пятница, 6 сентября 2013 г.

Использование природного материала в работе с детьми раннего возраста

О магических свойствах воды, песка, камней  уже много сказано и педагогами, и психологами, и врачами.
И я в блоге затрагивала эту тему не один раз.  В течение всего учебного года в своей работе с детьми широко использую игры с водой и песком. 
Сегодня хочу поделиться с читателями, как мне помогает природный материал, в частности, камни и ракушки, адаптировать детей к условиям детского сада.

Зачем тратить деньги на дорогостоящие игрушки, когда бесценный материал находится у нас под ногами?
Казалось бы, обыкновенный камешек, что в нем такого?
А ребенок увлеченно его рассматривает, ощупывает, перекладывает из руки в руку, ОН ПОЗНАЕТ МИР!  В процессе тактильного общения с природным материалом малыш успокаивается, его страхи и тревожность уходят, он идет на контакт с педагогом и сверстниками.


Как это так?  То, по чему он ходит, вдруг дали в руки... Показали, как можно сделать дорожку, башенку... А ракушка, если приложить к уху,  шумит...
















Даня (2 года), посещает группу месяц: посмотрите с каким любопытством он рассматривает маленькую ракушку! 
Митя (1г.10мес.) посещает группу с 4 сентября - ему всё интересно! Жизнерадостный малыш, положительно откликается  на все мои предложения.
Это было первое знакомство малышей с природным материалом (в группе), и меня очень  порадовало, что их это заинтересовало и увлекло!

 P.S. А Вы используете природный материал в работе с детьми? Очень хотелось бы узнать мнение коллег. Возможно, кто-то пожелает поделиться своим бесценным опытом! Буду очень признательна!!!

20 комментариев:

  1. Мой малыш познакомился с такими природными материалами не в детском саду, а куда ранее. На море) Он у мня очень общительный, постоянно носил камушки, понравившейся ему, бабушке или ребенку. Песок набирал в кулачки и бросал в воду или мена)
    Теперь если он в песочнице, то в песке все окружающие)Вот не знаю как отучить теперь от такого рода хулиганства.

    ОтветитьУдалить
  2. Так это же здорово, Маша, когда ребенок познает мир таким образом и Вы его не одергиваете замечаниями типа: " Не трогай, испачкаешься! Не бери в руки, это грязно!".
    По поводу того, что ребенок бросает песок в Вас или окружающих, могу заметить, что это не хулиганство, а скорее всего Вы недостаточно точно обозначили свои требования, когда он впервые это сделал, может быть сказали ему нельзя и он продолжил это делать, поэтому он знает, что ему за это ничего не будет и продолжает делать. Дети настолько манипулируют нами, что порой мы, однократно уступив им, потом не можем справиться с ними. Требования должны быть всегда едиными, хоть один раз уступи им - ВСЁ! Бесполезно потом настаивать...
    Можно сказать ребенку, если он будет кидать песок в других, то больше мы не будем сюда приходить играть, взять его за руку и увести. Не уступать плачу и обещаниям.
    Также советуют и психологи: соблюдать в воспитании детей четкие и единые требования. Сказала мама "нет", значит, НЕТ.

    ОтветитьУдалить
  3. Я использую много природных материалов (Вы знаете об этом, Жанна). Мои любимые - песок и вода. Вот сегодня на консультации был мальчик с моторной алалией и ЗПР, так он от песка уходить не хотел - выполнял все мои задания (почти все), конечно, на своем уровне. Другой ребенок от воды в восторге: мы так учимся говорить! Используя воду, проигрываем купание зверей, проговаривая их названия, действия, и т.д. Вы и так все знаете.
    Многие родители думают, что игры с водой и песком -пустяки, но в них заложен большой потенциал: развивается тактильная чувствительность, тем самым развивается речь, мышление и т.д. В общем я могу петь восторженные речи природным материалам очень долго! Используйте их и радуйте детей. Дети - часть природы и они интуитивно тянутся к тому, что им близко.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Алена! Как приятно общаться с людьми, как говорит моя дочь, которые в теме! СПАСИБО!
      Вот поэтому-то нам и помогает в работе с детьми то, что к чему они тянутся интуитивно! Куда деваются слезы, увидев шишки, перышки и прочее, ребенок при этом может даже ничего не делать, лишь молча наблюдать, а процесс налаживания доверительных отношений идет... Это так вдохновляет и радует (по крайней мере меня)!

      Удалить
  4. Спасибо за приглашение в такой замечательный блог. Узнала много интересной информации. С природным материалом мы тоже работаем, но не так широко.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина! Приятно, что заглянули и что-то приглянулось. Заходите ещё, всегда рада общению с коллегами!

      Удалить
  5. Обожаю природные материалы!!! ))) Сама дома их использую и люблю педагогов, которые их используют )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да с Вас можно брать пример!!!Вашему разнообразию по использованию природного материала можно лишь позавидовать! Спасибо!

      Удалить
  6. Обожаю природные материалы!!! Я использую много природных материалов. Мои любимые - песок и вода.Многие родители думают, что игры с водой и песком -пустяки, но в них заложен большой потенциал.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада, что в Вашем лице, Мастона, нашла единомышленника! Ура!

      Удалить
  7. Я сейчас не коллега, а только мама)))), но тоже поделюсь своими наблюдениями. Мои дети обожают природный материал. И на первом месте - камешки. На них рисуют и старшие и малыш, их просто считаем, раскладываем на кучки по размерам, просто перекладываем. На втором месте - всякие шишки, желуди, орешки и т.д. Буквально сегодня вернулись с поездки к друзьям на дачу возле леса и озера. И с собой привезли много такого богатства. Такой материал и рассматривать можно, и поделки различные творить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А я и не сомневалась, что в Вашей семье природный материал используется многопланово!!!
      Какие Вы творческие и активные!
      Мы в этот раз из Пятигорска и Геленджика шишки сосновые, каштаны, камни привезли, так муж все не верил: правда с собой возьмете, дома добра такого хватает...
      Такого, да не такого! В общем, мы с Вами друг друга хорошо поняли, Ирина!
      Спасибо!

      Удалить
  8. Я тоже просто мама, но с камушками мы с дочей обожаем играть!)) Как-то раз мы с ней набрали на улице совсем мелкие камни, а дома их сортировали по размеру: большие, средние, маленькие. Самые мелкие я потом использовала как гранулят для игрушек. В другой раз искали плоские камни. Как оказалось, в городе их сложно найти. Потом уже дома написали на них буквы акриловыми красками и изучали их. Еще рисовали рожицы и делали человечков)) А уж о воде я молчу! Моя младшая так любит с ней возится! Постоянно наливает ее в какие-то емкости, потом разливает по более мелким, в общем, любит она это дело))
    Жанна, как повезло деткам, которые ходят к вам в группу!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, очень приятно, что Вы с дочерью так интересно проводите время!!! Ведь это так важно - научить ребенка замечать в мелочи большое, сотворить из простого сложное! Умнички!
      Спасибо, за добрые слова!

      Удалить
  9. Жанна, спасибо за статью и акцентирование на полезностях под ногами! :-)
    Я уже раньше показывала, как играли мои детки камушками и ракушками, в посте об Фото-игре. Всё богатство я сама когда-то насобирала на берегу моря. Думаю, что процесс увлекательный не только для детей. А с каким удовольствием мы бросали камушки в реку и бродили по воде!

    Как бы я хотела, чтоб и у нас были такие внимательные и любящий педагоги в садике! Какая же Вы молодец!
    Очень ценна и статья и комментарии под ней!
    Захотелось побежать на реку, пока тепло, насобирать камушков для рисования

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Юлечка, как приятно всегда читать Ваши добрые, позитивные комментарии! А Ваш пост я и сейчас помню, разве можно забыть такую красоту, но все равно ещё раз заглянула - полюбовалась!
      А камешки да ракушки - да, надо бы на зиму подсобрать! Будет чем заняться зимними вечерами с ребятней... Хотя у Вас ночи не такие длинные,наверное, как у нас на Сахалине и холодов-то сильных нет?

      Удалить
    2. Жанна, спасибо! :-)
      Не знаю, что нас ожидает этой зимой. Климат очень меняется. Наверное немного лучше, чем у Вас. Но и сами не можем дождаться весны в марте. Ех, лето!.. Впереди холода, брр...
      Извините, я так и не поняла, но должна спросить. Простите. Вы воспитатель, методист или заведующая детсадом? :-)

      Удалить
    3. Спасибо за вопрос, Юлия. Я работаю воспитателем (высшая категория)в обычном детском саду, причем работаю только с ранним возрастом. Специфика нашего детского сада такова, что дети каждый год поступают новые. По образованию я учитель русского языка и литературы, но в школе никогда не работала, после окончания института пришла в этот садик и работаю по сей день (около 20 лет). Работу свою очень люблю, люблю малышей. Хотя и было несколько интересных предложений по смене работы, даже предлагали преподавание в институте развития образования Сахалинской области.
      Ну вот как-то так.

      Удалить
    4. Жанна, приятно узнать Вас поближе!
      А то я не успела всего перечитать. В т.ч. и личное. У Вас каждая статья очень интересная. Заметно, что работа Вам нравится, что идёте к деткам с наилучшими намерениями!
      Насколько я понимаю, для воспитателя самая тяжелая работа, именно с новичками, адаптирование. Но с Вашим любящим подходом, с классными играми и развивалками, детки, наверное, намного легче привыкают, чем у обычных воспитателей старой закалки, которые обращаются с детьми чисто механически.
      Спасибо за откровенность!

      Удалить
    5. Спасибо Вам, Юлия! Всегда приятно, когда есть обратная связь!!!

      Удалить