в победу. Родитель, зная особенности своего ребенка, может подбадривать его простыми словами: «У тебя все получится», «Ты справишься», «Все будет хорошо» и т.д. Из спортивной практики можно взять и другую идею – ставить цель, к которой ребенок будет стремиться. Чтобы идея работала эффективнее, цель можно изобразить в виде картинки или записать большими буквами – визуальное напоминание работает лучше вербального.

Обязательно нужно отмечать все, даже малейшие достижения ребенка в учебе. Дети не умеют воспринимать критику, а вот похвала для них очень важна. Без признания и успеха не будет желания развиваться дальше. Поэтому, интересуясь делами в детском саду, на кружке, подготовке или в школе, стоит делать акцент не на том, был ли ребенок первым, получил ли он сегодня хорошую оценку (звездочку, наклейку на тетрадь), а на том, чему он научился, что интересного сумел сделать.

Будьте терпеливы

Лучше если подготовкой ребенка к школе будет заниматься член семьи, менее склонный к раздражению. Дети любят подолгу раскладывать карандаши перед занятием, зависать и задумываться над заданиями, которые взрослым кажутся очень простыми, и здесь важно не торопить, дать возможность размышлять. Дети чутко замечают, когда родитель нервничает, и могут замяться еще больше. Обстановка на занятии должна быть спокойной и доброжелательной, и обязательно привносить в домашние уроки элемент игры и шуток.

Игровая форма занятий и положительный родительский настрой помогут обрести навыки, которыми обладает мотивированный ребенок:
  1. умение концентрироваться;
  2. выбор заданий с повышенной сложностью;
  3. умение справляться с проблемами;
  4. самостоятельное выполнение уроков без родительского напоминания;
  5. положительное отношение к школе и процессу учебы.
В конечном итоге мотивация – это внутренний стимул, который ребенок однажды должен почувствовать в себе сам. Но пока он еще маленький, родитель своей поддержкой и личным примером может ему в этом поспособствовать.

Вы прочли статью до конца? Согласитесь, она  стоила этого!

24 комментария:

  1. Спасибо! Замечательный материал.

    ОтветитьУдалить
  2. Да, материал мне тоже очень понравился, Лариса, поэтому и решила разместить в блоге. Искала информацию, когда сын готовился к походу в первый класс, много тогда читала на эту тему. Вот поэтому и источник сейчас не смогла указать, потому что не помню, где брала. Но надеюсь, автор меня простит.

    ОтветитьУдалить
  3. Отличные советы! И так вовремя! Спасибо огромное!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Ирина, рекомендации отличные! Я когда вчера у Вас блоге читала об учебе, подумала, ну надо же, не я одна думаю о приближении школы, ведь у меня тоже запланировано на завтра сообщение об этом... Так что моряк моряка видит издалека...
      Будем готовиться к учебному процессу!

      Удалить
  4. Спасибо, Жанна Витальевна, очень нужный для родителей материал! Очень рада, что вопрос мотивации к учебе подняли именно в блоге "дошкольников", иногда в 1 классе приходится уже "пожинать плоды" незнания родителей))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Анатольевна! Что верно, то верно, порой родители сами и виноваты в трудностях ребенка в школе. Рассуждают так: отдали в садик - там всему научат, отдали в школу - на то они и учителя, чтобы учить...
      Грустно от такой неграмотности.

      Удалить
  5. Маленьких детей все таки легче мотивировать, они наивны. Хотя и многое уже понимают. А вот со старшими школьниками очень сложно. Ведь часто люди с хорошим образованием не могут найти достойную работу. И дети все это подмечают и делают выводы - а зачем хорошо учиться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуте, Даша, мне кажется, Вы немно неправильно привели сравнение. Бывает, да, что не могут люди найти хорошо оплачиваемую работу, но при этом они стремятся, ведут достойный образ жизни, читают, посещают театры и пр., вот это и есть пример для мотивации. Ведь, мамы-домохозяйки - тоже когда-то учились, а теперь "сидят" дома... И то чему они научились до появления ребенка, теперь вкладывают с свою семью и при этом постоянно самосовершенствуются.
      Старшие школьники - это, не спорю, сложный возраст. Вот поэтому-то и нужно заниматься с детьми с самого рождения, чтобы они знали, что это НОРМА, а по другому не бывает. Спасибо, что поделились своим мнением, Даша. Всегда рада, когда Вы заглядываете в гости!

      Удалить
    2. Жаннночка, я с вами полностью согласна. Скорее просто не полностью выразила свои мысли. Мне приходится много общаться с детьми старшего школьного возраста, слышать от родственников (детей) чем живут сейчас подростки. И очень жаль, что престиж образования падает, прививаются в семьях сомнительные ценности. Жизнь человека многогранна, не нужно останавливаться, нужно пробовать и не бояться найти себя. Образование будет подспорьем и даст возможность увидеть больше путей и получить больше возможностей для развития.
      Но многие семьи считают, что воспитанием должны заниматься учреждения – садики, школы, училища … И это совершенно не правильно. Семья имеет первоочередное влияние на развитие ребенка. Только мама и папа могут увидеть, дать расправить крылья, поддержать растущего малыша. И для этого не обязательно иметь много денег и времени.
      Когда я преподавала в школе, то очень приятно было работать с родителями внимательными. Мы вместе искали пути, как найти ту дорожку, что сможет пробудить желание учиться. И очень было обидно видеть (даже не по отношению к себе, обидно и жаль ученика) родительское безразличие. Просто сердце плакало, когда понимала, что этот первоклашка дома никому не нужен и всем наплевать на его успехи или неудачи.
      Родители – это главный пример для подражания. Даже для неосознанного. Если мама каждый день не сидит за просмотром сериалов, а например, вяжет, то растущая дочь скорее всего этим заинтересуется. И не нужно бояться испорченных ниток и поколотых пальцев. Это не важно. Важно поддержать первое желание.
      Ой, так много написала. Меня всегда тревожит эта тема, живу в поселке и вижу сплошную деградацию среди детей. Но что может быть при таких родителях, которые позволяют материться в присутствии детей (да и вообще материться).
      Кстати теперь я мама – домохозяйка, которая имеет свое дело именно благодаря образованию, стремлению учиться и узнавать новое.

      Удалить
    3. Даша, как здорово Вы написали! И мне очень приятно, что наши точки зрения совпадают!!!
      Спасибо!!! Честно говоря, не знала, что вы домохозяйка, пример привела случайно, но вот видите, попала в точку.

      Удалить
    4. Жанна, можно и после сорока изменить свою жизнь. Это точно. До 20 закончила педагогический вуз. А после тридцати выучилась на оператора ПК, имею разряд. Потом менеджмент, бухгалтерия. Причем последние две профессии получила бесплатно. Нашла в городе организацию с грандовой программой. Они предлагали тренинги, обучение. Учиться можно всегда. У меня уже взрослая дочь. Жизнь как-то устаканилась. Поэтому занимаюсь строительством дома самостоятельно. Освоила еще попутно несколько профессий. Отлично ложу гипсокартон, штукатурю. Работа – это мои сайты, пишу статьи, занимаюсь их продвижением (это еще парочка профессий). А для души – рукоделие. Учу китайский язык. И если кто подумает что здорово, значит есть на все силы и здоровье, то это будет глубокое заблуждение. У меня остеохондроз, проблемы с суставами, сорванные почки. Но это все можно тормозить упражнениями.
      Может я написала много о себе, но из этого всего хочу сделать вывод – это все получается успевать благодаря четкой организации времени. Дедушка (по маминой линии) занимался моим воспитанием. Он был завучем в школе, поэтому умел организовывать процессы. Этому нужно учить с раннего детства. И тогда это станет нормой жизни и просто будет происходить автоматически. Даже есть такой термин – НОТ, то есть Научная Организация Труда.

      Удалить
    5. Даша, какая Вы умница!!! Прочитала на одном дыхании! Вызывает огромное уважение!
      Я тоже не сижу без дела (не люблю), но, конечно, не в таком размахе... Как говорит Богдан Титомир: "Респект и уважуха!"
      А по поводу НОТа - согласна полностью. Помню, когда встал вопрос о месте определения учебы дочери, я выбрала гимназию с дополнительным эстетическим образованием (выдается по окончании два аттестата), но это было далеко от дома. Муж не понимал: зачем? Вот закончит начальную школу, тогда видно будет, а сейчас нужно рядом с домом. На что я ему тогда ответила: "Ребенок сразу должен знать , что такой вид учебы нормален, а по другому не может быть" И оказалась права. Дочь, а теперь и сын там учится, убеждены, что так учатся все дети вокруг: с утра уроки общеобразовательные, затем дополнительные ( у каждого свое: танцы, фортепиано, декоративно-прикладное искусство и пр.). И только вечером домой. Все распределено равномерно, есть время и для отдыха. НОТ.

      Удалить
    6. Жанночка, как здорово. Конечно, после 10-ти лет ребенок уже практически сформированная личность. Поэтому лучше рано, чем поздно. Удачи вашим деткам в учебе. Такая гимназия, отличное решение. А вот общеобразовательная школа, к сожалению, часто все усредняет. Многим деткам учиться там скучно и не интересно.

      Удалить
  6. Жанна, я прочла статью до конца! И она этого стоила! Нам до школы год ещё, так что готовимся.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Евгения, здравствуйте! Что ж, остается пожелать Вам всего хорошего и успехов в подготовке к школе!
      Спасибо!

      Удалить
  7. В пятницу прочитала статью Владимира Строгецкого о реформировании образования в исторической и современной России - впечатлило не смотря на субъективность каждого, даже профессорского мнения.
    И сейчас подумала, что заниматься с детьми надо бесспорно, но хорошего школьного образования ничто не заменит, разве только полноценное домашнее. И сколько не мотивируй словами и назиданиями, уровень образованности падает и падает. Проверка знаний - лучшая мотивация для учеников.
    Конечно, есть и самообразование. Вот тут мотивация играет первостепенное значение. И в этом, конечно, большую роль играет воспитание в семье. Но сознательное желание такого самообразования приходит позже, в более или менее сознательном же возрасте.
    А вот в юном возрасте образованию и кругозору способствует любознательность. А вот почему некоторые дети таковым не обладают... Даже при одинаковом воспитании детишек в одной семье дети иногда получаются разными... У меня есть такие примеры. Как ты, Жанночка, думаешь?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна! Очень интересно было прочитать Ваши мысли. И конечно, во многом с Вами согласна - только совместный пример (дом+садик+школа), дадут положительный результат.И постоянная проверка знаний. Ведь ребенок, как губка, все впитывает... В одной семье, а дети получаются разные? Ну вот, взять хотя бы моих детей - они разные, даже по той простой причине, что они разнополые и разница в возрасте 8,6 лет. Дочь не нужно было специально мотивировать, она сама все делала, читала, учила и пр. И вот сейчас закончив 1 курс института востоковедения (очно), поступила еще в юридический (заочно) - сказала, что хочет хорошее образование, чтобы можно было работать за границей... А вот сына нужно постоянно мотивировать! Редко, когда сам проявит желание. Но я думаю, что все равно, если поддерживать, то сознательное желание (как Вы и сказали) придет к нему, но позже!Очень на это надеюсь.
      Ведь, что такое мотивация - это внутренний стимул, который ребенок однажды должен почувствовать в себе сам.
      Не знаю, смогла ли ответить на Ваш вопрос, Татьяна, я не психолог, просто очень бы хотелось, чтобы родители, не смотря ни на что, любили бы своих детей и всегда приходили им на помощь, проявляя при этом ТЕРПЕНИЕ.
      Спасибо!

      Удалить
    2. Так значит, на примере твоих, Жанночка, детей, внутренняя мотивация не всегда или никогда не зависит от того, как ты занимаешься с ребенком. Может быть, тут вступает в действие какое-то внутреннее устройство ребенка?
      А вот еще вопросик :) - почету иногда у отличников кругозор гораздо уже, чем, скажем, у троечников?))) Всё та же любознательность и натура?

      Удалить
    3. Ой, Татьяна, какими сложными вопросами Вы меня забросали...
      Не спорю, никто не сбрасывает со счетов личностные качества ребенка - характер,темперамент, способности пр.
      А оценивание знаний отличников и троечников, думаю, зависит от учителей, бывает, что отличник просто напросто послушный ребенок и зубрилка, а троечник, на самом деле очень способный ученик, но проблемный в поведении и т.д.
      В данном случае, мне трудно рассуждать, делать какие-то умозаключения, это не в моей компетенции. Я всего лишь воспитатель группы раннего возраста и мама 10 и 18 летних детей.
      Спасибо!

      Удалить
    4. Прошу прощения!))) В общем, конечно, всё ясно! Спасибо!

      Удалить
    5. Вам спасибо, Татьяна, благодаря Вам погуглила, нашла статью профессора Владимира Строгецкого (не знаю, правда, та или нет), с большим интересом прочла. У него еще есть другие интересные публикации, тоже хочу посмотреть.

      Удалить
    6. Д, я видела. При возможности обязательно прочитаю. А читала вот эту: «Историческая Россия, СССР, РФ. Сравнительный анализ целей и результатов реформирования образования».

      Удалить
  8. Жанна Витальевна, спасибо большое за статью - отличные рекомендации)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я рада, Марина, что Вам понравилась статья. Действительно, автор обращает внимание на важные вещи и дает хорошие рекомендации. :)

      Удалить