среда, 8 августа 2012 г.

Русская народная пословица гласит: Кто много читает, тот много знает!

Эту пословицу я очень часто произношу.
Сколько себя помню,  всегда любила читать и детей своих научила. 
 Пока были маленькими – я им читала, когда научились  сами читать,  то делали уже  это самостоятельно. 
Дочь прочла  всё, что можно прочесть, вблизи расположенной от дома, библиотеке. 
Сын  тоже продолжает традиции. Он еще был в коляске, а мы брали его с собой в библиотеку: посещали  вместе читальный зал, брали для него книги и записывали на абонемент дочери. Как-то сотрудница  библиотеки, предложила завести на имя Андрюшки карточку. 
Ему было года полтора, и вот с тех пор с удовольствием читает, особенно любит красочные энциклопедии.
 Является частым победителем «Лучший читатель года», «Победитель  в летнем чтении».  
А дочь теперь качает книги из Интернета 
  .

 К чему все это я пишу?

Уверена, что
 книга делает человека духовно богатым,
 учит добру,
 нравственности,
 учит красиво говорить и т.п.

Считаю, что задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.

Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.

А теперь, о  том, что непосредственно касается моей работы.
 В  раннем  возрасте  мы  знакомим  детей  с русским и мировым фольклором во всём его жанровом  многообразии -  колыбельные, потешки, загадки,  сказки  и т.д.
Особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они помогают малышу понять прочитанный текст.
Детские сказки, потешки - это своего рода  мини-спектакли  для малышей, в котором они одновременно и слушатели, и зрители, и актёры.
Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет  прочитанное.
Книга вводит ребёнка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров.


Задачи ознакомления детей с книгой на этом возрастном этапе:
  • формировать у детей интерес к книге, приучать внимательно  слушать литературные произведения;
  •  обогащать жизненный опыт малышей занятиями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг;
  • учитывать при отборе книг для детей тяготения ребёнка к фольклорным  и поэтическим произведениями;
  •  помогать детям, устанавливать простейшие связи в произведении;
  • помогать детям, выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;
  • поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребёнка при восприятии книги;
  • помогать детям мысленно, представить, увидеть события и героев произведения, с помощью отбора иллюстраций, учить рассматривать иллюстрации.

Существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе играет уголок книги.
Специально выделенное и оформленное место в группе, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть. Здесь ребёнок видит книгу не в руках воспитателя, а остаётся с ней один на один.
Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации.
Кроме книг здесь могут находиться детские журналы, картинки с изображением животных,  транспортом и т.д.


Каждый из детей должен найти книгу по своему желанию и вкусу. Поэтому на книжную полку можно помещать одновременно несколько книг, меняя их через 2-2, 5 недели.

Совместное общение воспитателя и ребёнка с книгой носит особо теплый и доверительный характер.

4 комментария:

  1. Жанна, прочитала Ваш материал с большим удовольствием. Стиль изложения просто завораживает - сразу видно, что Вы филолог.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, спасибо! С ведением блога открываются новые стороны и возможности в себе. Почему бы не стать писателем?

      Удалить
  2. Жанна Витальевна, здравствуйте! Этому сообщению более двух с половиной лет, а как интересно звучит и сегодня! Актуальности добавляет информация о чтении и книге в связи с Годом литературы!
    Так хочется, чтобы взрослые читали. Ведь только родители являются для малыша замечательным примером.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, здравствуйте! Да, сообщение написано давно, даже и не помню, какую использовала методичку или программу при написании. В начале жизни блога, как-то об этом не задумывалась...
      Действительно, актуальна и сегодня!
      Спасибо, что заглянули!

      Удалить