суббота, 16 мая 2015 г.

Использование развивающих технологий в практике работы педагога

Современный педагог - это тот, кто постоянно развивается, 
самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей.
 Все это становится возможным благодаря его активной позиции
 и творческой составляющей.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности;
  • технологии исследовательской деятельности;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • игровые технологии;
  • технология ТРИЗ.
Все, вышеперечисленные, развивающие технологии я активно использую в работе с детьми раннего возраста.

Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания. 
В зависимости от целей,  здоровьесберегающие технологии в группе «Цыплята» реализовываются по-разному:
Профилактика плоскостопия  с помощью дорожек здоровья
Развитие движений на свежем воздухе
Пальчиковые игры
Цвето-терапия крашеным рисом
Логоритмика
Сказкотерапия

Технологии проектной деятельности
Возраст детей, с которыми я работаю, не позволяет им заняться проектной деятельностью самостоятельно. Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом и родителями.
Цель - работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы.

Проектная деятельность «Что такое снег?»
Исследовательско-экспериментальный проект «Волшебный песок»

Технологии исследовательской деятельности
Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности:
         наблюдения;
         беседы;
         опыты;
         дидактические игры;
         моделирование ситуаций;
         трудовые поручения, действия.
Экспериментирование с водой
Экспериментирование с песком
Экспериментирование с камнями

Информационно-коммуникационные технологии 
Компьютер имеет ряд существенных преимуществ перед классическим занятием. Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание.
С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.
В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.
Показ мультимедийной презентации с привлечением иллюстрированного материала, с использованием звуковых эффектов   позволяет  сделать образовательный процесс более ярким и эмоциональным.

Личностно-ориентированные технологии
Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий.
Личностно-ориентированным подходом обладает примерная образовательная программа  «От рождения до школы», по которой работает наше дошкольное учреждение.

Общаясь с ребёнком, выбираю позицию «на уровне глаз».
Игры с песком помогают выстроить доверительные отношения между педагогом и ребёнком.

Игровые технологии
Игровые технологии - фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.
При этом игры имеют множество познавательных, обучающих функций.
 Среди игровых упражнений я выделяю  те,
         которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;
         которые помогают обобщать предметы по определенным признакам;
         которые учат ребенка отделять вымысел от реального;
         которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.
Игры с водой помогают решать  образовательные, воспитательные и развивающие задачи.

Технология «ТРИЗ»
Используя технологии ТРИЗ, воспитатель учит детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового.
 Решение  сказочных задач и придумывание новых сказок включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование.
Творческий подход в организации и активизации познавательного интереса у детей посредством интерактивного панно
Теория решения изобретательных задач, ставящая во главу угла творчество. ТРИЗ облекает сложный материал в легкую и доступную для ребенка форму. Дети познают мир с помощью сказок и бытовых ситуаций.
   
P.S. При написании материала использовала литературу и другие доступные источники.

37 комментариев:

  1. Жанна, не перестаю убеждаться, Вы замечательный педагог, Вы не только умеете общаться с детьми, но и активно используете развивающие технологии, а в вашем арсенале их большое количество.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория!
      Спасибо за добрые слова, но я самый обычный воспитатель, просто немного творческий... вот и внедряю творчество в ежедневный бытовой процесс, впрочем, уверена, как и многие коллеги. Без этого в детском саду просто невозможно будет работать...
      Вот так и работаем, не подозревая даже, что стольким владеем, а когда начинаешь готовить какое-то выступление, знакомиться с документами, то понимаешь, что, ого, а ты оказывается - мастер... :)) Благодарю за поддержу, мне очень приятно с Вами общаться. :-*

      Удалить
  2. Здравствуйте,Жанна Витальевна! Спасибо за отличное методическое пособие с поясняющими фото.Вся деятельность развития и формирования воспитанников разложена по полочкам грамотно.С некоторыми поправками вполне применимо для начального звена.Прочитала золотые слова :"Детство(дошкольное) должно быть посвящено игре", а не "тыканью"кнопок в гаджетах или "натаскиванию" к школе.Всем родителям дошколят надо бы читать Ваш блог.
    С уважением к вам и вашей работе,Елена Анатольевна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Анатольевна, здравствуйте!
      Вот именно, что игра! и слава Богу, что ФГОС ДО ставит это на первое место!!! а не знания, умения и навыки...
      Спасибо огромнейшее за поддержку и понимание!!!

      Удалить
  3. Жанна, просто потрясающе сколько много и методов, и приемов для развития малышей. Вы, молодец! Спасибо Вам! Для своей работы школьного библиотекаря взяла на заметку моменты для привлечения детей к чтению. Я, для развития речевой деятельности своих первоклашек, использую видеосказки, которые сама наговариваю и выстраиваю к ним видеоряд. Выбираю сказки те, где можно порассуждать с детьми, обсудить, пофантазировать. Если Вам интересно - у меня в блоге есть закладка "Сказкотерапия для маленьких читателей".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана! Мне очень приятно, что Вы откликнулись!!! и не менее приятны Ваши слова. Уверена, что от самого библиотекаря очень многое зависит! Много раз слышала: "Вот не идут дети в библиотеку... не хотят читать...". А что Вы конкретно для этого сделали, чтобы привлечь ребят? Вот Вы огромная молодец - даже сказки сами наговариваете... кто ещё так делает? Зато уверена, что потом Ваши первоклашки приходят к Вам и во втором классе, и в десятом... Я обязательно загляну к Вам в гости, Вы меня невероятно заинтересовали. :)
      Глубоко уверена, что если занимаешься каким-то делом, то должен его делать качественно, а не отсиживаться - "ура, проскочили!".

      Удалить
    2. Жанна, спасибо за быстрый и хороший ответ. С радостью буду заглядывать к Вам в гости и учиться. Так здорово, что можно работу талантливого коллеги увидеть так наглядно!

      Удалить
  4. Жанна, хочется еще добавить, что современный педагог еще должен уметь показать свою работу и грамотно ее представить. Вы - пример этого. Вообще считаю, что Вы можете смело быть примером внедрения ФГОС в ДОО на всероссийском уровне в качестве эталона (простите, но другого слова и не подберу) - как он должен работать на деле, а не на бумаге. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, огромное спасибо за поддержку и добрые слова, мне ужасно приятно слышать их от Вас! Вы правы, нужно ещё уметь и представить, бывает это очень сложно, но не в плане самого написания, а времени, это требует времени, тишины и чтобы никто не отвлекал... :)

      Удалить
  5. Жанна - вы самый современный педагог!

    ОтветитьУдалить
  6. Жанна, не перестают любоваться Вашей работой! И, конечно же, у Вас учиться:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, Елена, засмущали... Вы сама великолепный специалист!!!

      Удалить
  7. Жанна Витальевна, с огромным интересом прочитала. Спасибо, многое возьму на вооружение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Галина! Мне будет приятно, если опыт Вам пригодится. :)

      Удалить
  8. Жанна, вы педагог от Бога. Ваши детки маленькие, большая часть времени уходит на адаптацию, и вы еще успеваете использовать в своей работе столько всего, да еще и ТРИЗ. Браво!!!! Наш сад тоже работает по программе "От рождения до школы" и также активно используют ТРИЗ-технологии, но вот с детьми младшего дошкольного возраста работают не так активно, как вы. Я вами просто восхищаюсь. Да, и еще ваши посты читаются на одном дыхании, спасибо:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, здравствуйте! Конечно, технология ТРИЗ, используется мной частично, доступная и адаптированная именно для раннего возраста. Вообще изучала этот вопрос, много прочитала, т.ч. в принципе, посчитала, что технология ТРИЗ имеет место быть и в яслях.
      Спасибо за добрые слова, мне очень-очень приятно услышать их от Вас!

      Удалить
  9. Ой как мне понравились штанги! Это просто чудо, я такого еще не видела. Обязательно сделаем у себя такие. Можно, Жанна?
    Спасибо за такой содержательный пост - прямо творческий отчет.
    А вообще, Ваш пост можно использовать как консультацию для педагогов ДОУ по знакомству и использованию современных технологий. Я года три назад делала презентацию на эту тему. Мы подробно разбирали с воспитателями технологии. Это очень важно при аттестации. Еще раз, спасибо, Жанна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Про штанги... если нужен МК, то можно посмотреть здесь:
      http://yellowchickens.blogspot.ru/2014/06/blog-post_4.html
      Материал и готовился, правда, не для выступления, а для участия в конкурсе.
      Спасибо, Елена, за добрые слова, мне очень приятно Ваше одобрение!!! Вы методист ДОУ, с большим стажем и не станете писать просто так. :)

      Удалить
    2. Жанна, спасибо за МК. Я надеюсь, у Вас высшая категория? Была бы более высокая, я бы Вам непременно присвоила. Каждый труд должен быть оценен по заслугам, тем более такой!!!!

      Удалить
    3. Высшая... да и более высокое есть "Почётный работник общего образования РФ"... :)) Так что я довольна свои положением!
      Спасибо, Елена!

      Удалить
  10. Здравствуйте, Жанна Витальевна! Какое получилось особенное содержание - это самое настоящее выступление или статья для журнала или обобщения опыта... И ведь всё своё, настоящее, опробованное и откорректированное! Какая же Вы молодец!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Спасибо за высокую оценку, надеюсь, что члены жюри это тоже оценят... результаты узнаю только в июне... ;)

      Удалить
  11. Настоящая презентация опыта работы творческого педагога! Спасибо Жанна Витальевна за то, что умеете, за любовь к детям, за Ваше неравнодушие. Все больше понимаю, дети -это цветы нашей жизни, чтобы они потом "распустились" за ними нужно правильно "ухаживать"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот-вот, Анна Борисовна, как корабль назовешь, так он и поплывет. :)
      Ранний возраст - это серьезно! и это установка на всю жизнь, и какая она будет - позитивная или наоборот, зависит от нас, взрослых. :)

      Удалить
  12. Просто супер! Про обычного педагог - это вы зря. У моей младшей в группе 2 воспитателя сменяют друг друга и вот одна всегда с ним чем-то занимается, что-то мастерят, а в дни когда вторая от ребенка слышу только что они смотрели мультики с ребятками ) Так что далеко не все занимаются с детьми ка вы )

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алефтина, здравствуйте! Спасибо большое за добрые слова! В общем-то как и на любом другом предприятии - кто-то работает от всей души, а кто-то ради денег...

      Удалить
  13. Жанна, как много вы делаете, столько направлений и методик! А потом еще кто-то будет говорить, что с малышами ничем особенным и интересным не позанимаешься), неправда, с малышами стооооооолько можно делать, что просто диву даешься! Вы чудесный педагог!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анечка, спасибо огромнейшее! Вы совершенно правы, с малышами можно много-много сделать интересного и они в ответ дарят свою искренность и доверие, открытость... Вот в пятницу, девочку долго не забирали, я решила переодеться... Она увидев меня, сказала: "Жан, ты такая красивая!". А потом увидела мои колготки в мелкий горошек: "Ах, у тебя столько родинок!!!". Вы бы видели её глаза...
      Спасибо ещё раз похвалу!

      Удалить
  14. Жанна, такое многообразие используемых приёмов, технологий! Какая вы молодец! Спасибо за подробный отчёт! Буду ещё активнее стимулировать воспитателей малышей. Тазик с водой на площадке просто покорил меня своими размерами.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна! Вам спасибо за добрые слова поддержки. Мне будет приятно, если опыт будет полезен и востребован.
      А тазик... да, пользуется у детей популярностью. :)) Сначала мы его использовали для игр с песком, затем нам установили настоящую, а тазик мы стали использовать для игр с водой. Летом - очень здорово выручает, ведь дети практически весь день находятся на участке. :)

      Удалить
  15. Какая вы молодец, педагог с большой буквы! Все должны придерживаться этих приемов , но увы... Многие работают только по плану, не выходя за рамки, не приступают к работе творчески,как это делайте вы. Я рада, что знакома с вами!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна! Думаю, что с введением ФГОС ДО в садиках всё изменится, и когда Вы выйдете из декретного отпуска, то сами в этом убедитесь. По крайней мере, мне бы этого хотелось, как и Вам. С детьми, особенно с маленькими, должны работать творческие люди... :)
      Спасибо за теплые слова.

      Удалить
  16. Спасибо, было полезно вспомнить теорию. Иногда очень нужно все раскладывать "по полочкам". Замечательные примеры!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, здравствуйте!
      Рада, что материал Вам понравился! Благодарю!

      Удалить