Научить детей замечать прекрасное в окружающей жизни
- один из основных путей активизации образного мышления.
Человек, обладающий образным мышлением,
видит мир иначе - более ярким, праздничным.
Это преображает всю его жизнь.
Эстетические переживания - естественный возбудитель работы мозга. Доказано: когда обучение опирается только на логическое мышление, возможности мозга используются лишь частично. Физиологи пришли к заключению, что при односторонней загрузке левого полушария головного мозга, ведающего речевыми функциями и абстрактным мышлением, уменьшается продуктивность умственного труда, возрастает опасность стресса. В таких случаях правое полушарие, управляющее образно-познавательным процессом, недостаточно загружено.
Рекомендации физиологов педагогам:
- необходимо повысить роль наглядных пособий;
- шире использовать цветовую и музыкальную информацию.
Стимулировать активность правого полушария, а следовательно работу мозга в целом, можно, раскрывая детям красоту природы, приобщая их к искусству.
Вы сейчас, наверное, подумали: " Вот это загрузила нас сегодня Жанна Витальевна"... Ничего подобного! Просто я, в который раз, хотела напомнить взрослым, как важно давать детям возможность чаще бывать на природе, прививать ребёнку любовь к природе, учить замечать и видеть красоту вокруг нас, порой такую тихую и неброскую, воспринимать пейзажи не в черно-белом цвете, а многоцветно.
Дровосек большой |
Гравилат городской |
Существует древняя притча:
"В глубину тайны мира неуверенной стопою идёт неопытный путник, жалуясь на израненные ноги; он не знает, что не ноги ему нужны в этом трудном походе, а крылья - крылья вдохновения".
Рудбекия... Словно инопланетное существо... |
Когда в жизнь ребёнка приходит вдохновение, то начинает активизироваться образное мышление и это выводит его систему развития на более высокий уровень.
Тысячелистник садовый |
Рассказывают, что наших туристов, приехавших в Японию, привозят на автобусах в горы и оставляют там почти на час. Туристы возмущаются: "Мы теряем время: тут же ни музеев, ни магазинов, одни скалы". Японцы вежливо разъясняют: "В вашей сегодняшней программе эти 45 минут отводятся для любования природой".
Созерцание скал, цветущей сакуры, праздничных фонариков, составление букетов...
Может быть, одна из причин того, что маленькая Япония достигла высот в развитии науки и техники, и состоит в том, что там отводят специальное время для созерцания природы? Нет, это не пустая трата времени.
Игнорируя тягу детей к общению с природой, взрослые закрывают доступный и естественный для их возраста канал развития творчества.
В итоге личность безвозвратно теряет какие-то оттенки чувств, нюансы восприятия жизни, творческого отношения к ней.
Флоксы в утренней росе |
Мох, который покрыл бревно в курятнике |
Очень любят рудбекию насекомые |
Рудбекия распускается... |
Настурция, ну, ооочень крупным планом |
В жизни наших детей должно отводиться специально для общения с природой время, достаточное для того, чтобы она успела одарить их своей живительной силой.
Жаль, что мысль эта пока владеет сознанием далеко не каждого взрослого...
В статье использован материал Л. Кузнецовой "Мир природы и развитие образного мышления школьника"; фотографии из личного архива семьи Шайдаровых.
Жаль, что мысль эта пока владеет сознанием далеко не каждого взрослого...
В статье использован материал Л. Кузнецовой "Мир природы и развитие образного мышления школьника"; фотографии из личного архива семьи Шайдаровых.
Этот день в истории блога
2012 год: Прогулка - источник новых впечатлений
2013 год: Развивающее пособие за 5 минут
Жанна, ты совершенно права, как это важно привить ребенку любовь к природе и к искусству. Но художником станет конечно не каждый ребенок, но любить природу должен каждый. Фото отличные!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Наташа! Приятно, что поддержали тему и оценили фотографии.
УдалитьЖАнна, какой пост! Супер! Фот - сказка!
ОтветитьУдалитьМы вот только что приехали с отдыха на природе - сижу жду очередь в ванную, а тут Ваш пост! Как он мне именно сейчас близок! Любовались природой - 24 часа подряд! НЕобыкновенно! Ребенку - жизненно необходимо!
ВОт сейчас что я наблюдаю: развивают у детей логику, учат читать и считать (это некая абстракция, знак - символ, а не образ) почти с пеленок, затем самым теряют драгоценное время. Ведь в дошкольном возрасте преобладает образное мышление, а потом оно уже не может так развиваться (сензитивный период-дошкольное время). А природа- это ведь просто кладезь образов: на что похожи камни, листья, палки и т.д. (вы сами все это знаете).
Еще раз спасибо! Образы, представленные Вами - это красота!
Алёна, спасибо за поддержку! Мы сейчас с Андреем находимся на отдыхе и общаемся с природой по полной программе... Нет, по реке, конечно, не сплавляемся, но тоже происходит много чего нового и познавательного.
УдалитьЖанна Витальевна,какие великолепные фото,а ещё больше всего понравился рассказ.Перечитала 5 раз,не поверите!!
ОтветитьУдалитьЖанна Витальевна,у Вас новенькая шапочка у блога-КЛАСС!!! Мне очень нравится-УМНИЧКА ВЫ!!!
В написании текста опиралась на статью в журнале за 1996 (!) год, текст большущий, научный, вот перекроила, упростила, добавила свои мысли и получилась неплохая статья. Сама перечитывала много раз... Спасибо, Светлана Витальевна!
УдалитьБлагодарю за похвалу - теперь видно, что это блог воспитателя детского сада...
Жанна Витальевна, как я с Вами согласна! Надо развивать у детей чувство прекрасного, учить видеть красоту, любоваться ею. Японцы это делать умеют)
ОтветитьУдалитьСпасибо, за фотографии! Чудесные!
Ольга Александровна, Вы меня понимаете, ведь Вы работаете с детьми, сталкиваетесь с этим каждый день. Ну, если не родители, то мы-то, те, кто с детьми работает, должны(?) это делать!!!
УдалитьОчень красивые фото, прочитала и отдохнула душой... Спасибо...
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Татьяна! Рада, что вам понравилось! В Вашем положении очень важно отдыхать, наслаждаться прекрасным, слушать музыку... Успехов!
УдалитьСпасибо, за интерересный пост! Согласна с каждым словом,и сама давно занимаюсь изучением этого вопроса и развитием этого в своих детях! Очень хочется увидеть в Вашем блоге Ваши примеры развития образного мышления у детей))
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна! Вы - молодец, приобщаете своих детей к творчеству, искусству, занимаетесь их разносторонним развитием.
УдалитьСпасибо, что заглянули, поделились своим мнением. Мне очень интересно и важно знать мнение читателей.
Жанна Витальевна, у вас даже фото по цветовой гамме подобраны, как некая икебана. Все красиво и поучительно!
ОтветитьУдалитьЯ на днях на пляже наблюдала такую картину. Сидят люди, разморенные солнцем, но на крик "ОГРОМНАЯ МЕДУЗА", как по команде выудили из сумок увесистые фотоаппараты (а до этого и не знала, что почти все "соседи" снабжены такой техникой), и бегом в море фотографировать гостью. Надеюсь, что и мои фото получились, думаю написать пост об уникальном природном уголке, который посетила.
Здравствуйте, Галина Станиславовна! Мне очень приятно, что Вам понравился пост.
УдалитьЗаинтересовали медузой... Жду!
Спасибо!!!
Да-да, об этом всегда надо напоминать! Мы часто так быстро бежим по жизни и детей за собой тащим, что ничего не замечаем вокруг. Хотя с нашим Федей не разгонишься - плетется, как черепаха. Зато успевает все не только рассмотреть, но и понюхать и послушать. Постоянно спрашивает: что это за звук, чем это пахнет, и , традиционно, что это?))))))
ОтветитьУдалитьВот Фёдор молодчина! Настоящий юный исследователь! Поддерживайте его обязательно.Глядишь, скоро и младшенький подтянется... А что? Братья Тихоновы! Класс!
УдалитьСпасибо, Юля!!!
В поддержку к вышесказанному..Это точно бежим и не видим, что происходит вокруг. Особенно те, кто за рулём. Вот и я одно время ездила и ничего не видела. А потом в силу обстоятельств на какое-то время перестала, так я как будто проснулась и увидела мир другими глазами. Как тает снег, как капает капель с крыш, зеленеющую траву и мн.др. чудеса природы. Так что надо, обязательно надо, приучать видеть детей, то "невидимое" в суете повседневности. А детишки они же всегда готовы, и столько удовольствия в их глазах можно увидеть)) Я знаю, я видела.
ОтветитьУдалитьЖанна Витальевна, пост отличнейший (как впрочем и всегда), фото животрепещущие, так и хочется потянуться к монитору понюхать цветочки. Спасибо за эту необыкновенную красоту!
Как же хорошо Вы написали, Юля! Спасибо огромное за понимание и поддержку!
УдалитьС появлением малышей и родители открывают для себя мир природы заново: начинается всё с подбирания камешков и палочек, игр в песочницах и посещения зоопарков, но и не заканчивается поисками ответов на детские почему в энциклопедиях) Отличные фото!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Оксана!
УдалитьВы совершенно правы!!! Очень рада, что заглянули! Спасибо!
Извиняюсь за вопрос. А Вы всю эту информацию выкладываете в родительском уголке. или здесь, на страничке. Я тут обратила внимание. что в России, в детских садах, воспитатели выкладывают в родительский уголок почти целые рефераты, чуть ли не по 3-4 страницы. Конечно не легко уложить ценную информацию в 10 предложений. но .....это всё читают? У нас те родители, которые всегда спешат, так они даже не останавливаются перед стендами, а те. кто торчит(извиняюсь за выражение) по полчаса в раздевалке со своим "золотцем", естественно не занимаются чтением, играют в прятки или догонялки. Поэтому мы стараемся помещать информацию компактно, чтоб это не было формально. Может быть я , конечно , и не права, но сейчас, в наше время, в век компьютеров, никто не желает впитывать много информации. Посмотрите. как общаются на форумах, сплошные смайлики, люди разучились общаться. Конечно школа и детсад являются образовательными учреждениями, но каждый родитель считает, что сам знает больше , чем любой педагог. Показать, что ты чего-нибудь не знаешь, оказывается сейчас не модно.Лучше промолчать, и сделать умное лицо. Простите, если как-то мрачно получилось
ОтветитьУдалитьКак же давно я не общалась с читателями таким образом! Спасибо за общение и вопросы! Обычно пишут восторженные отзывы, как всё хорошо, интересно... А вот вопросы, подобные Вашим, заставляют задумываться, анализировать, делать работу над ошибками.
УдалитьЯ совершенно с Вами согласна!!! У нас происходит практически то же самое... В уголках располагаем минимум информации, чтобы можно было выхватить одним глазком. Об этом всё время напоминает методист, чтобы информация была минимальной, тезисной. Привлекаем фотостендами, ведь, видя своё чадо, родитель волей не волей начинает читать... В библиотечке уже стоит информация пошире, разрешаем брать на дом. Ещё помогает, в какой степени, блог. Рекомендую родителям вечерком зайти, почитать, знаю, что многие заходят.
А родители бывают такие, что и не здороваются, не то, что не спрашивают, как прошёл день... Если вижу такое отношение, не навязываюсь.